Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Раздвигая границы

Я принимаю вызов

Как и зачем развивать критическое мышление
УГ - Москва, №42 от 20 октября 2020. Читать номер
Автор:

В школу №1561 я пришла работать совсем недавно, и она удивила тем особым настроем, который создает атмосферу творческого поиска и желания идти в ногу с запросами времени. Работа здесь построена таким образом, чтобы дети в школе получали не только качественные знания, но и необходимые для успешной самореализации навыки. Для этого организована проектная деятельность учителей, где каждая проектная группа решает важные педагогические задачи.

В поисках современных форм обучения, а именно так называлась наша проектная группа в прошлом году, мы ознакомились с технологией развития критического мышления. Применение этой технологии способно решить те задачи, которые ставит перед образованием современное общество. Одна из них – воспитание критически мыслящей личности. Именно критическое мышление было названо Всемирным экономическим форумом в Давосе, на котором в центре внимания были вопросы образования и развития, главным навыком, необходимым для успешной карьеры в будущем. Поэтому основной целью проектной группы «Критическое мышление» в этом учебном году стала апробация на уроках данной технологии, образовательным результатом которой является формирование и развитие ряда умений, свойственных критическому мышлению. Когда наша группа остановила свой выбор на технологии развития критического мышления, мы давали себе отчет в том, что методические приемы технологии РКМ можно считать универсальными, так как многие из них обеспечивают достижение не одного, а сразу нескольких новых образовательных результатов, отвечающих задачам новых стандартов.

Результаты обучения критическому мышлению можно представить как целый комплекс умений:
– как работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
– как пользоваться различными способами интегрирования информации;
– как задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
– как решать проблемы;
– как вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
– как выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
– как аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
– как самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность), брать на себя ответственность;
– как участвовать в совместном принятии решения;
– как выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
– как сотрудничать и работать в группе.

Каким же образом можно поставить оценку за сформированность этих умений и качеств? Несомненно, это не количественные показатели, они не измеряются пятеркой или четверкой, но нам было интересно отследить их устойчивое позитивное развитие у каждого ученика. Поэтому после серии уроков с применением различных приемов и средств в рамках этой технологии были проведены различные срезовые работы по разным предметам (в основном гуманитарной направленности), которые могли бы показать уровень сформированности критического мышления.

В рамках работы нашей группы мы осваивали различные приемы, которыми богата эта технология, проводили мастер-классы и давали открытые уроки. Но в то же время общеизвестный факт, что критическое мышление – это надпредметный навык (макронавык), способный помочь ориентироваться в этом сложном мире и в огромном потоке информации. И понимая это, мы пришли к выводу, что помочь ребенку развить критическое мышление можно не только в школе на уроках, но и в процессе внеурочной деятельности, если привлечь к этому и классных руководителей, и самих родителей… Поэтому в рамках деятельности нашей проектной группы «Критическое мышление» мы решили вооружить советами три категории участников образовательного процесса:
– классных руководителей;
– родителей;
– подростков.

Мы подготовили презентации, которые могут использовать классные руководители на классном часе «Зачем и как развивать критическое мышление?» и на родительском собрании «Как помочь ребенку развить критическое мышление?». Кроме того, мы подготовили методическое пособие для учителей, в котором подобрали множество игр для детей разного возраста, в которых активно развивается критическое мышление: в них приходится придумывать признаки и критерии для классификации, выдвигать и проверять гипотезы и делать правильный выбор. Их можно использовать во внеурочной деятельности – в походах, поездках, во внеклассных мероприятиях, на праздниках.

Чтобы продолжить нашу работу и за рамками уроков, в этом учебном году для параллели шестых классов в третьем корпусе мы предложили спецкурс по развитию критического мышления «Я принимаю вызов», который планируем организовать на следующий год и для других параллелей.

Конечно, мы не возьмем на себя ответственность заявить, что этого достаточно, чтобы сформировать критическое мышление у детей, что дети мгновенно овладеют этими навыками, этому им придется учиться всю жизнь, но в наших общих силах заложить фундамент, который и станет отправной точкой развития критического мышления.

Ирина БОРИСКИНА, учитель русского языка и литературы школы №1561


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt