Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Я прошу прощения…». Урок истории в 11 классе на тему «Б.Н.Ельцин: разрушитель или созидатель?»

Дата: 31 августа 2011, 19:22
Автор:

Сценарий занятия по истории, который я предлагаю вашему вниманию, помогает ребятам сформулировать собственную точку зрения. Побывавшим на уроке в 11 классе «Б.Н. Ельцин: разрушитель или созидатель?» и проанализировавшим развитие России в конце ХХ века школьникам легче занять определенную позицию по отношению к личности Бориса Николаевича Ельцина. На занятии применяются информационные технологии, дополнительные материалы, используются интернет-ресурсы.

«Ельцин: разрушитель или созидатель?» – урок обобщения знаний учащихся по теме «Россия в конце 20 века». Урок предусматривает использование компьютерных технологий. Работаю в 11 классе по программе Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарёва М.В. Россия и мир. История XX века. /Волобуев О.В. Россия и мир с древнейших  времён до конца XX века. – М.: Дрофа, 2004, с.16-30.

Учащиеся и учитель использует учебник Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарёва М.В., Рогожкина В.А. Россия и мир. XX век. 11кл.-М.:Дрофа,2006-2007.

Программа мною модифицирована, так как на повторение требуется 2 часа, а отводится 1 час, то второй взят из темы «Запад и «третий мир» во второй половине ХХ века». Учебник Волобуева О.В. содержит немного фактического материала по темам «Внешняя политика России в конце ХХ века» и «Культура России конца ХХ века», поэтому для урока используются материалы  из брошюры Волобуева О. В., Кулешова С. В. Россия в 90-ые гг. 20 – начале 21 века. Это позволяет дать более полное представление о России конца ХХ века, продолжить подготовку учащихся к ЕГЭ по истории.

Я на уроках истории часто применяю технологию проблемного обучения, она помогает обучать ребят анализировать исторические источники, размышлять, представлять обоснованное собственное мнение по различным проблемным вопросам. Именно с этой целью и построен урок. Учащиеся анализируют материалы, делают выводы, стараются самостоятельно ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. На уроке приводится много дополнительного материала, активно используются Интернет-ресурсы (презентация о Б. Н. Ельцине). На втором уроке используется компьютерная презентация (примерно 15 минут).

Тип урока: урок обобщения знаний.

Форма урока: проблемный, включающий работу с историческими источниками в группах.

Время урока: два учебных часа.

Методы: слово учителя, групповая работа, анализ исторических источников, заполнение опорной схемы, подготовка к составлению характеристики исторического деятеля.

Цели урока.

Методическая цель: Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории.

Обучающая цель: Проанализировать политику первого Президента России, выяснить значение для дальнейшего развития страны, дать характеристику политического деятеля.

Развивающая цель: Формирование навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога.

Воспитательная цель: Воспитание патриотизма, активной гражданской позиции.

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация «Личность Б.Н.Ельцина», дидактические материалы для работы в  группах, на доске фотоматериалы эпохи Ельцина, учебник для 11 класса (автор Волобуев О.В.), карта «Федеральные округа России».

План урока

1.                  Вступительное слово учителя.

2.                  Работа в группах.

3.                  Итоги развития России в 90-ые годы 20 века.

4.                  Личность Б. Н. Ельцина.

5.                  Закрепление материала.

Ход урока.

Эпиграф к уроку:  «Когда все мыслят одинаково, значит, никто не мыслит» (Гегель).

1.    Вступительное слово учителя.

История современной России ведет отсчет с распада СССР в декабре 1991 года. Но тогда существовало только название нового государства – Российская Федерация, предстояло главное – преобразование государства и общества. Преобразования начинаются с экономических реформ, а заканчивается полным разрушением прежнего государственного устройства – республика Советов уступает место демократической республике.

90-ые годы 20 века в нашей стране неразрывно связаны с именем Бориса Николаевича Ельцина, первого Президента России. Проанализировав исторические материалы, прослушав различные мнения об этом человеке, в конце урока мы должны ответить на вопрос «Кем же был Ельцин – разрушителем или созидателем?».

2.    Работа в группах.

Работая в группах, учащиеся готовятся к выступлению перед классом, отвечая на вопрос «Каковы итоги президентства Б. Н. Ельцина?»

1 группа. Итоги политического развития России в конце 20 века.

Материалы:

1.    Учебник истории 11 класса: параграф 40 (пункт 2,3,4), 41-42 (пункты 1, 3, 4).

2.    Документы.

«Был расстрел Верховного Совета, когда не сумели договориться, по сути дела, две ветви власти – исполнительная и законодательная. Я считаю, что все-таки не до конца использовали механизмы переговоров. Можно было бы снять все эти вопросы для того, чтобы не переживать тот кошмар, который у нас всех на памяти. Наверное, можно было бы избежать и чеченскую войну. Но это, я считаю, от характера президента, который любил настаивать на своей точке зрения. Иногда потом он осознавал, что сделал что-то не то, и менял свою тактику, но вместе с тем часто как раз в пылу эмоций принимал решения, которые приводили к серьезным последствиям». (Г. Селезнев).

«У него были такие базовые ценности в голове. К ним я отношу следующие. Он считал, что свобода лучше цензуры. Он считал, что частная инициатива лучше, чем замшелая бюрократия. Он считал, что Россия – неотъемлемая часть мира, и должна быть открытой страной». (Б. Немцов).

«И вообще, как-то все быстро позабыли советский рай, где одним – гнилая картошка и скисшее молоко в незакрывающихся стеклянных бутылках, а другим – обкомовский распределитель. Моя бабушка – колхозница из Тверской (тогда Калининской) области, получала при Брежневе пенсию в 28 рублей, это я насчёт «14 млн. находятся за чертой бедности». Кроме того, «на 23,7% сократилась территория страны» – это вредный, опасный миф. Эстонцы, латыши, белорусы, украинцы, армяне (и ещё 10 республик) живут НЕ НА НАШЕЙ, русской земле, а на своей! Поэтому территория России при Ельцине НЕ СОКРАЩАЛАСЬ. А если кому Крым покоя не даёт, так это – Хрущёву претензии».  (Комментарий итогов правления Ельцина в Интернете).

«Начавшееся в России почти ровно 76 лет назад так называемое «триумфальное шествие» советской власти пришло к своему окончатель­ному финишу 26 октября — пос­ле подписания Президентом Указа \”О реформе местного самоуправле­ния в Российской Федерации\”. Та­ким образом, окончательно ликви­дирована вторая по значению после КПСС система, составлявшая осно­ву тоталитарного режима. Разруше­ние этих двух казавшихся незыбле­мыми монолитов, можно полагать, останется главной исторической заслугой Б. Ельцина». (Из статьи С. Чугаева «Президент Ельцин поставил точку в истории Советской власти» // Известия. 1993. 28 октября).

«Запрещены съезд, Верховный Совет, Моссовет, Петросовет, обла­стные, краевые и республиканские советы, советы народных депутатов всех уровней. Расстрелян из танковых пушек и сожжен Дом Советов Российской Федерации. Расстреляны в упор парламентаризм, предста­вительная власть, в условиях тотальной цензуры готовятся так называ­емые \”самые демократические выборы\” в декабре 1993 г. Раз­гром советов всех уровней стал свершившимся фактом». (Из статьи председателя Союза социальной защиты военнослужащих, военнообязанных и членов их семей «Щит» В. Г. Уражцева «Из подполья» // Согласие. 1993. № 6. Ноябрь).

Какая оценка отражает суть событий?

Мнение современников

«Гражданское общество есть, но очень кривобокое. Есть отно­сительно сильное и развитое сообщество гражданских организаций. По самым скромным подсчетам, их (только таких, которые хоть как-то работают, а не просто существуют на бумаге) не менее 70 тысяч и в них активно работает более миллиона человек. Это много или мало? Если сравнивать с той пустыней, которая имела место еще 15 лет назад, — прогресс огромен.

Проблема в другом. Ведь гражданское общество — это не только совокупность некоммерческих общественных организаций. Это еще и независимые профсоюзы, и свободная от государственного вмешатель­ства пресса, и свободная культурная инициатива, и развитая система частной благотворительности, и местное самоуправление (не как ниж­ний отрезок \”вертикали власти\”, а как особая форма самоорганизации людей, живущих вместе в одном районе или населенном пункте), и мно­го-много чего еще». (А. Ю. Даниэль, правозащитник, сын писателя Ю. М. Даниэля. «Человек социальный. Появится ли в России гражданское общество?» // Известия. 3 июля 2002 г.).

Вопросы и задания:

1.    Какие проблемы в политике, стоящие перед Россией, старался решить Б. Н. Ельцин? (Предполагаемый ответ учащихся: отсутствие прав человека, правового государства, гражданского общества).

2.    Какие изменения произошли в политической системе России? (Предполагаемый ответ учащихся: разделение власти на три ветви, Конституция РФ, права человека).

3.    Сформировано ли правовое государство в России в результате политических реформ конца 20 века?

4.    Как, на ваш взгляд, оценивают политические реформы Ельцина представители разных классов общества? (Предполагаемый ответ учащихся: пенсионеры, приверженцы КПРФ – негативно; предприниматели, люди среднего класса, молодёжь – положительно).

5.    Почему Ельцин был переизбран на второй срок президентства? О чем, на ваш взгляд, это свидетельствует? (Предполагаемый ответ учащихся: шла борьба между двумя путями развития страны – демократический или коммунистический).

6.    По вашему мнению, сложилось ли гражданское общество в нашей стране? (Предполагаемый ответ учащихся: нет (аргументация ответа), да (аргументация ответа).

2 группа. Итоги экономического развития России в конце 20 века.

1.    Учебник истории 11 класса: параграф 40 (пункт 1), 41-42 (пункты 2, 5, 7).

«Он верил в то, что можно перейти к рыночной экономике без всяких трудностей, предлагал какой-то план, который ему подсовывали его молодые коллеги, недостаточно профессиональные. Но затем решился, заложил свой авторитет, колоссальный в то время, на то, чтобы осуществить эти реформы. Он призвал команду Гайдара. Несколькими решительными шагами (несмотря на то, что от этого положение в стране и жизненный уровень ухудшились) он в течение, можно сказать, одного года провел рыночные реформы. После чего в России вместо плановой стала рыночная экономика. Перед ней открылась перспектива. Это было колоссальное достижение.

Плоды жизни Бориса Ельцина столь масштабны, что сейчас звучат только самые первые и сиюминутные оценки того, что он делал. Чем дальше 1990-е годы будут уходить в историю, тем яснее будет становиться человек, который в то время руководил страной». (Е. Ясин (министр экономике в 90-е гг.).

Два подхода к реформированию общества и государства

После распада СССР новой России предстояло решить следу­ющие стратегические задачи: построить правовое демократическое федеративное государство; совершить переход от социалистиче­ского планового хозяйства к рыночной экономике; создать усло­вия для формирования гражданского общества.

Уже в 1992 г. обрисовались два основных подхода к вопросу о методах и сроках проведения реформ. Один из них, представ­ленный экономистом Е. Т. Гайдаром, можно определить как радикально-реформаторский. Его приверженцы исходили из того, что преобразование социалистической собственности в частную и свободный рыночный обмен товарами и услугами приведут к созданию эффективной экономической системы. Регулирова­ние же ее предполагалось осуществлять через управление фи­нансами, а не путем прямого государственного вмешательства. Это был революционный подход, который предусматривал быструю и решительную ломку социалистического планового хозяйства и перераспределение собственности в кратчайшие сроки.

Л. А. Пономарев, сопредседатель общественно-политического дви­жения «Демократическая Россия»: «В революционном темпе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торговле… Дей­ствовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да, ряд его указов, принятых в этой критической обстановке, носит антиконститу­ционный характер. Но я назвал бы их гениальными. Они абсолютно отвечали политической потребности».

Второй подход заключался в неспешном и осторожном рефор­мировании экономики с сохранением рычагов ее регулирования в руках государства. Предполагалось, что в течение длительного времени будет происходить параллельное развитие государствен­ного сектора экономики и частнопредпринимательских структур.

Главным аргументом его сторонников было то, что в этом случае преобразования не скажутся столь разрушительно на экономике и на уровне жизни населения.

А. И. Вольский, президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «…Предлагаемый курс по реформированию уп­равления экономическим развитием — в замене практически почившей административно-командной системы на государственно регулируемую экономическую систему с плавным переходом к рыночному саморегу­лированию. На слово «плавный» я просил бы обратить внимание».

Растянутость на длительное время была существенным мину­сом не только на взгляд многих сторонников реформ, но и не со­ответствовала настроению и ожиданиям значительной части по­литизированного населения, в первую очередь жителей крупных городов, ждавших немедленной отдачи от реформ.

Начатые правительством радикальные реформы — либерали­зация цен, либерализация торговли и приватизация — привели, с одной стороны, к наполнению рынка товарами главным образом за счет импорта (государственного и частного), а с другой — к ин­фляции и снижению уровня благосостояния значительной час­ти населения. В частности, произошло обесценивание личных вкладов в сберегательных кассах.

Вопросы и задания.

1.    Какие проблемы стояли перед российской экономикой? (Предполагаемый ответ учащихся: неэффективность экономики, отсутствие товаров, незаинтересованность работников в результатах труда и т.д.).

2.    Объясните, исходя из каких соображений,  Президент поддержал реформаторский курс Гайдара. (Предполагаемый ответ учащихся: регулирование реформ  в экономике через управление финансами).

3.    Как вы оцениваете экономические реформы конца 20 века?

4.    Какими критериями вы при этом руководствуетесь?

5.    Что имел ввиду Ельцин, говоря следующие слова: «Идем без тропы, нехоженой тайгой»? (Предполагаемый ответ учащихся: реформы проводились сложно, так как не было стран, которые проводили бы через реформы переход от командной экономики к рыночной).

3 группа. Итоги внешней политики России в конце 20 века.

1. Учебник истории 11 класса: параграф 43.

2. Документы.

Курс на формирование правового государства и утверждение принципов демократии побуждал российское руководство к разра­ботке новых подходов и практических шагов во внешнеполити­ческой деятельности. Это происходило в условиях стремительно­го исчезновения «социалистического лагеря» и прекращения конфронтации двух общественных систем и двух военно-полити­ческих блоков, устранения образа внешнего врага из официаль­ного политического лексикона. Распад СССР коренным образом изменил как всю геополитическую ситуацию, так и «балансы» сил местного, регионального значения. Новая Россия, оставаясь второй по мощи ракетно-ядерной державой, не обладала уже прежними военно-политическими, дипломатическими и экономи­ческими возможностями.

Принципиально изменились отношения с Соединенными Шта­тами Америки. Визит Б.Н. Ельцина в США в начале 1992 г. был отмечен подписанием «Декларации президентов России и США». В этом документе фиксировался партнерский характер отноше­ний двух стран, основанный на взаимном доверии и привержен­ности принципам демократии. Они же легли в основу подписан­ного несколько позже, уже при следующем президенте США У. Дж. Клинтоне, документа, определяющего российско-американ­ские отношения, — Хартии российско-американского партнерства и дружбы.

Победивший на выборах 1992 г. президент Клинтон продемон­стрировал дальнейшую поддержку курса реформ в Российской Федерации. Это проявилось не только в политической, но и в торгово-экономической области. По сравнению с временами «хо­лодной войны», когда действовал ряд ограничений, мешавших предоставить нашей стране режим наибольшего благоприятство­вания, были сделаны определенные шаги по увеличению объемов российско-американского товарооборота.

Другим ведущим направлением внешней политики России был европейский регион. Позитивные сдвиги произошли в отно­шениях с Европейским Союзом, который играет ведущую роль на континенте в интеграции экономического и валютного простран­ства, социальной, образовательной, культурной и других сфер. В середине 1990-х годов было заключено Соглашение о партнер­стве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европей­ским Союзом, и этим был создан механизм политического диало­га между ними.

Подтверждением верности новой России курсу демократии ста­ло ее принятие в Совет Европы. Однако это накладывало на нее определенные обязательства: необходимость выполнять установоч­ные ориентиры, на которых базируется Совет Европы, в частно­сти требование подписать и соблюдать Европейскую конвенцию 1953 г. по правам человека. В соответствии с ней Российская Федерация ввела мораторий на смертную казнь. В таком же кон­тексте следует рассматривать реакцию Совета Европы на военные действия в Чечне, когда его вполне понятная озабоченность слу­чаями нарушения прав мирного населения нередко переходила на уровень вмешательства во внутренние дела суверенного госу­дарства.

Ключевым в налаживании отношений с Западом явился воп­рос о месте и роли в новых условиях Организации Североатлан­тического договора (НАТО). Россию не могло не беспокоить стрем­ление некоторых руководителей альянса придать НАТО статус организации, имеющей абсолютный приоритет в определении международно-политических процессов на европейском континен­те. Остро стояла проблема неприятия нашей страной начавшего­ся расширения числа участников данного блока, прежде всего за счет государств, входивших ранее в организацию Варшавского до­говора, и некоторых бывших советских республик. Однако в де­кабре 1996 г. сессия Совета НАТО приняла решение по этому воп­росу, расходящееся с мнением Российской Федерации.

В данных условиях жестко держаться прежних взглядов для российского внешнеполитического ведомства означало бы при­верженность курсу на возобновление конфронтации. Началась се­рия переговоров и консультаций, преследующая цель найти разум­ные подходы. В итоге начал работать Совместный постоянный совет «Россия — НАТО». Тем самым делались попытки уменьшить нега­тивные последствия расширения НАТО на Восток, приведшие к принятию в его состав Польши, Венгрии и Чехии.

Российская Федерация стала одним из участников процесса поиска оптимальных механизмов европейской безопасности и со­трудничества. Это, например, проявилось в ее участии в деятель­ности ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе). В то же время в ряде случаев сказывалась разница в геополитических интересах, выражавшаяся в «нажиме» на Рос­сию со стороны США и других стран Запада. Ряд их внешнепо­литических акций входил в противоречие, а порой выливался в частные конфликты с Россией (например, использование военно-воздушных сил против Югославии).

В отношении политики России в азиатско-тихоокеанском ре­гионе следует отметить позитивный эффект участия Российской Федераций в работе созданного в 1967 г. регионального форума АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии) по вопро­сам стабильности и преодоления конфликтов в данном районе земного шара.

Продолжались конструктивные контакты с Китайской Народ­ной Республикой, регулировались пограничные вопросы. В апреле 1997 г. в Москве была принята российско-китайская Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка.

Дипломатические сдвиги в территориальном вопросе о четырех Курильских островах, являющемся камнем преткновения для российско-японского сотрудничества, имеются, но пока еще эта проблема не поддается решению, которое бы устроило обе сто­роны.

Внешнеполитический курс России на Ближнем Востоке в пол­ной мере отразил противоречивость событий в этом крайне не­стабильном и конфликтном районе. Поскольку Россия является правопреемницей СССР, то именно на Ближнем Востоке вопросы как сохранения прежнего курса, так и внесения в него существенных корректив был особенно сложным. Основной линией преемственно­сти политики – активное участие в разрешении ближневосточного кризиса с учетом установления нормальных от­ношений с Израилем.

Одним из главных направлений внешней политики России яв­ляется развитие прочных и дружественных отношений на пост­советском пространстве. Образование Содружества независимых государств (СНГ) не привело к созданию прочного политического и экономического союза бывших советских республик наподобие Европейского Союза. В 1993 г. на встрече глав государств СНГ был утвержден Устав этой организации. Он не был ратифициро­ван только Украиной, Молдовой и Туркменистаном. Таким обра­зом, официально членами СНГ считаются 9 стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Однако в документах СНГ нигде не проводится различия между статусом членов и участников Со­дружества.

В отношении к России и СНГ в целом со стороны новых го­сударств преобладали разные ориентации в зависимости от си­туаций экономической и политической заинтересованности или незаинтересованности правящих кругов в сближении или отдалении. Некоторые члены СНГ стремились занимать прозапад­ные позиции (особенно Украина и Грузия) в ущерб их отношени­ям с Россией. В свою очередь ряд влиятельных российских поли­тических деятелей придерживались той точки зрения, что Россия должна «сосредоточиться внутри себя» и спокойно отнестись к любым изменениям внутриполитических и внешнеполитических курсов правящих кругов стран СНГ. Наиболее тесные отношения сложились между Россией и Белоруссией, поставивших своей це­лью создание единого государства.

При формальном доминировании России в СНГ реально на протяжении всех 1990-х годов в нем действовали больше центробеж­ные, чем объединительные тенденции. В то же время не произош­ло и развала СНГ, поскольку правящие элиты не могли не счи­таться с существующими экономическими связями (например, зависимость Украины от российских энергоносителей) и настрое­ниями значительной части общества, направленными на сохране­ние и упрочение отношений с Россией.

В отличие от Европейского Союза, СНГ не создало органов, наделенных надгосударственными полномочиями. Решения при­нимаются на основе взаимного согласия, но каждое государство обладает правом не подписывать общий документ при наличии особой позиции, а, следовательно, не берет на себя соответствую­щих обязательств. Лишь немногие документы СНГ имеют все две­надцать подписей.

1990-е годы были временем становления новой российской дип­ломатии, с постепенным осознанием национально-государственных интересов. Это было связано с преодолением, с одной стороны, от­мирающих установок советской внешней политики, а с другой — некоторых иллюзий как горбачевского «нового мышления» (абсо­лютизация общецивилизационных ценностей и надежд на помощь в перестройке), так и раннеельцинского внешнеполитического кур­са неуклонной поддержки Запада по всем вопросам.

Но главный итог состоял в том, что в течение 1990-х годов был осуществлен очевидный прорыв в области отношений с веду­щими странами Запада. Состоялась серия переговоров на высшем уровне, преследующая цель сделать Россию равноправным парт­нером при формировании основ нового мирового порядка. Наша страна вошла в ряд международных организаций, ранее закры­тых для нее по политическим мотивам. Признанием значимости России стало вхождение ее лидера (с 1997 г.) в состав регулярно собирающихся для обсуждения глобальных вопросов глав госу­дарств и правительств ведущих стран мира (превращение «семер­ки» — США, Англия, Германия, Франция, Италия, Канада, Япо­ния — в «восьмерку»).

1.    Какие новые черты приобрела российская внешняя политика в 90-ые гг. 20 века? (Предполагаемый ответ учащихся: Россия вошла в международные организации, партнерство со странами Западной Европы, равноправные отношения с другими странами и т.д.).

2.    Какие угрозы безопасности России и всего мира были приоритетными в годы президентства Ельцина Б. Н.? (Предполагаемый ответ учащихся: терроризм, сепаратизм).

4 группа. Итоги развития культуры в конце 20 века.

1. Учебник истории 11 класса: параграф  48 – 49 (стр. 339 – 340).

Изменения коснулись всех сфер жизни общества. Сказались они и на развитии культуры. Определяющей чертой духовной жизни общества стала свобода выражения творческих замыслов писателей, художников, артистов, музыкантов. Это способствова­ло появлению в искусстве многообразия стилей и жанровых форм. На книжном рынке читатель может найти практически все виды и жанры отечественной и зарубежной литературы.

Два-три десятилетия назад картина литературной жизни вы­глядела по-другому. Наряду с официально одобряемой литерату­рой, где были свои «генералы» и «рядовые», истинные таланты и бесталанные, но широко печатаемые авторы, существовал так называемый «андеграунд» — культура художественного «подполья» (В. В. Ерофеев) и непризнанные властями, живущие в «самиздате» или в песенной традиции тексты (Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий, Б. Б. Гребенщиков). Существовала также неве­домая массовой читательской аудитории литература «третьей вол­ны эмиграции» (А. И. Солженицын, И. А. Бродский, С. Д. Довлатов). Сегодня же эти писатели и поэты стали значимыми для всей отечественной культуры.

Изменилась и роль литературы в обществе, ее содержание и формы. Во второй половине 1980-х годов толстые журналы были заполнены возвращенными произведениями и по праву счи­тались центрами духовной жизни того времени. Постепенно они утратили свои позиции. Сейчас литературный процесс децентра­лизован: множество журналов, альманахов и книг всевозможных издательств предлагают литературную продукцию как для ши­рокого, так и для элитарного читателя. Нет и единого доминиру­ющего направления.

Традиционно силен реализм, объясняющий человека социаль­но, исторически (В. П. Астафьев, Д. А. Гранин, Ю. М. Поляков и др.), но все же и он демонстрирует новые формы воплощения (В. С. Маканин, Б. П. Екимов, А. Г. Волос, Л. Е. Улицкая и др.). Последние несколько лет активно развивался постмодернизм – новое направление, построенное на игре литературных образов, цитат, в чем-то отрицающее старые и по-своему ищущее новые ценности и смыслы (Т. Н. Толстая, В. О. Пелевин, Л. С. Петру-шевская и др.). Популярностью стала пользоваться отечествен­ная детективная литература (Б. Акунин, А. Маринина и др.).

Основными характеристиками развития музыкальной куль­туры в России 1990-х годов являлись многообразие и от­крытость. Российские музыканты стали полноправными со­авторами мирового музыкального пространства. Зарубежная гастрольная и контрактная деятельность музыкантов позволи­ла получить сравнительную оценку рейтинга отечественного искусства, где конкурентоспособными оказались выдающиеся исполнители, такие, как В. И. Федосеев, Ю. X. Темирканов, B.Т. Спиваков, М. В. Плетнев, В. А. Гергиев и возглавляемые ими коллективы.

Современные российские композиторские школы и направле­ния представлены творчеством Г. В. Свиридова, А. Г. Шнитке, C.         А. Губайдуллиной, Э. В. Денисова, В. П. Артемова и др. Появились новые не классически-филармонические формы концертного исполнительства.

Формирование слушательской аудитории определяла полная доступность различных музыкальных стилей и направлений отечественных и зарубежных авторов и исполнителей всей па­литры рока – от «патриархов» («ДДТ», «Алиса», «Кино»), до новичков («Танцы минус», «Сплин» и др.), рэпа («Многоточие», «Ртуть», «Дельфин»), диско и др. Появление в музыкальной культуре клубного исполнительства было принципиально новым для России. К примеру, такое направление, как панк-рок, стало более популярным и вышло из «андеграунда» на клубные под­мостки.

Молодежные музыкальные субкультуры «фэнов» за десятиле­тие вполне развились и оформились. Возникло размеже­вание молодежи по музыкальным предпочтениям. Наряду с этой камерной тенденцией развивались «мега-концерты», рассчитанные на многотысячную аудиторию под открытым небом или на закры­тых стадионах.

Во многом пройдя этап механического подражания западной массовой кинопродукции, причем далеко не лучшим образцам, оте­чественный кинематограф создал ряд серьезных произведений.

С одной стороны, в современном кинематографе продолжают развиваться реалистические традиции отечественного киноискус­ства, с другой — характерны поиски новых средств выражения. Последнее проявляется в так называемом «экспериментальном кино».

Наряду с активно работающими старыми мастерами кино­режиссуры (А. Г. Герман, С. С. Говорухин, В. Ю. Абдрашитов, Н. С. Михалков, А. А. Сокуров, С. С. Соловьев, П. Е. Тодоров­ский, К. Г. Шахназаров) выдвигаются новые имена (С. С. Бод­ров, Т. Э. Кеосаян, Е. А. Кончаловский, В. П. Тодоровский).

В массовом кино и телевидении преобладающую роль стали играть фильмы детективного жанра. В телепрокате эти работы начинают частично вытеснять зарубежные боевики.

Телевизионные программы несомненно стали разнообразнее, выделяются профессионально сделанные новости. На добротном уровне выполняются программы, посвященные пу­тешествиям, природе. На смену зарубежным телесериалам при­ходят отечественные, как правило, более высококачественные. В то же время и на голубом экране пока наблюдается излишество сцен насилия, криминала. Ряд передач возбуждают в зрительской аудитории чувства агрессивности, апеллируют к отнюдь не луч­шим сторонам человеческой натуры.

Сценическое искусство в 1990-е годы пережило принципиаль­но разные периоды, которые, как и все в жизни, не выстраивались друг за другом, но друг на друга накладывались, имели область перекрытия. Фоном происходивших перемен стала свобода – система управления (органы управления культурой) предостави­ла театрам репертуарную (выбор пьес к постановке) и художе­ственную (выбор художественного языка) свободу.

Вначале театры поняли свободу как возможность «говорить». Так, спектакль, поставленный В. В. Фокиным в театре им. М. Н. Ер­моловой, назывался «Говори» (по деревенским очеркам В. В. Овечкина, 1956 год). И театры стали «говорить». То есть выносить из подтекста то, что они в советский период своей истории показыва­ли зрителям в паузах, недомолвках, мизансценах и т. д. Но хотя публицистика имеет право на существование в театре, эту функ­цию гораздо лучше и оперативнее исполняет пресса и экранные СМИ. Поэтому из данной ниши театр был вскоре вытеснен печа­тью и телевидением. Интересно, что возможность высказаться по­родила волну театрально-студийной активности. В этот период в Москве насчитывалось около 300 театральных студий, многие из которых быстро распались, не получив зрительского признания.

Тогда наступил новый период постперестроечного театра — возвращение к идее К. С. Станиславского о том, что театр должен показывать «жизнь человеческого духа». И театры вернулись к классическому репертуару, «обновляя» классику современными модернистскими приемами. Одновременно развивается коммерческий театр — театр антрепренера, использующий имя из­вестных актеров для привлечения публики.

Наряду с возрождением прежних столичных и провинциаль­ных театров собирают большую зрительскую аудиторию и новые (Р. Г. Виктюка, М. 3. Левитина, О. П. Табакова, П. Н. Фоменко и др.). Широко известны спектакли Малого драматического Санкт-Петербургского театра под руководством Л. А. Додина (получившего название «Театра Европы»), а также работы Ново­сибирского академического молодежного театра «Глобус», воз­главляемого А.В.Галибиным. Все больше завоевывает рынок оте­чественный шоубизнес.

Постоянно устраиваются вернисажи и организуются выстав­ки картин и скульптур как известных, так и молодых художни­ков разных направлений.

Одной из особенностей современного состояния общественного и индивидуального сознания и социального бытия является все более возрастающий удельный вес информационной компоненты. Мир компьютеров и Интернета уже не только выстраивает новую информационную среду, но и создает свое цивилизационное изме­рение, влияя на личность человека. Это открывает новые пер­спективы самообразованию человека и формирует новые комму­никационные типы социальной самоорганизации.

Переходный период сказался на состоянии российской науки, которая испытала трудности в связи с недостаточным финанси­рованием. Продолжались научные исследования и научно-тех­нические программы, начало которых уходит еще в советское время. В частности, их вел Объединенный институт ядерных ис­следований в г. Дубне, где был введен в действие новый ускори­тель ядерных частиц. Большим успехом ученых явилось создание суперкомпьютера мощностью 1 триллион операций в секунду. Отечественные ученые-физики пополняют периодическую систему Менделеева открытием новых элементов. Достижения российской науки были отмечены присуждением Нобелевской премии вице-президенту Российской Академии наук Ж. И. Алфёрову, извест­ному ученому в области полупроводников и создания приборов на их основе.

Одной из особенностей развития российской науки в этот пе­риод стало участие ученых в разработке международных науч­ных и научно-технических программ. Высокими темпами проис­ходит дальнейшая интеграция российских научных центров в систему мировой науки. Так, в настоящее время на околозем­ной орбите находится международная космическая станция, в со­здании которой принимала участие и Россия. Разрабатывается проект отправления международного космического корабля на Марс. При этом учитывается уникальный опыт отечественной космонавтики.

Почти 16 лет (с 1986 г.) на околоземной орбите продержалась космическая станция «Мир». В 1995 г. космонавт В. В. Поляков провел на этой станции 439 дней (14 месяцев). Этот срок пребыва­ния был выбран из расчета продолжительности полета к Марсу.

Существенный шаг вперед сделали общественные науки. Освободившись от идеологического диктата, восприняв лучшие достижения отечественной и зарубежной мысли, многие из кото­рых по разным причинам были недоступны, получив возможность работать в ранее закрытых фондах архивохранилищ, российские гуманитарии создали значительное число новаторских работ.

Вместе с тем остается задачей общенациональной значимости усиление государственной поддержки научных исследований и минимизация процесса «утечки мозгов» за рубеж.

1.  Какие изменения произошли в духовной сфере? (Предполагаемый ответ учащихся: развитие науки, космонавтики, снижение государственного финансирования, достижения искусства, кино и т.д.).

2.  Какую роль стали играть СМИ в жизни государства? (Предполагаемый ответ учащихся: «жёлтая пресса», плюрализм мнений о событиях, многообразие периодической печати).

3. Какие проблемы стояли перед культурой России в конце 20 века? (Предполагаемый ответ учащихся: «утечка мозгов» за границу, коммерциализация культуры, финансирование).

3.  Итоги развития России в 90-ые гг. 20 века.

На основе ответов учащихся класс заполняет таблицу.

Положительные итоги.

Отрицательные итоги.

В политической области

1.                     Ликвидация всевластия Советов.

2.                     Принята новая Конституция, которая утвердила разделение властей.

3.                     Создан парламент страны Федеральное собрание.

4.                     Многопартийная система создана. Плюрализм.

5.                     Все уровни власти формируются через демократические выборы.

6.                     Создано независимое местное самоуправление.

7.                     Провозглашены и действовали права и свободы граждан.

8.                     Образование СНГ.

1.  Распад СССР.

2.  Появилось новое общественное явление – популизм.

3.  Война в Чечне.

4.  Межнациональные конфликты.

5.  Рост сепаратизма в стране.

В экономической области

1.                     Рынок насыщен товарами.

2.                     Появилось предпринимательство.

3.                     Вводились рыночные методы регулирования экономики, складываются рыночные отношения, структура рынка.

4.                     Сложился класс собственников.

1.  Уменьшился платежный спрос населения.

2.  Утечка капиталов из России.

3.  Упал объем промышленного и сельскохозяйственного производства.

4.  Расслоение общества.

5.  40 % населения жили за чертой бедности.

6.  Гиперинфляция.

7.  Потеря экономических связей.

8.  Рост цен.

9.  Безработица.

10.                    Увеличение налогов.

11.                    Сложилась криминогенная обстановка в стране.

12.                    Сокращение государственных вложений в образование, науку, культуру.

13.                    «Министерская чехарда».

14.                    Рост государственных долгов МВФ.

В культуре

1.  «Занавес» открыт: знакомство с зарубежной культурой.

2.  Возвращение деятелей культуры из-за рубежа.

3.  Освобождение от идеологических пут.

4.  Многообразие направлений культуры.

1.  Сокращение государственного финансирования культуры.

2.  Коммерциализация культуры и её учреждений.

3.  Быстрое развитие массовой культуры.

Во внешнеполити-ческой деятельности

1.  Окончание «холодной войны».

2.  Партнёрские отношения с США.

3.  Взаимовыгодные торговые отношения с европейскими странами.

4.  Принятие России в Совет Европы.

5.  Принятие России в организацию «Семерка ведущих стран» (стала «восьмерка»).

1.  Распад «социалистического лагеря» – потеря союзников.

2.  Расширение НАТО на Восток.

3.  Проблемы в отношениях в СНГ.

4.    Личность Б. Н. Ельцина.

Учащиеся представляют презентацию о личности Б. Н. Ельцина (задание дано за 2 недели до урока).

После выступления учащихся учитель задает вопрос: «Ельцин: разрушитель или созидатель?»

«Разрушитель»

«Созидатель»

1.    Распад СССР.

2.    Разрушение экономических связей.

3.    Разрушена дружба народов СССР.

4.    Упал авторитет России в мире. Мир стал однополярным.

5.    Распад «социалистического лагеря».

6.    Упал уровень образования в стране.

1.  Создание рыночных отношений в стране.

2.  Провозглашена частная собственность и её неприкосновенность.

3.  Экономическая свобода, образование класса предпринимателей.

4.  Провозглашены права человека.

5.  Многопартийность создана.

6.  Заложены основы правового государства.

На основе ответов составляется схема. Ребята высказывают свою точку зрения, начинается дискуссия.

5.    Закрепление знаний.

1.        «Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что нам казалось просто, оказалось мучительно тяжело. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее. Я сам в это верил» (Из обращения Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 года).  Как вы думаете, за что просил прощение у народа Борис Николаевич?

2.        В. И. Ленин: «Революции не делаются в белых перчатках». Как вы считаете,      Б.Н. Ельцин совершил революцию в России? Делал ли он её «в белых перчатках»?

3.    Тестовые задания. Соотнесите даты и события президентства Б. Н. Ельцина.

Событие

Дата

1.               Избрание Б. Н. Ельцина на второй срок

А.  12 декабря 1993 года

2.               Создание СНГ

Б.  Октябрь 1993 года

3.               Начало экономической реформы в России

В. Декабрь 1991 года

4.               Принятие Конституции.

Г. Январь 1992 года.

5.               Противостояние исполнительной и законодательной власти в России.

Д. Август 1998 года

6.               Финансовый кризис. Дефолт.

Е.  Июль 1996 год

6.    Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме «История России в 90-ые годы 20 века», повторить параграфы 40 – 43 учебника 11 класса.

Использованная литература.

1.    Россия и мир. 20 век: учеб. для 11 классов общеобразовательных учреждений/ О. В. Волобуев, В.А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин. – 5-е изд, стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

2.    Волобуев О. В., Кулешов С. В. Россия в 90-ые гг. 20 – начале 21 века: доп. материалы к учебнику-практикуму для 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2002.

3.    Фортунатов В. В. Новейшая история России в лицах. 1917- 2008. – СПб: Питер, 2009.

4.    Б. Н. Ельцин. Исповедь на заданную тему. М., 1990.

5.    Интернет-ресурсы.

www.svobodanews.ru

Wikipedia

Елена Ерофеева, учитель истории и обществознания средней школы №88 городского округа Тольятти Самарской области, участница конкурса «История 90-х»

Во вложенном файле – презентация.

Фото с сайта http://www.oldmos.ru/


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt