search
main
0

Я не трус, но я боюсь

Только практика помогает приобрести опыт работы с детьми

На Всероссийском форуме молодых учителей победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2014 Денис Рочев в рамках своего мастер-класса попросил участников фокус-группы пантомимически изобразить свой первый день работы в школе. Большинство молодых педагогов схватились за голову и зажмурили глаза. Не надо быть физиогномистом, чтобы прочитать эту эмоцию как ужас ужасный. К слову, на этом же форуме на вопрос министра просвещения России Ольги Васильевой, почему выпускники педагогических вузов не идут работать в школу, один из участников встречи объяснил это дефицитом практических занятий и как следствие страхом перед классом, перед детьми и нежеланием работать с ними.

Как оказалось, доля правды в этой версии есть. Например, как рассказала одна из молодых учителей, не пожелавшая называть свое имя, когда она училась на историческом факультете педагогического вуза, как таковой практики работы в школе у нее не было. В основном студенты ездили в археологические экспедиции. Поэтому когда она пришла работать в образовательную организацию, то честно предупредила директора, что ей нужна помощь наставника. Повезло, что в школе нашелся такой педагог и помог молодому специалисту адаптироваться и во взрослом, и в детском коллективе.
Опытные директора школ считают, что действительно производственной практики у студентов педагогических вузов должно быть гораздо больше, нежели есть сейчас. Например, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии заслуженный учитель России Людмила Мардер уверена, что будущему учителю нужно как минимум три входа в школу. То есть он должен пройти одну практику как классный руководитель и две практики как предметник. При этом педагогический коллектив школы тоже должен взаимодействовать со студентом, предлагать ему не просто сидеть и наблюдать, а помогать что-либо организовывать, участвовать в каких-либо школьных мероприятиях.

 

– Мне кажется важным дать студенту пройти практику как классному руководителю, – говорит Людмила Мардер. – Ребята, когда приходят на практику как учителя, самым главным считают дать хорошо урок, научить чему-то, но совсем не лишним будет дать им попробовать организовать детей, особенно сейчас, когда дети сами определяют, в чем им участвовать, а в чем не участвовать. Конечно, на практику нужно приходить со знаниями, с наработками, поэтому теоретически студент должен быть обязательно подготовлен. В то же время его практика как учителя-предметника должна длиться не менее одного месяца. Причем она должна быть непрерывной, чтобы человек почувствовал школу, весь ее организм, чтобы мог подежурить, что-то организовать во время перемены, посидеть на педсовете, поучаствовать во внеклассной работе.

 

То, что студенты приходят в школу на практику, это замечательно, подтверждает директор школы-интерната «Красные зори» Ленинградской области Анна Смирнова:

 

– Во-первых, дети видят новые лица, знакомятся с новыми стилями общения. Студенты, как правило, люди заводные и могут предложить новые идеи. Однако мы столкнулись с тем, что сегодня, когда приходят студенты педагогических вузов, у них нет четкой программы производственной практики, нет руководителей практики. Я часто вспоминаю свою практику, когда я как будущий учитель математики вместе с группой выходила в школу. В школе мы находились в течение трех недель, где готовили два урока, при этом исписывали огромное количество тетрадей, детально разбирая свой урок. Писали вопросы учителя и возможные ответы на эти вопросы ученика. Это была четкая работа по методике преподавания математики. Она была такой эффективной, что мне нужно сейчас буквально 15 минут, чтобы подготовиться и провести урок в любом классе. Эта практика была у нас уже с 1‑го курса, когда мы на уроке пробовали давать какой-то элемент. Это действительно была целенаправленная подготовка учителя. Сейчас будущие учителя, когда приходят на практику, могут опоздать, а некоторые вообще не появляются. Есть те, кто приходит для того, чтобы просто поставить «галочку». Хотя встречаются студенты, которые заинтересованы, которым нравится постигать новое, возиться с детьми, тогда работать с ними счастье. Правда, иногда перед ребятами ставятся такие задачи на практике, что диву даешься. Например, написать коррекционную программу по развитию какого-то навыка. У нас такую программу опытный специалист пишет несколько месяцев, а затем эту программу утверждают на педсовете. Конечно, вуз должен научить студента, как написать эту программу, у студента должны быть какие-то наработки. Он должен прий­ти, взять какой-то класс с его особенностями, провести диагностику и на ее основании, уже умея это делать, написать программу. Но для этого студент должен пообщаться с классным руководителем, с психологом, с воспитателем, с детьми, написать программу и даже что-то апробировать. Успеть все это сделать за короткое время практически невозможно. Поэтому я считаю, что с каждой группой студентов на практике должен быть преподаватель вуза. Он должен помогать им, сопровождать и проверять посещение. Не мы это должны делать, ведь студент не у нас учится, он у нас пробует что-то сделать в рамках своей специальности. Именно в вузе должны выяснить, что образовательная организация может дать их студентам, а мы уже готовы передавать свой опыт.

 

Конечно, практика должна быть каждый год, чтобы студенты понимали, что это за работа – учитель. Даже во второй половине дня можно проходить практику тьютором, вожатым, воспитателем и т. д. Очень редко школы отказывают студентам в прохождении практики. Дело в мотивации самих будущих учителей.

 

Любопытно, но в самих педагогических вузах не совсем согласны с заявлением о том, что их выпускники не идут в школу, потому что из-за отсутствия достаточной практики боятся детей. Например, в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена предложили рассмотреть такую причину: в Петербурге для молодых специалистов мало вакансий. Иногда молодой специалист вступает в конкуренцию за место с опытным педагогом, но из другого региона, которого охотнее берут на работу. Кроме того, нужно учитывать то, что на одном факультете могут быть разные кафедры, и, например, если в потоке обучаются 100 человек, то не обязательно все они будущие учителя. Половина студентов обучаются на кафедре, не имеющей педагогической направленности. Если брать средние цифры трудоустройства по специальности по факультетам, то это не менее 70% выпускников.
Что же касается практики, то на 1‑м курсе у студентов есть ознакомительная практика. Она длится… 1 день. Более длительная практика есть на 3‑м курсе – вожатская. Это целая летняя смена в детском лагере. На 4‑м курсе есть производственная практика, когда студенты работают непосредственно со школьниками. Она длится две недели. Разумеется, этого мало, но если человек хочет, то ему никто не запрещает работать с детьми хоть с 1‑го курса. Было бы желание. Другое дело, что за желания студента вуз не отвечает.
Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте