Сценарий занятия по истории, который я предлагаю вашему вниманию, помогает ребятам сформулировать собственную точку зрения. Побывавшим на уроке в 11 классе «Б.Н. Ельцин: разрушитель или созидатель?» и проанализировавшим развитие России в конце ХХ века школьникам легче занять определенную позицию по отношению к личности Бориса Николаевича Ельцина. На занятии применяются информационные технологии, дополнительные материалы, используются интернет-ресурсы.
«Ельцин: разрушитель или созидатель?» – урок обобщения знаний учащихся по теме «Россия в конце 20 века». Урок предусматривает использование компьютерных технологий. Работаю в 11 классе по программе Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарёва М.В. Россия и мир. История XX века. /Волобуев О.В. Россия и мир с древнейших времён до конца XX века. – М.: Дрофа, 2004, с.16-30.
Учащиеся и учитель использует учебник Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарёва М.В., Рогожкина В.А. Россия и мир. XX век. 11кл.-М.:Дрофа,2006-2007.
Программа мною модифицирована, так как на повторение требуется 2 часа, а отводится 1 час, то второй взят из темы «Запад и «третий мир» во второй половине ХХ века». Учебник Волобуева О.В. содержит немного фактического материала по темам «Внешняя политика России в конце ХХ века» и «Культура России конца ХХ века», поэтому для урока используются материалы из брошюры Волобуева О. В., Кулешова С. В. Россия в 90-ые гг. 20 – начале 21 века. Это позволяет дать более полное представление о России конца ХХ века, продолжить подготовку учащихся к ЕГЭ по истории.
Я на уроках истории часто применяю технологию проблемного обучения, она помогает обучать ребят анализировать исторические источники, размышлять, представлять обоснованное собственное мнение по различным проблемным вопросам. Именно с этой целью и построен урок. Учащиеся анализируют материалы, делают выводы, стараются самостоятельно ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. На уроке приводится много дополнительного материала, активно используются Интернет-ресурсы (презентация о Б. Н. Ельцине). На втором уроке используется компьютерная презентация (примерно 15 минут).
Тип урока: урок обобщения знаний.
Форма урока: проблемный, включающий работу с историческими источниками в группах.
Время урока: два учебных часа.
Методы: слово учителя, групповая работа, анализ исторических источников, заполнение опорной схемы, подготовка к составлению характеристики исторического деятеля.
Цели урока.
Методическая цель: Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории.
Обучающая цель: Проанализировать политику первого Президента России, выяснить значение для дальнейшего развития страны, дать характеристику политического деятеля.
Развивающая цель: Формирование навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога.
Воспитательная цель: Воспитание патриотизма, активной гражданской позиции.
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация «Личность Б.Н.Ельцина», дидактические материалы для работы в группах, на доске фотоматериалы эпохи Ельцина, учебник для 11 класса (автор Волобуев О.В.), карта «Федеральные округа России».
План урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Работа в группах.
3. Итоги развития России в 90-ые годы 20 века.
4. Личность Б. Н. Ельцина.
5. Закрепление материала.
Ход урока.
Эпиграф к уроку: «Когда все мыслят одинаково, значит, никто не мыслит» (Гегель).
1. Вступительное слово учителя.
История современной России ведет отсчет с распада СССР в декабре 1991 года. Но тогда существовало только название нового государства – Российская Федерация, предстояло главное – преобразование государства и общества. Преобразования начинаются с экономических реформ, а заканчивается полным разрушением прежнего государственного устройства – республика Советов уступает место демократической республике.
90-ые годы 20 века в нашей стране неразрывно связаны с именем Бориса Николаевича Ельцина, первого Президента России. Проанализировав исторические материалы, прослушав различные мнения об этом человеке, в конце урока мы должны ответить на вопрос «Кем же был Ельцин – разрушителем или созидателем?».
2. Работа в группах.
Работая в группах, учащиеся готовятся к выступлению перед классом, отвечая на вопрос «Каковы итоги президентства Б. Н. Ельцина?»
1 группа. Итоги политического развития России в конце 20 века.
Материалы:
1. Учебник истории 11 класса: параграф 40 (пункт 2,3,4), 41-42 (пункты 1, 3, 4).
2. Документы.
«Был расстрел Верховного Совета, когда не сумели договориться, по сути дела, две ветви власти – исполнительная и законодательная. Я считаю, что все-таки не до конца использовали механизмы переговоров. Можно было бы снять все эти вопросы для того, чтобы не переживать тот кошмар, который у нас всех на памяти. Наверное, можно было бы избежать и чеченскую войну. Но это, я считаю, от характера президента, который любил настаивать на своей точке зрения. Иногда потом он осознавал, что сделал что-то не то, и менял свою тактику, но вместе с тем часто как раз в пылу эмоций принимал решения, которые приводили к серьезным последствиям». (Г. Селезнев).
«У него были такие базовые ценности в голове. К ним я отношу следующие. Он считал, что свобода лучше цензуры. Он считал, что частная инициатива лучше, чем замшелая бюрократия. Он считал, что Россия – неотъемлемая часть мира, и должна быть открытой страной». (Б. Немцов).
«И вообще, как-то все быстро позабыли советский рай, где одним – гнилая картошка и скисшее молоко в незакрывающихся стеклянных бутылках, а другим – обкомовский распределитель. Моя бабушка – колхозница из Тверской (тогда Калининской) области, получала при Брежневе пенсию в 28 рублей, это я насчёт «14 млн. находятся за чертой бедности». Кроме того, «на 23,7% сократилась территория страны» – это вредный, опасный миф. Эстонцы, латыши, белорусы, украинцы, армяне (и ещё 10 республик) живут НЕ НА НАШЕЙ, русской земле, а на своей! Поэтому территория России при Ельцине НЕ СОКРАЩАЛАСЬ. А если кому Крым покоя не даёт, так это – Хрущёву претензии». (Комментарий итогов правления Ельцина в Интернете).
«Начавшееся в России почти ровно 76 лет назад так называемое «триумфальное шествие» советской власти пришло к своему окончательному финишу 26 октября — после подписания Президентом Указа \”О реформе местного самоуправления в Российской Федерации\”. Таким образом, окончательно ликвидирована вторая по значению после КПСС система, составлявшая основу тоталитарного режима. Разрушение этих двух казавшихся незыблемыми монолитов, можно полагать, останется главной исторической заслугой Б. Ельцина». (Из статьи С. Чугаева «Президент Ельцин поставил точку в истории Советской власти» // Известия. 1993. 28 октября).
«Запрещены съезд, Верховный Совет, Моссовет, Петросовет, областные, краевые и республиканские советы, советы народных депутатов всех уровней. Расстрелян из танковых пушек и сожжен Дом Советов Российской Федерации. Расстреляны в упор парламентаризм, представительная власть, в условиях тотальной цензуры готовятся так называемые \”самые демократические выборы\” в декабре 1993 г. Разгром советов всех уровней стал свершившимся фактом». (Из статьи председателя Союза социальной защиты военнослужащих, военнообязанных и членов их семей «Щит» В. Г. Уражцева «Из подполья» // Согласие. 1993. № 6. Ноябрь).
Какая оценка отражает суть событий?
Мнение современников
«Гражданское общество есть, но очень кривобокое. Есть относительно сильное и развитое сообщество гражданских организаций. По самым скромным подсчетам, их (только таких, которые хоть как-то работают, а не просто существуют на бумаге) не менее 70 тысяч и в них активно работает более миллиона человек. Это много или мало? Если сравнивать с той пустыней, которая имела место еще 15 лет назад, — прогресс огромен.
Проблема в другом. Ведь гражданское общество — это не только совокупность некоммерческих общественных организаций. Это еще и независимые профсоюзы, и свободная от государственного вмешательства пресса, и свободная культурная инициатива, и развитая система частной благотворительности, и местное самоуправление (не как нижний отрезок \”вертикали власти\”, а как особая форма самоорганизации людей, живущих вместе в одном районе или населенном пункте), и много-много чего еще». (А. Ю. Даниэль, правозащитник, сын писателя Ю. М. Даниэля. «Человек социальный. Появится ли в России гражданское общество?» // Известия. 3 июля 2002 г.).
Вопросы и задания:
1. Какие проблемы в политике, стоящие перед Россией, старался решить Б. Н. Ельцин? (Предполагаемый ответ учащихся: отсутствие прав человека, правового государства, гражданского общества).
2. Какие изменения произошли в политической системе России? (Предполагаемый ответ учащихся: разделение власти на три ветви, Конституция РФ, права человека).
3. Сформировано ли правовое государство в России в результате политических реформ конца 20 века?
4. Как, на ваш взгляд, оценивают политические реформы Ельцина представители разных классов общества? (Предполагаемый ответ учащихся: пенсионеры, приверженцы КПРФ – негативно; предприниматели, люди среднего класса, молодёжь – положительно).
5. Почему Ельцин был переизбран на второй срок президентства? О чем, на ваш взгляд, это свидетельствует? (Предполагаемый ответ учащихся: шла борьба между двумя путями развития страны – демократический или коммунистический).
6. По вашему мнению, сложилось ли гражданское общество в нашей стране? (Предполагаемый ответ учащихся: нет (аргументация ответа), да (аргументация ответа).
2 группа. Итоги экономического развития России в конце 20 века.
1. Учебник истории 11 класса: параграф 40 (пункт 1), 41-42 (пункты 2, 5, 7).
«Он верил в то, что можно перейти к рыночной экономике без всяких трудностей, предлагал какой-то план, который ему подсовывали его молодые коллеги, недостаточно профессиональные. Но затем решился, заложил свой авторитет, колоссальный в то время, на то, чтобы осуществить эти реформы. Он призвал команду Гайдара. Несколькими решительными шагами (несмотря на то, что от этого положение в стране и жизненный уровень ухудшились) он в течение, можно сказать, одного года провел рыночные реформы. После чего в России вместо плановой стала рыночная экономика. Перед ней открылась перспектива. Это было колоссальное достижение.
Плоды жизни Бориса Ельцина столь масштабны, что сейчас звучат только самые первые и сиюминутные оценки того, что он делал. Чем дальше 1990-е годы будут уходить в историю, тем яснее будет становиться человек, который в то время руководил страной». (Е. Ясин (министр экономике в 90-е гг.).
Два подхода к реформированию общества и государства
После распада СССР новой России предстояло решить следующие стратегические задачи: построить правовое демократическое федеративное государство; совершить переход от социалистического планового хозяйства к рыночной экономике; создать условия для формирования гражданского общества.
Уже в 1992 г. обрисовались два основных подхода к вопросу о методах и сроках проведения реформ. Один из них, представленный экономистом Е. Т. Гайдаром, можно определить как радикально-реформаторский. Его приверженцы исходили из того, что преобразование социалистической собственности в частную и свободный рыночный обмен товарами и услугами приведут к созданию эффективной экономической системы. Регулирование же ее предполагалось осуществлять через управление финансами, а не путем прямого государственного вмешательства. Это был революционный подход, который предусматривал быструю и решительную ломку социалистического планового хозяйства и перераспределение собственности в кратчайшие сроки.
Л. А. Пономарев, сопредседатель общественно-политического движения «Демократическая Россия»: «В революционном темпе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торговле… Действовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да, ряд его указов, принятых в этой критической обстановке, носит антиконституционный характер. Но я назвал бы их гениальными. Они абсолютно отвечали политической потребности».
Второй подход заключался в неспешном и осторожном реформировании экономики с сохранением рычагов ее регулирования в руках государства. Предполагалось, что в течение длительного времени будет происходить параллельное развитие государственного сектора экономики и частнопредпринимательских структур.
Главным аргументом его сторонников было то, что в этом случае преобразования не скажутся столь разрушительно на экономике и на уровне жизни населения.
А. И. Вольский, президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «…Предлагаемый курс по реформированию управления экономическим развитием — в замене практически почившей административно-командной системы на государственно регулируемую экономическую систему с плавным переходом к рыночному саморегулированию. На слово «плавный» я просил бы обратить внимание».
Растянутость на длительное время была существенным минусом не только на взгляд многих сторонников реформ, но и не соответствовала настроению и ожиданиям значительной части политизированного населения, в первую очередь жителей крупных городов, ждавших немедленной отдачи от реформ.
Начатые правительством радикальные реформы — либерализация цен, либерализация торговли и приватизация — привели, с одной стороны, к наполнению рынка товарами главным образом за счет импорта (государственного и частного), а с другой — к инфляции и снижению уровня благосостояния значительной части населения. В частности, произошло обесценивание личных вкладов в сберегательных кассах.
Вопросы и задания.
1. Какие проблемы стояли перед российской экономикой? (Предполагаемый ответ учащихся: неэффективность экономики, отсутствие товаров, незаинтересованность работников в результатах труда и т.д.).
2. Объясните, исходя из каких соображений, Президент поддержал реформаторский курс Гайдара. (Предполагаемый ответ учащихся: регулирование реформ в экономике через управление финансами).
3. Как вы оцениваете экономические реформы конца 20 века?
4. Какими критериями вы при этом руководствуетесь?
5. Что имел ввиду Ельцин, говоря следующие слова: «Идем без тропы, нехоженой тайгой»? (Предполагаемый ответ учащихся: реформы проводились сложно, так как не было стран, которые проводили бы через реформы переход от командной экономики к рыночной).
3 группа. Итоги внешней политики России в конце 20 века.
1. Учебник истории 11 класса: параграф 43.
2. Документы.
Курс на формирование правового государства и утверждение принципов демократии побуждал российское руководство к разработке новых подходов и практических шагов во внешнеполитической деятельности. Это происходило в условиях стремительного исчезновения «социалистического лагеря» и прекращения конфронтации двух общественных систем и двух военно-политических блоков, устранения образа внешнего врага из официального политического лексикона. Распад СССР коренным образом изменил как всю геополитическую ситуацию, так и «балансы» сил местного, регионального значения. Новая Россия, оставаясь второй по мощи ракетно-ядерной державой, не обладала уже прежними военно-политическими, дипломатическими и экономическими возможностями.
Принципиально изменились отношения с Соединенными Штатами Америки. Визит Б.Н. Ельцина в США в начале 1992 г. был отмечен подписанием «Декларации президентов России и США». В этом документе фиксировался партнерский характер отношений двух стран, основанный на взаимном доверии и приверженности принципам демократии. Они же легли в основу подписанного несколько позже, уже при следующем президенте США У. Дж. Клинтоне, документа, определяющего российско-американские отношения, — Хартии российско-американского партнерства и дружбы.
Победивший на выборах 1992 г. президент Клинтон продемонстрировал дальнейшую поддержку курса реформ в Российской Федерации. Это проявилось не только в политической, но и в торгово-экономической области. По сравнению с временами «холодной войны», когда действовал ряд ограничений, мешавших предоставить нашей стране режим наибольшего благоприятствования, были сделаны определенные шаги по увеличению объемов российско-американского товарооборота.
Другим ведущим направлением внешней политики России был европейский регион. Позитивные сдвиги произошли в отношениях с Европейским Союзом, который играет ведущую роль на континенте в интеграции экономического и валютного пространства, социальной, образовательной, культурной и других сфер. В середине 1990-х годов было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом, и этим был создан механизм политического диалога между ними.
Подтверждением верности новой России курсу демократии стало ее принятие в Совет Европы. Однако это накладывало на нее определенные обязательства: необходимость выполнять установочные ориентиры, на которых базируется Совет Европы, в частности требование подписать и соблюдать Европейскую конвенцию 1953 г. по правам человека. В соответствии с ней Российская Федерация ввела мораторий на смертную казнь. В таком же контексте следует рассматривать реакцию Совета Европы на военные действия в Чечне, когда его вполне понятная озабоченность случаями нарушения прав мирного населения нередко переходила на уровень вмешательства во внутренние дела суверенного государства.
Ключевым в налаживании отношений с Западом явился вопрос о месте и роли в новых условиях Организации Североатлантического договора (НАТО). Россию не могло не беспокоить стремление некоторых руководителей альянса придать НАТО статус организации, имеющей абсолютный приоритет в определении международно-политических процессов на европейском континенте. Остро стояла проблема неприятия нашей страной начавшегося расширения числа участников данного блока, прежде всего за счет государств, входивших ранее в организацию Варшавского договора, и некоторых бывших советских республик. Однако в декабре 1996 г. сессия Совета НАТО приняла решение по этому вопросу, расходящееся с мнением Российской Федерации.
В данных условиях жестко держаться прежних взглядов для российского внешнеполитического ведомства означало бы приверженность курсу на возобновление конфронтации. Началась серия переговоров и консультаций, преследующая цель найти разумные подходы. В итоге начал работать Совместный постоянный совет «Россия — НАТО». Тем самым делались попытки уменьшить негативные последствия расширения НАТО на Восток, приведшие к принятию в его состав Польши, Венгрии и Чехии.
Российская Федерация стала одним из участников процесса поиска оптимальных механизмов европейской безопасности и сотрудничества. Это, например, проявилось в ее участии в деятельности ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе). В то же время в ряде случаев сказывалась разница в геополитических интересах, выражавшаяся в «нажиме» на Россию со стороны США и других стран Запада. Ряд их внешнеполитических акций входил в противоречие, а порой выливался в частные конфликты с Россией (например, использование военно-воздушных сил против Югославии).
В отношении политики России в азиатско-тихоокеанском регионе следует отметить позитивный эффект участия Российской Федераций в работе созданного в 1967 г. регионального форума АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии) по вопросам стабильности и преодоления конфликтов в данном районе земного шара.
Продолжались конструктивные контакты с Китайской Народной Республикой, регулировались пограничные вопросы. В апреле 1997 г. в Москве была принята российско-китайская Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка.
Дипломатические сдвиги в территориальном вопросе о четырех Курильских островах, являющемся камнем преткновения для российско-японского сотрудничества, имеются, но пока еще эта проблема не поддается решению, которое бы устроило обе стороны.
Внешнеполитический курс России на Ближнем Востоке в полной мере отразил противоречивость событий в этом крайне нестабильном и конфликтном районе. Поскольку Россия является правопреемницей СССР, то именно на Ближнем Востоке вопросы как сохранения прежнего курса, так и внесения в него существенных корректив был особенно сложным. Основной линией преемственности политики – активное участие в разрешении ближневосточного кризиса с учетом установления нормальных отношений с Израилем.
Одним из главных направлений внешней политики России является развитие прочных и дружественных отношений на постсоветском пространстве. Образование Содружества независимых государств (СНГ) не привело к созданию прочного политического и экономического союза бывших советских республик наподобие Европейского Союза. В 1993 г. на встрече глав государств СНГ был утвержден Устав этой организации. Он не был ратифицирован только Украиной, Молдовой и Туркменистаном. Таким образом, официально членами СНГ считаются 9 стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Однако в документах СНГ нигде не проводится различия между статусом членов и участников Содружества.
В отношении к России и СНГ в целом со стороны новых государств преобладали разные ориентации в зависимости от ситуаций экономической и политической заинтересованности или незаинтересованности правящих кругов в сближении или отдалении. Некоторые члены СНГ стремились занимать прозападные позиции (особенно Украина и Грузия) в ущерб их отношениям с Россией. В свою очередь ряд влиятельных российских политических деятелей придерживались той точки зрения, что Россия должна «сосредоточиться внутри себя» и спокойно отнестись к любым изменениям внутриполитических и внешнеполитических курсов правящих кругов стран СНГ. Наиболее тесные отношения сложились между Россией и Белоруссией, поставивших своей целью создание единого государства.
При формальном доминировании России в СНГ реально на протяжении всех 1990-х годов в нем действовали больше центробежные, чем объединительные тенденции. В то же время не произошло и развала СНГ, поскольку правящие элиты не могли не считаться с существующими экономическими связями (например, зависимость Украины от российских энергоносителей) и настроениями значительной части общества, направленными на сохранение и упрочение отношений с Россией.
В отличие от Европейского Союза, СНГ не создало органов, наделенных надгосударственными полномочиями. Решения принимаются на основе взаимного согласия, но каждое государство обладает правом не подписывать общий документ при наличии особой позиции, а, следовательно, не берет на себя соответствующих обязательств. Лишь немногие документы СНГ имеют все двенадцать подписей.
1990-е годы были временем становления новой российской дипломатии, с постепенным осознанием национально-государственных интересов. Это было связано с преодолением, с одной стороны, отмирающих установок советской внешней политики, а с другой — некоторых иллюзий как горбачевского «нового мышления» (абсолютизация общецивилизационных ценностей и надежд на помощь в перестройке), так и раннеельцинского внешнеполитического курса неуклонной поддержки Запада по всем вопросам.
Но главный итог состоял в том, что в течение 1990-х годов был осуществлен очевидный прорыв в области отношений с ведущими странами Запада. Состоялась серия переговоров на высшем уровне, преследующая цель сделать Россию равноправным партнером при формировании основ нового мирового порядка. Наша страна вошла в ряд международных организаций, ранее закрытых для нее по политическим мотивам. Признанием значимости России стало вхождение ее лидера (с 1997 г.) в состав регулярно собирающихся для обсуждения глобальных вопросов глав государств и правительств ведущих стран мира (превращение «семерки» — США, Англия, Германия, Франция, Италия, Канада, Япония — в «восьмерку»).
1. Какие новые черты приобрела российская внешняя политика в 90-ые гг. 20 века? (Предполагаемый ответ учащихся: Россия вошла в международные организации, партнерство со странами Западной Европы, равноправные отношения с другими странами и т.д.).
2. Какие угрозы безопасности России и всего мира были приоритетными в годы президентства Ельцина Б. Н.? (Предполагаемый ответ учащихся: терроризм, сепаратизм).
4 группа. Итоги развития культуры в конце 20 века.
1. Учебник истории 11 класса: параграф 48 – 49 (стр. 339 – 340).
Изменения коснулись всех сфер жизни общества. Сказались они и на развитии культуры. Определяющей чертой духовной жизни общества стала свобода выражения творческих замыслов писателей, художников, артистов, музыкантов. Это способствовало появлению в искусстве многообразия стилей и жанровых форм. На книжном рынке читатель может найти практически все виды и жанры отечественной и зарубежной литературы.
Два-три десятилетия назад картина литературной жизни выглядела по-другому. Наряду с официально одобряемой литературой, где были свои «генералы» и «рядовые», истинные таланты и бесталанные, но широко печатаемые авторы, существовал так называемый «андеграунд» — культура художественного «подполья» (В. В. Ерофеев) и непризнанные властями, живущие в «самиздате» или в песенной традиции тексты (Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий, Б. Б. Гребенщиков). Существовала также неведомая массовой читательской аудитории литература «третьей волны эмиграции» (А. И. Солженицын, И. А. Бродский, С. Д. Довлатов). Сегодня же эти писатели и поэты стали значимыми для всей отечественной культуры.
Изменилась и роль литературы в обществе, ее содержание и формы. Во второй половине 1980-х годов толстые журналы были заполнены возвращенными произведениями и по праву считались центрами духовной жизни того времени. Постепенно они утратили свои позиции. Сейчас литературный процесс децентрализован: множество журналов, альманахов и книг всевозможных издательств предлагают литературную продукцию как для широкого, так и для элитарного читателя. Нет и единого доминирующего направления.
Традиционно силен реализм, объясняющий человека социально, исторически (В. П. Астафьев, Д. А. Гранин, Ю. М. Поляков и др.), но все же и он демонстрирует новые формы воплощения (В. С. Маканин, Б. П. Екимов, А. Г. Волос, Л. Е. Улицкая и др.). Последние несколько лет активно развивался постмодернизм – новое направление, построенное на игре литературных образов, цитат, в чем-то отрицающее старые и по-своему ищущее новые ценности и смыслы (Т. Н. Толстая, В. О. Пелевин, Л. С. Петру-шевская и др.). Популярностью стала пользоваться отечественная детективная литература (Б. Акунин, А. Маринина и др.).
Основными характеристиками развития музыкальной культуры в России 1990-х годов являлись многообразие и открытость. Российские музыканты стали полноправными соавторами мирового музыкального пространства. Зарубежная гастрольная и контрактная деятельность музыкантов позволила получить сравнительную оценку рейтинга отечественного искусства, где конкурентоспособными оказались выдающиеся исполнители, такие, как В. И. Федосеев, Ю. X. Темирканов, B.Т. Спиваков, М. В. Плетнев, В. А. Гергиев и возглавляемые ими коллективы.
Современные российские композиторские школы и направления представлены творчеством Г. В. Свиридова, А. Г. Шнитке, C. А. Губайдуллиной, Э. В. Денисова, В. П. Артемова и др. Появились новые не классически-филармонические формы концертного исполнительства.
Формирование слушательской аудитории определяла полная доступность различных музыкальных стилей и направлений отечественных и зарубежных авторов и исполнителей всей палитры рока – от «патриархов» («ДДТ», «Алиса», «Кино»), до новичков («Танцы минус», «Сплин» и др.), рэпа («Многоточие», «Ртуть», «Дельфин»), диско и др. Появление в музыкальной культуре клубного исполнительства было принципиально новым для России. К примеру, такое направление, как панк-рок, стало более популярным и вышло из «андеграунда» на клубные подмостки.
Молодежные музыкальные субкультуры «фэнов» за десятилетие вполне развились и оформились. Возникло размежевание молодежи по музыкальным предпочтениям. Наряду с этой камерной тенденцией развивались «мега-концерты», рассчитанные на многотысячную аудиторию под открытым небом или на закрытых стадионах.
Во многом пройдя этап механического подражания западной массовой кинопродукции, причем далеко не лучшим образцам, отечественный кинематограф создал ряд серьезных произведений.
С одной стороны, в современном кинематографе продолжают развиваться реалистические традиции отечественного киноискусства, с другой — характерны поиски новых средств выражения. Последнее проявляется в так называемом «экспериментальном кино».
Наряду с активно работающими старыми мастерами кинорежиссуры (А. Г. Герман, С. С. Говорухин, В. Ю. Абдрашитов, Н. С. Михалков, А. А. Сокуров, С. С. Соловьев, П. Е. Тодоровский, К. Г. Шахназаров) выдвигаются новые имена (С. С. Бодров, Т. Э. Кеосаян, Е. А. Кончаловский, В. П. Тодоровский).
В массовом кино и телевидении преобладающую роль стали играть фильмы детективного жанра. В телепрокате эти работы начинают частично вытеснять зарубежные боевики.
Телевизионные программы несомненно стали разнообразнее, выделяются профессионально сделанные новости. На добротном уровне выполняются программы, посвященные путешествиям, природе. На смену зарубежным телесериалам приходят отечественные, как правило, более высококачественные. В то же время и на голубом экране пока наблюдается излишество сцен насилия, криминала. Ряд передач возбуждают в зрительской аудитории чувства агрессивности, апеллируют к отнюдь не лучшим сторонам человеческой натуры.
Сценическое искусство в 1990-е годы пережило принципиально разные периоды, которые, как и все в жизни, не выстраивались друг за другом, но друг на друга накладывались, имели область перекрытия. Фоном происходивших перемен стала свобода – система управления (органы управления культурой) предоставила театрам репертуарную (выбор пьес к постановке) и художественную (выбор художественного языка) свободу.
Вначале театры поняли свободу как возможность «говорить». Так, спектакль, поставленный В. В. Фокиным в театре им. М. Н. Ермоловой, назывался «Говори» (по деревенским очеркам В. В. Овечкина, 1956 год). И театры стали «говорить». То есть выносить из подтекста то, что они в советский период своей истории показывали зрителям в паузах, недомолвках, мизансценах и т. д. Но хотя публицистика имеет право на существование в театре, эту функцию гораздо лучше и оперативнее исполняет пресса и экранные СМИ. Поэтому из данной ниши театр был вскоре вытеснен печатью и телевидением. Интересно, что возможность высказаться породила волну театрально-студийной активности. В этот период в Москве насчитывалось около 300 театральных студий, многие из которых быстро распались, не получив зрительского признания.
Тогда наступил новый период постперестроечного театра — возвращение к идее К. С. Станиславского о том, что театр должен показывать «жизнь человеческого духа». И театры вернулись к классическому репертуару, «обновляя» классику современными модернистскими приемами. Одновременно развивается коммерческий театр — театр антрепренера, использующий имя известных актеров для привлечения публики.
Наряду с возрождением прежних столичных и провинциальных театров собирают большую зрительскую аудиторию и новые (Р. Г. Виктюка, М. 3. Левитина, О. П. Табакова, П. Н. Фоменко и др.). Широко известны спектакли Малого драматического Санкт-Петербургского театра под руководством Л. А. Додина (получившего название «Театра Европы»), а также работы Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», возглавляемого А.В.Галибиным. Все больше завоевывает рынок отечественный шоубизнес.
Постоянно устраиваются вернисажи и организуются выставки картин и скульптур как известных, так и молодых художников разных направлений.
Одной из особенностей современного состояния общественного и индивидуального сознания и социального бытия является все более возрастающий удельный вес информационной компоненты. Мир компьютеров и Интернета уже не только выстраивает новую информационную среду, но и создает свое цивилизационное измерение, влияя на личность человека. Это открывает новые перспективы самообразованию человека и формирует новые коммуникационные типы социальной самоорганизации.
Переходный период сказался на состоянии российской науки, которая испытала трудности в связи с недостаточным финансированием. Продолжались научные исследования и научно-технические программы, начало которых уходит еще в советское время. В частности, их вел Объединенный институт ядерных исследований в г. Дубне, где был введен в действие новый ускоритель ядерных частиц. Большим успехом ученых явилось создание суперкомпьютера мощностью 1 триллион операций в секунду. Отечественные ученые-физики пополняют периодическую систему Менделеева открытием новых элементов. Достижения российской науки были отмечены присуждением Нобелевской премии вице-президенту Российской Академии наук Ж. И. Алфёрову, известному ученому в области полупроводников и создания приборов на их основе.
Одной из особенностей развития российской науки в этот период стало участие ученых в разработке международных научных и научно-технических программ. Высокими темпами происходит дальнейшая интеграция российских научных центров в систему мировой науки. Так, в настоящее время на околоземной орбите находится международная космическая станция, в создании которой принимала участие и Россия. Разрабатывается проект отправления международного космического корабля на Марс. При этом учитывается уникальный опыт отечественной космонавтики.
Почти 16 лет (с 1986 г.) на околоземной орбите продержалась космическая станция «Мир». В 1995 г. космонавт В. В. Поляков провел на этой станции 439 дней (14 месяцев). Этот срок пребывания был выбран из расчета продолжительности полета к Марсу.
Существенный шаг вперед сделали общественные науки. Освободившись от идеологического диктата, восприняв лучшие достижения отечественной и зарубежной мысли, многие из которых по разным причинам были недоступны, получив возможность работать в ранее закрытых фондах архивохранилищ, российские гуманитарии создали значительное число новаторских работ.
Вместе с тем остается задачей общенациональной значимости усиление государственной поддержки научных исследований и минимизация процесса «утечки мозгов» за рубеж.
1. Какие изменения произошли в духовной сфере? (Предполагаемый ответ учащихся: развитие науки, космонавтики, снижение государственного финансирования, достижения искусства, кино и т.д.).
2. Какую роль стали играть СМИ в жизни государства? (Предполагаемый ответ учащихся: «жёлтая пресса», плюрализм мнений о событиях, многообразие периодической печати).
3. Какие проблемы стояли перед культурой России в конце 20 века? (Предполагаемый ответ учащихся: «утечка мозгов» за границу, коммерциализация культуры, финансирование).
3. Итоги развития России в 90-ые гг. 20 века.
На основе ответов учащихся класс заполняет таблицу.
Положительные итоги.
Отрицательные итоги.
В политической области
1. Ликвидация всевластия Советов.
2. Принята новая Конституция, которая утвердила разделение властей.
3. Создан парламент страны Федеральное собрание.
4. Многопартийная система создана. Плюрализм.
5. Все уровни власти формируются через демократические выборы.
6. Создано независимое местное самоуправление.
7. Провозглашены и действовали права и свободы граждан.
8. Образование СНГ.
1. Распад СССР.
2. Появилось новое общественное явление – популизм.
3. Война в Чечне.
4. Межнациональные конфликты.
5. Рост сепаратизма в стране.
В экономической области
1. Рынок насыщен товарами.
2. Появилось предпринимательство.
3. Вводились рыночные методы регулирования экономики, складываются рыночные отношения, структура рынка.
4. Сложился класс собственников.
1. Уменьшился платежный спрос населения.
2. Утечка капиталов из России.
3. Упал объем промышленного и сельскохозяйственного производства.
4. Расслоение общества.
5. 40 % населения жили за чертой бедности.
6. Гиперинфляция.
7. Потеря экономических связей.
8. Рост цен.
9. Безработица.
10. Увеличение налогов.
11. Сложилась криминогенная обстановка в стране.
12. Сокращение государственных вложений в образование, науку, культуру.
13. «Министерская чехарда».
14. Рост государственных долгов МВФ.
В культуре
1. «Занавес» открыт: знакомство с зарубежной культурой.
2. Возвращение деятелей культуры из-за рубежа.
3. Освобождение от идеологических пут.
4. Многообразие направлений культуры.
1. Сокращение государственного финансирования культуры.
2. Коммерциализация культуры и её учреждений.
3. Быстрое развитие массовой культуры.
Во внешнеполити-ческой деятельности
1. Окончание «холодной войны».
2. Партнёрские отношения с США.
3. Взаимовыгодные торговые отношения с европейскими странами.
4. Принятие России в Совет Европы.
5. Принятие России в организацию «Семерка ведущих стран» (стала «восьмерка»).
1. Распад «социалистического лагеря» – потеря союзников.
2. Расширение НАТО на Восток.
3. Проблемы в отношениях в СНГ.
4. Личность Б. Н. Ельцина.
Учащиеся представляют презентацию о личности Б. Н. Ельцина (задание дано за 2 недели до урока).
После выступления учащихся учитель задает вопрос: «Ельцин: разрушитель или созидатель?»
«Разрушитель»
«Созидатель»
1. Распад СССР.
2. Разрушение экономических связей.
3. Разрушена дружба народов СССР.
4. Упал авторитет России в мире. Мир стал однополярным.
5. Распад «социалистического лагеря».
6. Упал уровень образования в стране.
1. Создание рыночных отношений в стране.
2. Провозглашена частная собственность и её неприкосновенность.
3. Экономическая свобода, образование класса предпринимателей.
4. Провозглашены права человека.
5. Многопартийность создана.
6. Заложены основы правового государства.
На основе ответов составляется схема. Ребята высказывают свою точку зрения, начинается дискуссия.
5. Закрепление знаний.
1. «Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что нам казалось просто, оказалось мучительно тяжело. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее. Я сам в это верил» (Из обращения Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 года). Как вы думаете, за что просил прощение у народа Борис Николаевич?
2. В. И. Ленин: «Революции не делаются в белых перчатках». Как вы считаете, Б.Н. Ельцин совершил революцию в России? Делал ли он её «в белых перчатках»?
3. Тестовые задания. Соотнесите даты и события президентства Б. Н. Ельцина.
Событие
Дата
1. Избрание Б. Н. Ельцина на второй срок
А. 12 декабря 1993 года
2. Создание СНГ
Б. Октябрь 1993 года
3. Начало экономической реформы в России
В. Декабрь 1991 года
4. Принятие Конституции.
Г. Январь 1992 года.
5. Противостояние исполнительной и законодательной власти в России.
Д. Август 1998 года
6. Финансовый кризис. Дефолт.
Е. Июль 1996 год
6. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме «История России в 90-ые годы 20 века», повторить параграфы 40 – 43 учебника 11 класса.
Использованная литература.
1. Россия и мир. 20 век: учеб. для 11 классов общеобразовательных учреждений/ О. В. Волобуев, В.А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин. – 5-е изд, стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
2. Волобуев О. В., Кулешов С. В. Россия в 90-ые гг. 20 – начале 21 века: доп. материалы к учебнику-практикуму для 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2002.
3. Фортунатов В. В. Новейшая история России в лицах. 1917- 2008. – СПб: Питер, 2009.
4. Б. Н. Ельцин. Исповедь на заданную тему. М., 1990.
5. Интернет-ресурсы.
www.svobodanews.ru
Wikipedia
Елена Ерофеева, учитель истории и обществознания средней школы №88 городского округа Тольятти Самарской области, участница конкурса «История 90-х»
Во вложенном файле – презентация.
Фото с сайта http://www.oldmos.ru/
Комментарии