search
main
0

Я так думаю

На вечерних улицах еще светятся огнями новогодние елки, мерцают гирлянды фонариков, а между тем все мы прочно входим в будни… Мы нехотя прощаемся с ожиданием рождественских чудес и подарков, мы понимаем, что праздник не может быть вечным, и вот мы просто начинаем работать, жить, решать очередные и внеочередные задачи. И если спросить любого из нас, взрослых, что бы нас сегодня обрадовало, мало кто вспомнит хоть одно радостное мгновение дня. Мы смутимся и попытаемся объяснить, что нам не до радости: сколько проблем приходится решать – политических, экономических, многих других…

Да, жизнь сложна, но радость пушистого снега, синих вечерних сумерек – это то, что доступно каждому из нас, причем абсолютно бесплатно.

Может быть, настало время, когда нужно задуматься: взрослый, не умеющий находить радость в простых, повседневных мгновениях бытия, опасен ребенку, опасен детскому сообществу. Нерадостные взрослые дома, нерадостные взрослые в школе, учебные задачи, зачеты, ЕГЭ и другие «мероприятия» школьной жизни. Да, можно эту всеобщую «нерадостность» объяснить сложнейшими проблемами времени, социума, государства, но нужно ли? И важно ли ребенку, почему столь нерадостен взрослый мир? И правы ли мы, если, «формируя» у ребенка гражданские качества, мы постоянно будем акцентировать его внимание на грустных сторонах жизни? Может быть, целесообразней (для его будущей судьбы прежде всего) показать юному человеку наше умение находить радости среди серых и трудных буден? Как знать, быть может, этот нравственный опыт радости окажется для него полезней, чем тысячи наших призывов к активной гражданской позиции?

Мы привыкли стесняться радости – вокруг так много печали. Наша личная радость кажется нам эгоистичной и потому скрывается за официальными формулами и декларациями. Не нужно скрывать радость от детей! Нужно учить их культуре радости! Сегодня очень часто радость подменяется удовольствием, у ребенка складывается стереотип жизни, состоящей из погони за удовольствиями. Не нужно его лишать удовольствий, отменять их, но нужно научить различать эти понятия. Радость всегда одухотворенна, ее свет озаряет лицо ребенка – всем нам приходилось видеть такое преображение даже самых отъявленных сорвиголов в мгновения их искренней, неподдельной радости, и это было нашим учительским счастьем. Удовольствие же несет на себе налет суетности, сиюминутности и потому не приводит к духовному развитию, росту. Совместные размышления взрослых и детей о становлении личности на пути от удовольствия к радости – важный этап обретения мировоззренческих основ.

…В мире всегда существует трагедия, ее предчувствие охватывает современников – кто знает, по какому пути пойдут страна, мир, каждая отдельно взятая личность. Вероятно, трудности будут нарастать. Как можно противостоять трагедии? Вооружаться и идти воевать, видя вокруг лишь врагов? Сделать шаг к агрессии и мести? Мы можем выбрать другой путь – путь радости. Русский писатель Михаил Пришвин прожил долгую жизнь во время адских лет революций, войн, репрессий – и остался в памяти людей как автор светлых рассказов о природе. Это был принцип восприятия мира, сохранивший жизнь. Радоваться солнцу, новому дню, встрече с человеком – вот основа долгой, плодотворной жизни. Я думаю, это и есть задача новой эпохи и учителя нового времени – самому учиться радости и учить радости других.

Владимир НИКЛЯЕВ, учитель года Тюменской области-2004

1slovo@list.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте