Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Я так думаю

Учительская газета, №8 от 1 марта 2005. Читать номер
Автор:

Что сегодня формирует духовный мир подростка? Родители, школа, общение с друзьями, телевидение, ИНТЕРНЕТ… Стоит ли включать в этот ряд книгу? Чтобы книга подействовала на юного читателя, нужно, чтобы он взял ее в руки. А кто посоветует подростку взять в руки книгу? Родители? Но те книги, которые они читали в подростковом возрасте, сегодня в большинстве своем, увы, не находят отклика в душе подростка. Школа? Да, в нынешние программы по литературе включены первоклассные произведения, но книг, посвященных жизненным проблемам современного школьника, мы в них не найдем, да и вообще современной литературы в школе практически нет. Может быть, поможет телевидение? Но, увы, у нас нет подросткового телевидения, как, впрочем, и подросткового кино, и подростковой периодики.

И телевидение больше занято подглядыванием в замочную скважину, подсматриванием в спальню и санузел, чем проблемами подросткового чтения. А есть ли она вообще, современная литература для подростков? Если и есть, то о ней не знают ни родители, ни дети, ни учителя, ни библиотекари. А ведь это потенциальные покупатели книжных магазинов. А если некому книгу купить, то зачем ее издавать? А если ее не издавать, то о ней никто никогда не узнает. Вот круг и замкнулся! И что бы там ни писали для детей современные писатели, подросток никогда их произведений не прочитает. Вместо этого он будет смотреть «Дом-2», думая, что это и есть любовь, будет слушать с трудом заглушаемую пищалками перебранку участников программы «Окна», думая, что это и есть русский язык, да смотреть сериалы, думая, что это и есть искусство.

…Мы упразднили цензуру, но почему-то вслед за этим стали стремительно исчезать такие понятия, как «вкус», «чувство меры», «стыд». Мы оставили в прошлом «политику партии и правительства в области литературы и искусства», и государство самоустранилось от решения вопросов духовной жизни. А может быть, мы, как всегда, вместе с водой выплеснули и ребенка? Если нравственное становление молодого поколения не есть вопрос государственный, то, право же, у нас весьма странное государство. А если все-таки это проблема государственная, то почему у нас нет правительственных программ по поддержке детского и подросткового чтения, детского кино?

«Наши дети ничего не хотят читать!» – со вздохом констатируем мы. А что мы, взрослые, сделали, чтобы это было не так? Какие усилия приложили, например, чиновники от культуры и образования, чтобы изменить ситуацию?

Провели конкурс современных авторов на лучшее произведение для детей и юношества или конкурс на лучшую издательскую программу «Классика детской и юношеской литературы»?

Издали аннотированные каталоги современной детской литературы для библиотекарей и педагогов?

Проинициировали и профинансировали издание «Библиотеки детской и юношеской литературы», которая поступила бы в каждую школьную и детскую библиотеку?

Отвели на телевидении, на государственном канале «Культура», например, пятнадцать минут в неделю для разговора с детьми и родителями о детской литературе и детском чтении?

Увы!

Нет денег в бюджете? Значит, надо искать. Никогда не поверю, что богатые люди не хотят, чтобы их дети читали.

А читать они хотят! Спросите сегодняшних подростков, какую книгу им хотелось бы прочитать, и вы узнаете, что они хотят найти книгу о своих сверстниках, попадающих в сложные жизненные ситуации, о героях неординарных, стремящихся изменить жизнь к лучшему, о людях, ищущих смысл жизни, собственный путь. И чтобы без нравоучений!

А еще спросите себя, много ли вы читаете сами?

Михаил НЯНКОВСКИЙ, учитель года России-1994, redactor@academ.yaroslavl.ru, Ярославль


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту