search
main
0

Я так думаю. Инесса ЖАГЛИНА, учитель химии гимназии города Карабулак, учитель года Республики Ингушетия-2005

Кому нужна химия сегодня, когда многие стремятся стать экономистами, менеджерами и банкирами? Зачем моим ученикам зубрить длинные химические формулы, если они будут историками или филологами? Такие вопросы мне задают часто, и приходится объяснять значение химии в жизни каждого человека. Я думаю, что химия нужна каждому не только с точки зрения общего развития, но и с точки зрения валеологии, ведь все хотят быть здоровыми. Человек должен знать, какие продукты потребляет, какие полезны, какие вредны, что укрепляет здоровье, а что, наоборот, наносит ему вред, вызывает боль. В нашей школьной программе всему этому уделяется много времени и придается большое значение.

Часть моих учеников поступает в химические вузы или на химические факультеты вузов, многие выбирают медицинские, где приходится сдавать довольно серьезные экзамены по этому предмету. Причем наши выпускники учатся в очень престижных вузах Ростова, Москвы, Петербурга и других городов. Спрашивается, поступают с репетиторами или им хватает знаний, полученных в гимназии? Представьте себе, что поступают они без репетиторов, потому что в гимназии есть факультативный курс. Те, кому нужны знания в объеме, превышающем обычный школьный, имеют возможность сделать это. По сути дела, мы дотягиваем своих учеников до того уровня, который требуется для поступления в вуз, делаем все, чтобы это поступление было для них успешным. Ребенку нужны дополнительные занятия вне школы, только если он выбирает какой-то уж очень престижный вуз, например, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

Может ли школа в принципе подготовить ребенка к поступлению в высшее учебное заведение своими силами? Учитель к этому готов, но в старших классах нужно пересмотреть распределение часов. Те ребята, кому нужна химия или биология, должны получать больший объем знаний по этим предметам в рамках обычных уроков, тогда никто не будет задавать вопросов, под силу ли школе преодолеть пропасть между школьными и вузовскими требованиями к уровню подготовки выпускников. Но пока пересмотреть сетку часов не удается, и я, как химик и биолог, имею в выпускном классе 3 часа в неделю (в обычных школах у моих коллег по 2 часа в неделю), еще один час мне дают на факультатив, следовательно, в общем на все про все у меня есть 4 часа. В 10-м классе остается 2 часа, конечно, этого очень мало.

Очень большое значение для возбуждения интереса к химии для меня имеет практическая деятельность по охране окружающей среды. Это как раз то, что должно привлекать к занятиям химией и тех, кто не собирается связывать с этой наукой свою жизнь. В этом году мы с ребятами готовили к конференции работы по валеологии, рассматривая влияние микроэлементов на организм человека. Это было результатом нашей работы по исследованию проблем загрязнения реки Сунжи и городского пруда в нашем городе. Интересно, что когда я с учениками стала вести такую работу, то многое узнала и о себе, после чего что-то поменяла в режиме питания, в распорядке жизни. Думаю, и для моих учеников это тоже стало главным. Во всяком случае мы с ними провели уже три открытых мероприятия, поговорили о пользе яблок, диетического питания.

Чтобы соответствовать современным требованиям преподавания, каждый учитель должен постоянно повышать свою квалификацию. Я не исключение, причем для меня, разумеется, самым значимым повышением квалификации стал конкурс «Учитель года-2005». Это была ступенька вверх в профессиональном отношении. Сегодня я повышаю квалификацию в республиканском институте усовершенствования, но не отказалась бы от переподготовки в других институтах, в других регионах. Когда все время варишься в «своем котле», хочется сделать что-то новое, посмотреть, как это происходит у других коллег.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте