search
main
0

Я так думаю

«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить». «Что русскому – благо, то немцу – смерть». Мы действительно уникальны, своеобразны, многогранны и неповторимы. Зачем же терять себя?

Продолжим «философствовать», друзья?О том, что можно делать, что нельзя…Что нынче нужно, что, возможно, – нет,В словах пытаясь, а не делом, дать ответ?Продолжим воду в ступе мы толочь?Мне, честно говоря, уже невмочь.

Неловко и неприятно наблюдать, как облеченные властью люди выхватывают далеко не лучшие образцы чуждых иноземных идей и бездумно пытаются силой навязать их нам, учителям, рассылая грозные указания, директивы и рекомендации. Создается впечатление, что эти персоны не знакомы с логикой.

Очевидно, что современная педагогическая концепция должна сочетать в себе все достоинства советской классической образовательной системы с лучшими образцами зарубежных технологий, адаптированными к нашим условиям.

Законом «единства и борьбы противоположностей» пренебречь невозможно – именно он лежит в основе всей нашей жизни. В настоящее же время основное внимание уделяется лишь разработке механизма общественного воздействия на образование, сведение к минимуму роли, самостоятельности и возможностей учителя. С моей точки зрения, ученик, учитель, родители и государство должны быть равными взаимодействующими партнерами в процессе познания и воспитания, конфликт интересов между которыми будет стимулировать и подстегивать общее развитие.

Чего же не хватает сегодня российской школе и нашему Отечеству? Уверен – идеи и идеологии! Не политической доктрины, а духовной философии, мировоззренческой позиции.

Школе же, я думаю, надо, руководствуясь этой идеей, стать творческим, динамично развивающимся объединением одаренных единомышленников, обладающих равными правами и возможностями.

Ученики и родители должны иметь право и реальную возможность выбора школы, класса и учителя, изучаемых в старшем школьном звене предметов, их уровня сложности, количества часов, отведенных на изучение тех или иных дисциплин и модели общения ученика с одноклассниками, учителями, отношения к окружающему социуму.

От государственных органов управления требуется весьма мало. Необходимо в первую очередь наконец создать и утвердить единую трехуровневую программу, единый учебник и задачник (или пособие) по каждому предмету; выработать и сформулировать единую систему четких и конкретных требований к объему, содержанию и качеству ЗУН. Ограничить запросы вузов к абитуриентам рамками школьной программы, учебника, задачника (или пособия) по соответствующему уровню сложности, регламентировать перечень предлагаемых на экзаменах вопросов, заданий или задач.

Государство должно обеспечить полноценное финансирование школы в объеме, гарантирующем действительно бесплатное образование и обеспечивающем достаточно высокий социальный статус учителя.

Сформировать законодательную базу, создающую режим благоприятствования образованным людям, чтобы повысить престиж обучения, заинтересовать в нем граждан.

Сократить количество бюрократических звеньев в системе образования, ограничить до минимума объем документации и отчетности, которую должен вести учитель и классный руководитель.

И наконец, самое главное, что обязаны сделать наши выдающиеся государственные деятели и мыслители. Дайте людям работу, зарплату, достаточную для жизни и воспитания детей, жилье и уверенность в завтрашнем дне – все сразу станет на свои места. Обеспечьте детям полноценное питание, качественное здравоохранение, возможность заниматься спортом и творчеством – и не придется выдумывать «здоровьесберегающих педагогических технологий». И вообще ничего больше не надо будет выдумывать. Можно будет спокойно работать…

Игорь ПОЛИЩУК, учитель физики СШ №4, учитель года Курской области-2003, Рыльск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте