search
main
0

Я могу! Я рисую!

Истории, которые вселяют надежду

Научно-производственное предприятие «Детская восстановительная медицина» из Екатеринбурга занимается изготовлением продукции повышенной социальной значимости: технических средств реабилитации (ТСР) для детей с инвалидностью, специальных устройств, помогающих людям с ДЦП стоять и сидеть. Уникальность компании еще и в том, что она генерирует творческие идеи, например конкурс детского рисунка. Какая связь, спросите вы?

 

Стоять – значит жить

Шестиэтажная спираль пандуса вьется вверх, тут когда-то был таксопарк, суетились юркие машины, спеша на вызовы. В гулких стенах без окон можно снимать остросюжетные детективы с загадочными преступлениями и погонями. Но это не «заброшка»: теперь по серпантину возят самую мирную продукцию – ТСР для детей с инвалидностью и оборудование восстановительной медицины.

Человек – существо прямоходящее, поэтому ему необходимо вертикальное положение тела. Длительное сидение или лежание, например, детей с ДЦП, травмами позвоночника или мышечной дистрофией может привести к физическим и психологическим нарушениям. На помощь пациентам и их близким приходят опоры для стояния, или вертикализаторы, предназначенные для приведения тела в вертикальное положение.

– Вертикальная поза открывает ребенку дверь в окружающий мир: дает возможность видеть других людей на том же уровне, что и он сам, восполняя потребность в общении и в игре, – говорит Екатерина Карпова, заместитель директора по маркетингу научно-производственного предприятия «Детская восстановительная медицина». – Это хорошо влияет на развитие, физическое и психическое состояние, все внутренние органы и опорно-двигательный аппарат работают гораздо лучше. Если пациент сам не может стоять, то мы располагаем его на вертикализаторе, закрепляем ремнями, фиксируем ноги, стопы и постепенно приводим в вертикальное или полувертикальное положение. Особенность наших вертикализаторов в том, что они многофункциональные.

Продукция «Детской восстановительной медицины» – зарегистрированные медицинские изделия. Параметры и положение элементов регулируются в соответствии с антропометрическими параметрами и меняются с возрастом и ростом пациента. Есть и ТСР для взрослых ростом до 180 см, на которых можно спокойно стоять, не думая о рисках падения. А еще предприятие производит оборудование для механотерапии, комплект механических тренажеров для развития мелкой моторики рук после инсультов и при ДЦП.

 

Спрос превышает предложение

В зависимости от комплектации и размера цена за тренажеры от 10 до 15 тысяч, за вертикализатор со съемным приводом – около 150 тысяч. Недешево, однако маленьким пациентам с ОВЗ они обходятся бесплатно, поскольку входят в федеральный перечень ТСР. «Детская восстановительная медицина» изготавливает около 15 тысяч таких изделий в год. Этого не хватает, потому что детей с профильными заболеваниями – ДЦП и другими – в России почти 90 тысяч. Одно ТСР пациенту выдается на два года. Но для полноценной жизни ему еще необходимы пять или шесть различных приспособлений – опоры для сидения и стояния, возможно, еще и ходунки в зависимости от функциональных возможностей, а также коляски для прогулок и для дома (которые здесь не производят). Представьте себе, что до 2011 года на всю страну был всего один производитель ТСР для детей – Курганский центр реабилитации! Да и сейчас спрос на рынке почти в три раза превышает предложение: екатеринбургское предприятие изготавливает 15 тысяч изделий в месяц, а требуется 38 тысяч.

Производство «Детской восстановительной медицины» развивалось и крепло: компания стала победителем во Всероссийском конкурсе проектов «Социальный предприниматель»-2017 фонда «Наше будущее», а сооснователя и директора, врача-эпидемиолога Евгения Крупина, дважды объявляли человеком года по версии фонда регионального развития «Перспектива».

– Мы изучали разные методики, – вспоминает Екатерина Карпова. – Сначала брали курганские изделия за образец и делали аналогичные, теперь используем более совершенные импортные аналоги. Но мы постоянно вносили коррективы, можно сказать, что это уже наши разработки. И тестируют их наши же подопечные, например пациенты отделения милосердия Екатеринбургского реабилитационного центра для детей с инвалидностью. Недавно доработали модель подголовника, который, по их замечаниям, не держал голову, взяли за образец другую версию. Вертикализаторы, конечно, чаще используются дома, но они вполне применимы и для занятий в школе. Года два назад одна школа из Астрахани купила 40 опор для сидений – скорее всего, для инклюзивного класса. Нам очень важны такие истории, они вселяют надежду, что дети с ОВЗ смогут получить образование и стать полноценными людьми. А как им в этом помочь – дело техники.

 

Внутренняя сила

Коридор офиса «Детской восстановительной медицины» увешан пестрым лоскутным ковром рисунков. На них любимые сказочные герои и члены семьи, деревья и животные, дождь и солнце. Все, что обычно рисуют дети. Поражают чистые цвета, непосредственные эмоции, жизнерадостная тональность красок. Работы присланы на Всероссийский конкурс рисунков для детей с ОВЗ «Я могу! Я рисую!». Первый такой конкурс был проведен «Детской восстановительной медициной» в 2018 году, после чего предприятие учредило АНО содействия социальной реабилитации детей-инвалидов «Я могу!», которое теперь и отвечает за проведение. Рассудили так: просто сделать полезное техническое устройство мало, надо еще и проследить за тем, как оно поддерживает ребенка в быту и учебе, каких достижений и успехов может он добиться. Такие мероприятия включают детей с ОВЗ в созидательную деятельность, выявляют в них скрытые таланты, меняют отношение общества к ним.

Евгений Крупин сам придумал идею инклюзивного конкурса, решив, что в нем будут участвовать потенциальные клиенты, заинтересованные в изделиях. За полгода удалось собрать больше тысячи рисунков от 600 участников со всей страны! Стало понятно, что конкурс детям очень нужен, они хотят, чтобы их труды увидели, оценили. На следующий год было прислано уже более трех тысяч работ из 66 регионов России. Позже присоединились и педагоги, представляющие лучшие практики обучения творчеству детей с ДЦП. По традиции итогом конкурса становятся торжественное награждение победителей и большая выставка в екатеринбургском ТЮЗе.

В конкурсе «Я могу! Я рисую!» объявляются 13 победителей, которые получают реальные деньги – хорошее подспорье для семьи. А выплачиваются они из Фонда имени Евгения Крупина, которого, к сожалению, уже нет с нами. Он был настоящим подвижником в своем деле. «Дети рисуют зубами, ногами. Такая внутренняя сила есть не у каждого взрослого! – говорил Евгений Львович. – И ради этого стоит жить. Был случай, когда девочка нарисовала свою мечту… и начала ходить. Как объяснить? Она доказала себе: «Я могу!» Так мы и назвали наш конкурс…»

 

Путешествие в другой мир

Педагоги – участники конкурса «Я могу!» загадочно называют свои уроки путешествием в другой мир. Это проникновение в яркое измерение детских мечтаний и фантазий, где живут несуществующие животные, на цветочной полянке красуется пряничный домик, даже ведьма становится доброй и приветливой.

– Возможно, я не открыла новых техник рисования в работе с детьми с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата, но подход нашла однозначно: мы просто попадаем в другой мир и при этом усердно трудимся, способствуем развитию мелкой моторики рук, развиваем речь, память, усидчивость, – скромно говорит о своем методе Анастасия Каретко, воспитатель социально-реабилитационного отделения для детей и подростков с ОВЗ Комплексного центра социального обслуживания города Феодосии. – С помощью пластиковой карты, зубной щетки или кухонной губки мы можем нарисовать пейзаж. Пробуем разные техники, потому что у каждого ребенка своя сохранность функциональности рук.

Анастасия считает своей основной задачей как педагога не просто учить, но и обязательно помогать. Чтобы результат так же радовал, как и сам процесс. И ребенку хотелось показать свою работу маме или бабушке, повесить в комнате или отправить по почте друзьям.

Воспитатель Мысковского детского дома-интерната для детей с ментальными нарушениями из Кемеровской области Галина Вдовенко более 10 лет назад заинтересовалась нетрадиционными техниками в изобразительной деятельности, желая развить в своих воспитанниках наблюдательность, художественный вкус, умение смело и свободно мыслить.

– Каждый из этих методов – маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции, – делится Галина. – Секрет успеха – относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и новизна для удержания внимания. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок выражает свои чувства, свое понимание ситуации.

На уроках используются простые предметы – нитки, зубочистки, ушные палочки, зубные щетки, пробки, колпачки от фломастеров, жатая бумага, листья растений, даже картофель и свекла, а еще всевозможные трафареты, обводки, печатки и шаблоны. Все это подталкивает к экспериментам с краской, бумагой, пластилином, пробуждает фантазию. Например, рисование поролоновой губкой – необычная техника, дающая простор воображению и отличную гимнастику для рук.

Ирина Уфилина, учитель Новочебоксарской школы для обучающихся с ОВЗ Минобразования Чувашии, считает, что у детей с ОВЗ понижены работоспособность и мотивация к любым видам изобразительной деятельности, слабо развито творческое воображение. Для развития воображения и творческого мышления она применяет метод пальчиковой живописи. Указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш, поэтому вначале дети рисуют одним пальцем. На этом этапе они знакомятся с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, украшают готовые формы – бабочек, рыбок и полянку – точками, мазками, спиралями. Постепенно включают в рисование и другие пальцы. Рисование ладошкой также хорошо развивает творчество младших школьников. Детям полезно изучать возможности собственной руки, ведь с помощью одной-единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их фантазией, превратить в настоящие шедевры.

Жаль, что невозможно рассказать обо всех лучших практиках педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Но главное – то, что они готовы найти в каждом ученике ту самую внутреннюю силу духа, о которой говорил Евгений Крупин. Эта сила способна на многое: ребенок может в один прекрасный день нарисовать свою мечту и следовать ей. Пусть даже для этого потребуется вертикализатор…

Людмила ПОЛОНСКАЯ, Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте