search
main
0

Я так думаю. Елена ТЕВЛЯВЬЕ, учительница чукотского языка и истории Чукотки, Чукотский АО

Сохранение традиций, языка, культуры очень важное для меня дело. Нынче много говорят о реструктуризации сельских школ, о том, что сельские дети должны получать хорошее образование, но там, где они живут с семьями, это невозможно, потому что местные учителя не могут дать качественное образование. Вот только так ли это и не потеряем ли мы в результате нечто очень важное для наших детей? В советские времена по тем же причинам – нужно дать хорошее образование – меня оторвали от семьи. После четвертого класса вместе с одноклассниками-односельчанами отвезли из дома за 140 километров в районный центр. Я жила и училась в интернате, у меня были замечательные воспитатели, они заботились о нас, проводили интересные мероприятия, старались сделать все, чтобы нам было хорошо, тепло в школе, но я каждый день плакала, испытывая жуткое чувство одиночества, вспоминая о доме, о маме, о своей маленькой деревянной школе в селе, где я любила запах краски, книг в библиотеке.

Семь лет я была дома по два месяца в году, остальное время не говорила на чукотском языке, почти забыла его и сильно переживала по этому поводу. С благими намерениями, которые я нисколько не осуждаю, нас отрывали от родного дома. После школы я окончила Магаданский педагогический институт, и спасибо какому-то мудрому человеку, переживавшему за нашу национальную культуру и решившему, что педагоги должны ее знать. Тогда в вузе создали группу, где учили чукотский язык, Семь лет я не учила родной язык, но вернулась к нему в институте, и это было замечательно. На базе нашей группы в рамках факультета общественных профессий тогда сформировали национальный ансамбль «Звезда». С этим ансамблем мы объездили всю страну, побывали в Японии. В родное село я приехала не только с дипломом, но и с корочкой руководителя национального ансамбля, стала работать в школе, которая к тому времени уже стала не начальной, а девятилеткой. По собственной инициативе учила своих первоклассников, которые говорили только на русском, чукотскому языку. Наш родной язык еще не совсем потерян, пока на нем говорят родители, но уже смешиваются два языка, и даже старики в магазине, чтобы сказать все быстрее, пересыпают чукотские и русские слова. Я начинала играть с детьми, на уроке пробовала проводить обучение двуязычию, тем более что алфавит у чукотского и русского языка один и тот же. Так возникла специфическая программа, которую не все могут реализовывать, поскольку она авторская, но так работают многие педагоги. Они дают то, что могут и как могут, стремясь сохранить то родное, национальное, что нам дорого и что мы хотим передать нашим детям. Сегодня в каждом селе у нас есть школа, дом культуры. Наш губернатор Роман Абрамович обращает большое внимание, как живет народ в регионе: теперь в наших селах строят замечательные коттеджи, в которых есть все удобства. У нас есть замечательные современные школы, есть все возможности дать нашим детям хорошее образование, не отрывая от семей, от родного дома. Но нужно разрабатывать модели национальных школ и развивать национальное образование, готовить молодых учителей в педвузах, чтобы они были бы готовы работать в таких школах. У нас в стране многое уже есть, но нужно поддерживать учителей национальных языков. На конкурсе «Учитель года России-2005» я была единственным преподавателем национального языка, и организаторы не знали, что со мной делать. Я соревновалась в номинации «Русский язык и литература», давая урок чукотского, но, наверное, это не совсем правильно. Думаю, что в конкурсе должна появиться новая номинация «Национальный язык и литература», что поднимет статус, увеличит уважение к национальным культурам, и это обязательно нужно сделать. Тем более что есть в регионах ученые и педагоги, которые могли бы войти в жюри такой номинации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте