Новости в нашей группе звучат с самого утра.«Елена Николаевна, а вы знаете, как получилась зелененькая лягушка? У нас на даче в пруду были черные головастики, и из них теперь получились зеленые лягушки!»
«А меня поцарапала рыжая кошка… Я хотела ее чуть-чуть погладить, а она взяла и поцарапала… »
«Мы с мамой сделали большой пирог с черникой и съели, потом у меня зубы были какие-то синие…»
Каждая новость – это не просто «частный случай», это маленькое событие большого мира, познавая и исследуя который, дети делают свои открытия. Не все, но кто-то из них (и не только непосредственный участник) теперь знает, что все растет и порой при этом сильно изменяется; что у кошки могло быть намерение поспать в покое и безопасности, и, царапая, она защищалась; что ягода-черника действительно чернит губы и зубы. Так из разнообразия жизненных обстоятельств и личного опыта детей, из различия гипотез и предположений, из отдельных слов и фраз каждый день рождается частичка большого яркого мира. Где в нем мое место? В чем моя задача? Я не могу физически каждую минуту быть рядом с каждым из детей, но могу сопереживать их открытиям, помогать им осмысливать чувства и результаты их действий. А одновременно высказывать свои предположения, предлагать свой опыт, вносить свои идеи. Так из нашей «совместности» рождается уникальность нашего общего и единичного мирочувствования, миродействия.
Дети существа деятельные. Им мало только говорить или слушать, им непременно нужно действовать, пробовать. Что же им предложить, если одних в данный момент интересуют лягушки, а другие прочно увлечены машинами, если девочки воспринимают мир через призму красоты, стремятся все дополнить деталями, а мальчики нацелены на открытие нового и практически не замечают подробностей? На мой взгляд, правильнее всего предлагать детям самим сделать выбор, учить договариваться. Выбирая общую тему, обсуждаем с детьми «что знают, что хотят узнать, что предлагают сделать, чтобы узнать», – и начинаем вместе строить план наших действий. Даже трехлетние малыши обладают некоторым запасом знаний, вполне уверенно и компетентно предлагают «почитать», «спросить у мамы и папы», «посмотреть и увидеть», для того чтобы узнать. Чем старше дети, тем разнообразнее становятся их идеи: «посмотреть в энциклопедии», «найти в Интернете», «отправиться на экскурсию», «сделать опыт», «посмотреть передачу по каналу Discovery», «узнать у взрослых, у тех, кто уже учится в школе». Значит, моя задача не только в сопереживании их чувствам или придании их мыслям «законченной формы», но и в создании условий для того, чтобы дети могли самостоятельно действо-
вать, искать и находить нужную информацию, пробовать и выбирать подходящие именно им способы действий. Выбирая, каждый сам принимает решение – рисовать или строить, играть в одиночку или рассматривать картинки вместе с товарищем, использовать знакомое действие или учиться новому, делать для себя или для других, обратиться за помощью ко мне или к другим взрослым. Такой выбор рождает не только свободу, но и ответственность. А все вместе день за днем формирует в нынешних дошкольниках качества, важные всегда и во всем, – уверенность, инициативность, готовность к сотрудничеству, к самостоятельному учению.
В этом и есть задача воспитателя детского сада. Моя задача.
Комментарии