26 сентября участники финала конкурса “Учитель года” по номинации “Активные формы обучения” рассказывали об опыте работы, делились с коллегами своей педагогической философией. Эссе, которыми соискатели хрустального пеликана обычно предваряют толстую пачку бумаг, представляемых в Москву, очень часто изобилуют цитатами из трудов великих педагогов и мировых знаменитостей. Одна из выступавших в тот день учительниц так увлеклась цитатами, обличающими злодеяния высококультурных наций Европы в годы второй мировой войны, что стала с чувством убеждать присутствующих: “Я не верю в образование!” Члены жюри резонно поинтересовались, что же, мол, вы тогда делаете в школе. Впрочем, неувязка быстро разрешилась.
В номинации оказался лишь один мужчина. При определении очереди выступлений женщины предпочитали рассказать о себе попозже. И тогда первым вызвался он, единственный и неповторимый. В этом акте проявилась его жизненная позиция, его философия. Это был Игорь Смирнов, директор школы из Гатчины, ставший в дальнейшем победителем конкурса. Его устное выступление произвело более сильное впечатление, чем его же эссе: живой реальный человек всегда убедительнее листков бумаги. Сославшись на приснопамятную статью Нины Андреевой в газете “Советская Россия”, Игорь Борисович отметил, что учитель в работе и в жизни должен придерживаться некоторых незыблемых, не меняющихся со временем принципов. Иначе он не будет учителем в том возвышенном смысле слова. Он много говорил о проблеме “вторичной языковой личности” и пришел к выводу, что во время изучения иностранного языка дети не должны терять себя, принимая установку преподавателя и элементы иной культуры. По сути, речь шла о частном случае более широкой проблемы – о приспособлении ребенка к окружающему миру: придерживайся принципов, но будь готов к самым критическим ситуациям.
Глубокое впечатление на присутствующих произвело выступление учителя литературы Дины Мулкахайнен из Калининграда. “Быть или не быть” – так следом за Шекспиром ставит современность главный вопрос перед учителем, перед школой. Еще на одну важнейшую проблему Дина Васильевна обратила внимание собравшихся в тот солнечный день в поселке Московский: мир остается без книги! “Посмотрите любой американский фильм: дома, квартиры, интерьеры – час или два часа фильма, и ни одной книги в кадре. Так и в реальной жизни! Это может стать и нашим будущим!” Мулкахайнен провозгласила первейшим долгом учителя литературы – сохранить книгу в жизни человека. Не бульварное чтиво, измеряемое количеством трупов на страницу, а настоящую книгу, как сокровищницу культуры.
Через два дня члены жюри и гости смогли убедиться, что теоретические воззрения учителей полностью совпадают с их практической деятельностью. Если кто-то из участников конкурса на представлении опыта работы ограничился чтением вслух заранее разученного текста эссе, написанного не средь шумного класса, а в тиши кабинета, то на показательном уроке он мог забыть и о книге как кладези знания, и о сохранении личности ребенка, не задумываясь принося ее в жертву вторичной языковой личности, формирующейся на основе чужой, а то и чуждой культуры.
Сегодня, анализируя педагогическую философию участников конкурса, сопоставляя ее с практической работой на уроках, работой с незнакомыми приезжим учителям московскими детьми, все больше убеждаешься, что цель конкурса не только и даже не столько в обобщении конкретных педагогических методов и приемов. Глубинная суть конкурса “Учитель года” состоит не в том, чтобы показать миру (и самому посмотреть) методические новации, мастерство в преподавании предмета, а в том, чтобы почувствовать общность всего российского учительства, в ощущении единства.
Основной философский вопрос нашего учительства – и он с каждым годом встает все острей, явственней – заключается в том, что взрослые и дети сегодня говорят на разных языках. В одни и те же слова нашего пока еще великого и единого русского языка мы вкладываем разные метафизические смыслы. Восстановить единство русского или для начала хотя бы “учительского космизма” – вот та задача, которую сегодня решает конкурс.
Вячеслав БОРИСОВ
Комментарии