search
Топ 10

Я поведу тебя в музей…

Офицер-танкист из Кантемировской дивизии, к которому совет школьного музея обратился за консультацией, осмотрел экспозицию, посидел, подумал и сказал: “Молодцы вы, ребята!”.
Музею 298-й московской средней школы уже более 10 лет. Он не похож на хранилище пожелтевших фотографий и скучных вещей. У него интересная и необычная жизнь, которой не мешают ни затянувшийся ремонт, ни малые размеры помещения, ни поломанная воздухоочистительная система…

К моему приходу собрался весь совет музея, педагоги и ветераны. Из 25 коробок извлекли укрытые от ремонта экспонаты, девочки устроили традиционное чаепитие. За всем этим чувствовалась незаметная, но уверенная рука опытного и чуткого дирижера – руководителя музея Ирины Наний.
– Ирина Михайловна, как называется ваш музей, как он создавался?
– Он начинался с экспозиции из 32 стендов о героях нашего района. Так он и стал называться, хотя тематика его вышла далеко за эти рамки. И развивается он по тем направлениям, которые интересуют ребят. О Великой Отечественной войне я уже сказала. Другая группа – “Древний мир глазами ребенка”. Здесь экспозиции древней Руси, средних веков. Сюда стекается все, что происходит на школьных уроках истории: экспонаты выставок, рисунки. Видите макеты двух рыцарских замков – это работы наших учеников. А вот эта экспозиция посвящена нашим выпускникам, которые окончили военные училища или учатся в них и выбрали профессию Родину защищать. Таких у нас более 50 человек, есть даже девочки.
К оружию у мальчишек особая тяга. Главный энтузиаст и вдохновитель здесь Дима Пицул. О шпагах и ружьях, винтовках и пулеметах он может рассказывать часами. А после посещения музея ВВС в Монино ребята “заболели” авиацией. Сейчас загорелись идеей создать не простые, а движущиеся макеты воздушных сражений. Я, конечно, что-то могу им подсказать, посоветовать, ведь мой отец был штурманом-испытателем и летал на послевоенных бомбардировщиках Ту-4. Но делают они все сами так, как представляют, чувствуют, видят.
– А как родилось новое направление – создание макетов военно-исторических событий с использованием техники?
– Интерес к технике возник у меня давно, – отвечает на вопрос главный инициатор макетирования и моделирования Коля Баринов. – Но вместе с друзьями этим заниматься интереснее. Сначала изучали книги, чертежи. Потом захотелось все это изобразить на макетах. Первые танки делали из бумаги, дерева, теперь используем сборные пластмассовые модели техники и пехотинцев. Правда стоят они не дешево, но наш директор иногда выделяет нам из общественных фондов деньги на их покупку. А “местность” создаем из подручных средств, вплоть до строительной пены – лучшего материала для изображения грунта. А чтобы все соответствовало исторической правде, сами выезжаем на места сражений. На этом макете – эпизод боя за деревню Кузнецово в Подмосковье в 1942 году. Семья Кузнецовых разобрала свой дом, чтобы по построенному из его бревен мосту наши танки форсировали Истринское водохранилище и ударили по отступающим гитлеровцам. После войны государство восстановило знаменитый дом, и мы видели и его и всю окружающую местность. Так что за историческую точность создатель макета Андрей Петров ручается. А вот этот эпизод “Захват немцами украинской деревни” Катя Дадашева делала, можно сказать, с натуры.
– Есть авиация, танки, а где же флот?
– Есть и флот, как не быть, – хитро улыбается “представитель ВМФ”, бывший моряк, офицер запаса, а ныне преподаватель-методист ОБЖ Николай Нестеров. – После 1991 года кое-что отобрали, обвиняя в том, что мы готовим “агрессоров” и “пушечное мясо”. Но сейчас время показало ошибочность этих суждений. А я сохранил все в своей заначке раритеты с полей сражений. Есть у нас немецкие портсигары, каска, котелки, полевой термос. Директор школы, Татьяна Николаевна, обещала нам еще одну комнату для расширения музея, туда все и определим. А вообще мечтаем о создании единого комплекса. Ведь внизу, в подвале у нас два тира для стрельбы из пневматического и малокалиберного оружия, класс по основам военных знаний и строевой плац. Все это делалось руками ребят, конечно, теперь уже выпускников, многим уже за 30.
– А приходят ли ваши выпускники в “свой” музей?
– Сейчас у нас учатся уже дети наших бывших питомцев. А в день открытых дверей в школьный музей приходят все выпускники. Их не оторвешь от альбомов и стендов экспозиции “Они учились в нашей школе”. Многие солидные дяди и тети находят себя среди смешных и наивных фотографий “первачков”.
– Дети и родители – главные “поставщики” исторических экспонатов и реликвий?
– Многое привез из поисковых экспедиций с ребятами педагог – энтузиаст Юрий Дубинин, – рассказывает директор школы, вдохновенный пропагандист и организатор музейного дела Татьяна Куропова. – Дети заботятся о музее – несут находки со своих дач и, как говорится, из бабушкиных сундуков. С разрешения родителей, конечно. Солдатские каски, военную экипировку, вещи военных лет. Вот, например, патефон, который, возможно, слушали наши бойцы ” в лесу прифронтовом”. А вот целый набор чугунных утюжков – им более 100 лет. Есть коллекция погон и шевронов. Их носили отцы и деды наших школьников. Вот папаха, китель, шинель Героя России пограничника Медведева. Все это можно не только осмотреть, но и померить. Есть и большая поддержка от ветеранов, которые не только доверяют нам свои раритеты, но и сопровождают на экскурсии. Информацию дети получают, как говорится, из первых рук.
– А что это за экскурсии?
– Мы стараемся их привязать к школьной программе, – продолжает “хозяйка” музея Ирина Наний. – Это школьные музеи нашего Северо-Восточного административного округа (а их 96), музеи, посвященные истории, нашему военному прошлому, культуре. Очень ребята любят пройтись пешком по местам боев и сражений. У разъезда Дубосеково мы были в зимние морозы и на себе почувствовали, что значит сутками сидеть в заснеженных окопах, как наши солдаты в далеком 41-м. А 4 сентября 2002 года ураган застал нас прямо на Бородинском поле. Ребята держались очень мужественно.
Мы ведем и научную работу. Многие выпускники на базе музея сдают государственный экзамен по предмету “Москвоведение” по теме: “История через школьный музей”.
– Какие же планы у вас и ваших питомцев?
– Готовимся к 60-летию Победы. Это, прежде всего, поисковая работа – к ней мы хотим привлечь и жителей района. Представляете, сколько это пап-мам, бабушек-дедушек, бывших учеников? Это и выпуски газет, сбор реликвий, выступления, сохранение и поддержание в должном порядке памятников героям. Я уже не говорю о художественной самодеятельности, концертах. Вы же не слышали наших талантов…
Разговор о планах так и остался незаконченным, потому что Ирина Михайловна села за музейное фортепиано – редкого алого цвета, напоминающее цвет наших боевых знамен…

Виктор ЕВДОКИМОВ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте