Конкурс «Воспитатель года Москвы-2008» проходил в рамках городского конкурса «Московские мастера». Поэтому и оценивали воспитателей именно как мастеров своего дела, только дело у них своеобразное – тонкое, деликатное, требующее не только мастерства, но и особых свойств души. Ирина Бодраченко стала первой в этом сложном конкурсе, который вместе с Департаментом образования проводит и Московская организация профсоюза работников образования. Ее победа была неожиданной – Ирина Бодраченко даже не смогла сдержать слез, когда ее имя объявили на сцене Большого зала в здании мэрии на Арбате. Вот только такой ли неожиданной была эта победа? Прочитав страничку из дневника «Воспитателя года Москвы-2008», вы, несомненно, поймете: Ирина шла к этой победе практически всю жизнь.
Чтобы говорить о себе как о «мастере своего дела», хочу вспомнить, как же все это начиналось, какими путями я шла к своей профессии и почему Главной Профессией Моей Жизни стала работа с дошкольниками.
Немного воспоминаний
Как красиво, поэтично и вполне предсказуемо было бы начать экскурс в свое прошлое со слов: «Педагогом я мечтала быть с самого детства…» Но это было не так, даже совсем не так. Как раз педагогом (справедливости ради замечу, и врачом тоже) я совсем не хотела быть.
Почему же именно эти две самые значимые для человека и для всего общества, самые древние и нужные профессии оказались в моем «черном списке профессий»? Может, потому, что по природе своей я никогда не тянулась к взрослым, всегда побаивалась их? Может, потому, что семья у нас была маленькая, с дальней родней родители не особо общались и для друзей наш дом, увы, не был открыт? Единственные взрослые в моем тогдашнем окружении были врачи (я не была особо здоровеньким ребенком) и учителя. Они для меня были чужими и непонятными людьми, и связанные с ними профессии были мне чужды тоже.
И все же первый яркий след в моей жизни, первые слова благодарности за мой профессиональный выбор я говорю своей первой и единственной учительнице Омской музыкальной школы имени Шебалина. К ней привела меня моя мама, привела не потому, что у девочки были музыкальные способности (способности были как раз самые заурядные), а просто учиться в музыкальной школе тогда было очень современно. Все девочки нашего класса занимались музыкой, но 7 лет проучиться и окончить ее смогла лишь я одна.
Близился срок окончания средней школы. Моя будущая профессия для меня была туманна, расплывчата, меня не тянуло ни к одному школьному предмету. И тогда именно первая моя учительница, позвонив нам домой, сама предложила подготовить меня к вступительным экзаменам (а я на тот момент уже год как окончила музыкальную школу) в музыкальное училище. Дело в том, что она всегда сетовала, что никто из ее учеников никогда еще не связывал свою дальнейшую жизнь с музыкой: отучившись положенные 7 лет, ее ученики уходили совершенно в другие профессии.
Может, именно поэтому, взяв меня за руку, после провального экзамена по сольфеджио, усадив в такси, она в тот же день повезла меня в другое училище – музыкально-педагогическое, где уже заканчивались вступительные экзамены, и там, уговорив педагогов, добилась разрешения на сдачу мной экзаменов. Она так хотела, чтобы через год я снова поступала в ее музыкальное училище, она так хотела видеть меня преподавателем музыки!
Но из музыкально-педагогического я не ушла. Мне понравились и полюбились и новые предметы, и педагоги. Я сразу стала одной из лучших студенток курса. И именно там, проходя практику на 3-м курсе, я узнала, что такое детский сад.
Мои первые впечатления о профессии
Тогда, в те училищные времена, я жила от пятницы до пятницы и не могла дождаться заветного дня практики. Мне нравилось все: разучивать детские песенки, пьесы, продумывать ход занятия, выстраивать связки между разделами занятия, рисовать и клеить дидактические пособия, подбирать иллюстративный материал…
Все меня увлекало, все было в радость! Девчонки наши боялись, а я же мечтала, чтобы, например, на утреннике, где должны были показать себя студенты, мне досталась роль ведущей. И надо же! Ее дали именно мне – как лучшей студентке группы.
Это был праздник 23 Февраля. Я ходила по дому в легком возбуждении и декламировала вслух все стихи, которые должны были прозвучать в этот день. После утренника методист созвала весь коллектив воспитателей сада, вывела меня на середину зала и сказала, что так вести праздник, как вела его эта 19-летняя девочка, должны уметь все присутствующие. А ведь это был первый в моей жизни утренник!
Знаете ли вы, какой была сама музыкальный руководитель того сада! Я буквально влюбилась в нее. До сих пор помню ее голос, посадку за инструментом, все то, что говорила она нам. Всегда спокойная, немногословная, очень интеллигентная, она великолепно играла и прекрасно знала свою профессию, умела видеть каждого ребенка и всех детей сразу.
Она стала для меня образцом музыкального руководителя.
Может, именно благодаря этому человеку, учась уже в Свердловском педагогическом институте, я не раз вспоминала и тот детский сад, и ту оставившую яркий эмоциональный след в моей душе практику.
При любой возможности, на протяжении всех 4 лет учебы в вузе, я покупала ноты для детского сада, которые тогда появлялись на полках магазинов нечасто. Я очень радовалась своим покупкам, чем немало удивляла своих однокурсниц: ведь мы выпускались учителями школ, детский сад для всех нас был пройденной ступенью, но не для меня.
Справедливости ради надо заметить, что практика в школе мне тоже очень нравилась, и она оставила свой, не менее яркий, след в моей жизни, но все же первой моей любовью навсегда остался именно детский сад.
Это я поняла, начав работать после института в своем первом детском саду №1 «Солнышко», уехав по распределению в Казахстан, в город Семипалатинск-21.
Начало творческого пути
Это новая страница моей жизни, еще одна очень значимая веха на пути к профессии. Именно тогда стали во мне развиваться таланты и способности, необходимые для того, чтобы я сегодня могла себя называть педагогом-профессионалом.
В маленьком военном закрытом городке, расположенном в бескрайних казахстанских степях, за колючей проволокой, жизнь людей протекала тихо и размеренно. Единственные развлечения – хождения в гости, поход в кино в Дом офицеров и… пожалуй, все. Для всех нас работа, а для меня детский сад, стала тем местом, где, не отвлекаясь ни на что, можно было посвятить себя узнаванию профессии. Именно там я обнаружила у себя способности, о наличии которых даже и не подозревала. В городке не было книжных магазинов, негде было купить новые музыкальные сборники, и тогда, через 2 года, переиграв детям весь программный материал, я начала сама пробовать сочинять музыку для детей. Сегодня я автор более 100 песен для детей от 3 лет и старше.
Обратив внимание на детскую поэзию и на поэзию вообще, я начала пробовать и рифмовать строки. На это меня сподвиг пример моего первого методиста – Нилы Владимировны Белоконь. Женщина она была спокойная, уравновешенная, строгая, никого близко к себе не подпускала. Со всеми она была на «вы», и в коллективе ее немного побаивались все, кроме меня. Я ее тихо обожала. Когда у меня было «окно» в занятиях, постучавшись в ее кабинет, я просила разрешения поработать у нее, садилась в конец ее длинного стола и перелистывала страницы старых детских журналов в поисках интересного литературного материала. Нахождение с ней в одной комнате уже было для меня радостью! Она это, конечно, чувствовала, но вида не подавала и вела себя со мной вполне официально, как мастер с учеником. Мое отношение к ней, конечно же, ее согревало, и, если ей в руки попадался хороший, интересный материал, думая обо мне, она выписывала его на маленьких листочках и клала их мне на пианино. Она стала для меня Методистом с большой буквы. Человек очень знающий, грамотный, хорошо говорящий, профессионал своего дела, умеющий правильно выстроить работу коллектива. К тому же она умела писать хорошие детские стихи и рифмовала воспитателям все их открытые занятия, а музыкальным работникам – праздничные утренники. Она писала и прекрасные остроумные капустники для взрослых, потом они в списках расходились по всему городку, по всем другим коллективам. Ее наглядный пример написания занятий в стихах вылился в то, что с той поры сценарии всех детских праздников, досугов, а также конспекты открытых занятий с детьми от 2 до 7 лет я так же, как и она, пишу в стихах.
Пройдет время, и в 2006 году в издательстве «Айрис» выйдет мой первый сборник «Театрализованные представления для детей дошкольного возраста», включающий в себя 9 сказок-спектаклей. В нем – мои стихи и песни для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Специфика условий военного закрытого городка заставляла нас проявлять чудеса фантазии и изобретательства при подготовке детских праздников. Тогда-то я и научилась рисовать и шить для детей. Сейчас мне не составляет большого труда сделать нужные атрибуты и нарисовать декорации к спектаклям, сшить костюмы персонажей к разным театральным постановкам. Причем здесь для меня важно определиться с жанром спектакля, сделать так, чтобы костюмы и декорации по своей стилистике соответствовали стилю и настроению детского спектакля. И кто, как не ты сам, лучше всех сможет воплотить в жизнь свои же собственные режиссерские задумки и сделает все для того, чтобы детский праздник стал более ярким, более запоминающимся, чтобы он оставил добрый след в душе ребенка.
Уже работая в Москве и принимая участие в конкурсе – смотре театральных костюмов для детских праздников, проводившемся в 2003 году, разработанный и сшитый мной костюм «Березки» занял второе место среди садов Южного округа.
Я – мастер своего дела?
Прошло более 20 лет с того дня, как я перешагнула порог своего первого детского сада в качестве музыкального руководителя. Работала я и в других садах, с другими людьми. И за все это время мой интерес к профессии не только не ослаб, более того, я нахожу в ней все новые и новые грани неизведанного. За годы работы в Москве в моем сегодняшнем детском саду я, например, по-новому открыла для себя детский танец, побывав на курсах Татьяны Кореневой. Если раньше самым сложным для меня было придумать интересный детский танец, то, узнав методику Татьяны Федоровны, я перестала бояться танца, полюбила его, и теперь я могу легко на любую понравившуюся музыку сделать интересную танцевальную композицию. Придя на курс элементарного музицирования к Т.Тютюнниковой, я стала более внимательно относиться к шумам и звукам. На занятиях с детьми мы вслушиваемся в то, что и звучать-то не должно, слышим живой мир звуков вокруг нас. Семинары Т.Боровик открыли для меня новый не известный мне мир речевых и пальчиковых игр. Поняв их, приняв, погрузившись с головой в этот материал, я определила для себя принципы построения пальчиковых игр и, оттолкнувшись от полученных знаний, сама разрабатываю музыкально-речевые и пальчиковые игры для детей от 2 лет и старше. Именно занятия, построенные на использовании таких игр, впоследствии стали моей визитной карточкой на «круглых столах» для работников дошкольных учреждений ЮАО.
Начиная с 1996 года на базе нашего сада проводятся семинары для работников дошкольных учреждений Москвы и Московской области. Наш сад стал экспериментальной площадкой по внедрению инновационных технологий в дошкольное образование по системе «Росинка», идет тесное сотрудничество с Московским институтом открытого образования.
Принимая активное участие в методической работе округа и сада, за эти годы я разработала и провела на семинарах и «круглых столах» для воспитателей, методистов ДОУ более 20 открытых занятий с детьми всех возрастов. Приятно сознавать, что опыт моей работы лег в методическую копилку Южного округа, что он будет интересен и полезен моим коллегам.
В поисках новых граней в работе с детьми я прошла различные курсы по театрализованной деятельности в детском саду, и наконец 2001 год привел меня на режиссерские курсы при ГИТИСе, где тогда набиралась группа учителей и работников ДОУ, занимающихся с детьми театрализованными постановками.
Годы учебы на этих курсах значительно повлияли на мои взгляды относительно роли, значения, функции театра, где играют дети. Я изменила не только свои взгляды на театрализованную деятельность в детском саду в целом, но по-новому стала выстраивать сами занятия с детьми, другим стал подход к выбору музыкально-литературного материала. Изменилась форма спектаклей, даже их продолжительность, и, конечно же, содержание. Для меня стало важно не просто разыгрывать сказки, иллюстрировать их сюжет, надевая на детей костюмы тех или иных персонажей (так делала я раньше, так это делают и сейчас в подавляющем большинстве детских садов), а прежде всего со сцены говорить со зрителями о том, что волнует меня как педагога-режиссера, а значит, волнует или станет волновать и моих детей – начинающих актеров. Нравственная тематика стала решающей при выборе мною литературного материала для постановки его с детьми.
Сегодня театрализованная деятельность для меня – основная и направляющая линия в воспитательно-обучающей работе с детьми. И в этом я, чувствую, действительно достигла достаточно высокого уровня профессионального мастерства для того, чтобы назвать себя Мастером своего дела: у меня есть свой подход, своя метода работы по театрализованной деятельности дошкольников, мне есть что самой передать молодому поколению специалистов ДОУ.
Руководство нашего сада в 1996 году для более эффективной работы с детьми по театрализованной деятельности выделило и переоборудовало помещение, что дало возможность появиться нашему детскому театру «ПЬЕРО». С 1996 по 2007 год на его подмостках были поставлены с детьми старшего дошкольного возраста 15 спектаклей по мотивам русских народных сказок, сказок народов мира, были и инсценировки литературных сказок советских писателей и современных авторов.
К некоторым спектаклям я сама писала стихотворные тексты и музыку, как инструментальную, так и вокальную. Сценарии некоторых детских спектаклей можно увидеть на страницах газет и журналов для специалистов ДОУ, где я с 2004 года публикую свои материалы.
2007 год стал для нашего сада и для меня лично очень значимым. С нашим театральным творчеством познакомились музыкальные руководители Москвы и области на сцене Московского городского дома учителя. Там я провела открытое занятие с детьми подготовительной группы, после чего воспитанники нашего сада показали один из самых любимых мною спектаклей «Снеговики». По материалам нашего выступления выпущен диск с видеозаписью для работников дошкольных учреждений. Наш сад надеется, что этим мы также внесем важный и нужный вклад в методическую работу Южного округа и Москвы.
Последние годы моей работы в Центре развития – детском саду №1787 для меня еще более интересны и насыщенны: я стала совмещать работу музыкального руководителя и воспитателя. Это дало мне дополнительный стимул в работе, возможность находиться со своими воспитанниками целый день, наблюдать их во всех других видах жизнедеятельности ребенка в детском саду. Многие дети раскрылись для меня с новых сторон, это дало мне возможность скорректировать и улучшить работу с ними в плане личностного индивидуального подхода к формированию познавательных интересов конкретных детей, развития заложенного в них творческого потенциала.
Вместо эпилога
Меня всегда волновал и волнует профессиональный уровень кадров работников дошкольных учреждений. Ведь нам вместе создавать Детский сад будущего, тот сад, где маленькому человечку будет тепло, светло, уютно прежде всего от того, что окружать его будут люди любящие, знающие свое дело, мастера в своей профессии, люди, которые пришли в этот дом по призванию, по велению своего доброго, чуткого, открытого для детей сердца. Построить этот дом мы сможем только своими заботливыми руками, своим неравнодушным сердцем, своей щедрой душой. Вот тогда-то наши детские сады и станут самым лучшим местом для наших ребят, для их родителей, для нас самих.
Давайте каждый на своем месте начнем отдавать детям все, что мы знаем, что мы можем, чего хотим, о чем мечтаем. И тогда у нас с вами все получится.
Это говорю вам я – Ирина БОДРАЧЕНКО
(ЦРР – детский сад №1787)
Комментарии