search
main
0

Я так думаю

Я люблю приходить в школу одной из первых. Особенно зимой. Ночь еще плавно не перешла в утро: холодное звездное небо даже не начинает светлеть, под ногами, словно разговаривает с тобой, весело и одиноко поскрипывает снежок. Как приятно с морозца зайти в теплый школьный вестибюль и, не раздеваясь, сразу пройти в свой кабинет. Открыть его и на несколько минут замереть на пороге, вслушиваясь и всматриваясь в удивительную таинственную тишину еще пустого класса. Через минуту-другую класс проснется окончательно: ярко вспыхнут-загорятся глаза-плафоны, зазвенят голоса учеников. И начнется еще один день моей школьной жизни. Я не знаю, какой он будет сегодня – ни один школьный день не похож на другой, но то, что будет он чуточку грустным, – это точно. И причина этой грусти мне хорошо известна: в июне уйдут «со школьного двора» мои одиннадцатиклассники. Уйдут, чтобы никогда уже не вернуться сюда учениками.

У меня удивительный класс. Только претендентов на «золото» и «серебро» – семеро! (Всего же двадцать два ученика: одиннадцать мальчишек и столько же девчонок). Все семеро – гордость школы: участники и призеры всевозможных олимпиад и конкурсов. Мои класс – самый спортивный в школе: ни одно соревнование не проходит без его участия. Мы, пожалуй, и самый «путешествующий» класс: Оптина пустынь, Шамордино, Калуга, Москва, Санкт-Петербург, Тула.

Все это, и многое другое на многочисленных фотографиях, видеокассетах, в нашей с ними памяти. Мои ученики уже cегодня знают, кем хотят быть завтра, и многое делают, чтобы это завтра состоялось: посещают кружки и факультативы, много читают, целенаправленно готовятся к поступлению в выбранные учебные заведения, занимаясь на очных и заочных курсах. Почему же, когда я смотрю на них, таких, казалось бы, спокойно-беззаботных, у меня тревожно сжимается сердце? Может быть, потому, что почти наверняка знаю, что они, максималисты, беззащитно-трогательные в своей вере в существование абсолютной справедливости. Я знаю, какой ценой – моральной и материальной – будет оплачено поступление в вуз этих обыкновенных мальчиков и девочек из обыкновенного районного городка, который находится всего-то в четырех часах езды от Москвы. Я знаю, сколько будет пролито слез, радостных и горьких. Знаю, сколько очарований и разочарований ждет их впереди. Я смотрю на них и тихонько прошу: «Господи!!! Сделай так, чтобы все они с первого раза, без родительских доплат за недобранные баллы, без слез и трагедий поступили туда, куда так стремятся». Прошу и вдруг ловлю себя на мысли: «А зачем? Зачем я прошу? Зачем оно вообще нужно это поступление?». Спохватываюсь, да, видно, уже поздно. И вспоминаю передачу «Пять вечеров», посвященную 250-летию МГУ. Вернее, фразу, прозвучавшую в ней: «Это и так ясно, что не все, окончившие МГУ, будут востребованы по той специальности, которую они здесь получили». Но ведь это значит, что и мои дети, все-таки поступив в вуз (пусть и не в МГУ), уже заранее будут обречены на НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ. Да, конечно, не все. Кто-то еще в процессе учебы начнет подрабатывать, закрепляя за собой рабочее место. Но если НЕВОСТРЕБОВАННЫМИ окажутся даже только двое-трое (а я ведь знаю, что их будет гораздо больше – просто вижу свои и своих коллег предыдущие выпуски), не появится ли совсем скоро поколение неуспешных, разочарованно-равнодушных, обозленных своей неустроенностью молодых людей? Почему никто не скажет этим девочкам и мальчикам, что стране НЕ НУЖНО столько юристов, экономистов, инженеров. Что в стране нет такого количества престижных рабочих мест. Я думаю об этом уже не первый год. И от этого тревога моя только усиливается. Но все же я очень хочу, чтобы они были в этой жизни СЧАСТЛИВЫМИ, МОИ МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ. Несмотря ни на что. Просто счастливыми.

Марина СИМОНЕНКОВА, учитель русского языка и литературы, учитель года Калужской области-2002, simonenkov@kaluga.ru, Сухиничи

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте