search
main
0

Я способен! Оздоровительные динамические паузы на уроках

О важном значении динамических пауз для физического и умственного развития, снятия запредельного торможения у школьников с психическим недоразвитием писали и пишут врачи, педагоги и психологи. Я поделюсь опытом проведения на уроках упражнений, способствующих активному отдыху.

При длительной работе ручкой, карандашом пальцы рук учащихся нуждаются в специальной гимнастике. Приведенные ниже упражнения не только дадут активный отдых утомленным пальцам, но и увеличат их подвижность и силу. 1. Сжать пальчики в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо. 2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 15 раз. 3. Выпрямить пальцы. Большой палец отвести в сторону и выполнить круговые движения сначала влево, затем вправо. 4. Выпрямить пальцы. Одновременно сжать и разжимать первые две фаланги. 5. Развести прямые пальцы. Начиная с мизинца, последовательно (веерообразным движением) сжать все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 6. Сжать пальцы в кулак. Разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Учащиеся на уроке устали. Чтобы вернуть работоспособность, можно предложить написать крупными буквами на большом листе предложения: «Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!» Эти формулы самовнушения действуют не сразу, но подсознание примет повторяющуюся информацию как приказ к действию. Чтобы сформировать хорошую осанку, просыпаясь, учащимся полезно повторить 5-10 раз следующее: «Я выпрямляюсь! Мой позвоночник вытягивается! Я тянусь к солнцу». В наши дни близорукость широко распространена во всем мире. По данным ученых-гигиенистов, каждый пятый страдает этим недугом. Специалист по охране зрения детей профессор Э.С.Аветисов предлагает специальную гимнастику для глаз: 1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Считать медленно до пяти, затем открыть глаза на такое же время. Повторить пять раз. 2. Для снятия утомления смотреть перед собой 2-3 секунды. Потом, держа указательный палец правой руки на расстоянии 20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течение 3-5 секунд. Повторить пять раз. 3. Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 30 см, смотреть на конец пальца 3 секунды. Прикрыть левой ладонью глаз на 3 секунды, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3 секунды. Повторить то же самое, начиная с левой руки. Повторить пять раз. Несмотря на доступное содержание уроков, применение разнообразных приемов и методик, соблюдение условий, обеспечивающих внимание и работоспособность, в конце рабочего дня проявляются признаки усталости. В этот момент необходимо переключить внимание учащихся, дать 1-2 минуты отдыха, пошутить. Например, спросить: «Сколько шагов сделает воробей за одну минуту? Ни одного: воробей прыгает, а не шагает». «Какие бывают камни в воде? Мокрые». «От чего утка плавает? От берега». «Если один петух закукарекает изо всех сил, то человек проснется. Сколько петухов должно закукарекать, чтобы проснулись три человека? Тоже один петух».  Хоровое чтение – прекрасный отдых, оживляющий внимание. Если ученики устали, работают вяло, начинаются маленькие шалости, то достаточно предложить классу произнести какие-нибудь стихотворения, пословицы… Энергия возродится, и учащиеся начнут работать. Важно приучать школьников во время хорового чтения держать корпус выпрямленным, голову слегка приподнятой, что даст возможность соблюдать правильное дыхание. Опыт показывает, что вначале, усаживаясь, учащиеся производят много шума, но достаточно появиться на доске слову «тишина», они буквально замирают. Минута тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров. С древних времен музыка сопровождала человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Она и сегодня служит эффективным средством воздействия на настроение и психическое состояние организма. Наиболее ярко выраженный эффект дает мелодичная и спокойная по характеру музыка П.И.Чайковского «Времена года». В качестве примера: методика использования музыкотерапии во время самостоятельной части урока математики. В начале самостоятельной работы учащимся напоминаются алгоритмы выполнения действий, порядок и правила написания работы. Затем включается специально подобранная музыка определенной громкости, соответствующая возрасту учащихся. Звучит она в течение 10-13 минут. Учащиеся выполняют работу. Затем звучит другая мелодия в течение 3-5 минут. Это является своеобразным сигналом к окончанию работы. Во время подведения итогов работы, рефлексии музыка также звучит. ​Светлана ЧЕРНЯЕВА, учитель математики коррекционного образования Максатихинской школы-интерната Тверской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте