search
main
0

Я – гражданин России. Сегодня украсили поселок, завтра – планету

​Однажды наиболее активные ученики Аксарайской школы Астраханской области напросились на прием к главе местного сельского совета. Они просили его помочь открыть школьное кафе. Выслушав школьников, руководитель местной администрации сказал, что согласен, потому что в поселке молодежи действительно негде проводить свой досуг, но сослался на катастрофическую нехватку средств. И тогда ребята написали письма: главе администрации Красноярского района Астраханской области с просьбой выделить школе 50000 рублей для приобретения тренажеров в спортзал, главе Аксарайского сельсовета, чтобы разрешил открыть детское кафе на базе школьной столовой, директору треста «Монтажгазремонт» с просьбой помочь со строительными материалами.

Они обратились также за поддержкой к местным предпринимателям и родителям. Финансовая помощь районной администрации составила 5000 рублей, главы Красноярского района – 95000 рублей, от родителей ребята получили 1000 рублей. Денежная помощь и содействие разных организаций позволили подросткам осуществить задуманное: открыть кафе, отремонтировать спортзал и оборудовать его тренажерами, создать школьный театр. Так был реализован проект «Гражданин», разработанный аксарайскими школьниками. Это метод социального проектирования, появившийся в российских школах 15 лет назад. В чем его суть? Сначала ребята выбирают актуальную для их социума тему, исследуют, насколько эта проблема разрешима. Просчитывают возможные затраты, изучают законы, на которые они могут опереться. А затем начинаются встречи с теми, от кого зависит реализация проекта – с представителями исполнительной власти разного уровня, депутатами, прессой, общественными организациями, работниками профсоюзов и даже сотрудниками МЧС и МВД.Родиной социальных проектов по праву считают Самарскую область. В конце 90-х прошлого века в одной из школ Сызрани были разработаны первые социальные проекты, получившие название «Гражданин». Справедливости ради следует сказать, что технологию проекта «Гражданин» сначала разработали американские педагоги. Но есть большое отличие. Наша более совершенна. Американцы особо тщательно прорабатывают каждую стадию проекта, однако до его практического завершения дело не доходит. На российской земле эта технология подверглась значительному изменению. А главное, перед авторами проекта всегда стоит конечная цель – осуществить намеченное. Кстати сказать, задачи, которые ставят перед собой подростки, легкими не назовешь. И самое удивительное, они успешно преодолевают все барьеры. Знания по праву, обществознанию, граждановедению теперь стало возможным применить в практической жизни. Если раньше были просто игры, то теперь появились реальные дела. Социализация школьников проходит не на уровне слов, а на основе практических дел. Так ребенок был поставлен в центр социальных перемен, которыми он активно занимается.В последние десятилетия прошлого века многие ученые, передовые учителя ломали голову, как разрушительную энергию подростков направить в иное русло, чтобы она стала созидательной. И вот появился мощный рычаг, новая технология, которая и помогает решить эту наиважнейшую проблему.Благодаря проектам сделано за эти годы немало. Были спасены десятки парков и скверов, малых рек и озер. Благоустроены и сохранены сотни исторических памятников и памятников героям Великой Отечественной войны.Кстати, ребята из Астраханской области, благодаря которым в поселке было открыто школьное кафе, расширили его деятельность. Там есть клубы по интересам, работают театр, музыкальный салон.Несколько лет назад почти всенародно обсуждались проблемы, связанные с игровыми автоматами, казино. В итоге был принят закон, согласно которому они были запрещены в городах и других населенных пунктах. Но мало кто знает, что здесь есть небольшая заслуга школьников из Самары. Подростков по-настоящему волновало, что многие их сверстники стали игроманами. Тогда инициативная группа решила разработать социальный проект и тем самым поставить вопрос об их запрете. Ребята провели анкетирование взрослых и детей, еще раз убедились, какая это больная тема для самарцев. Потом встречались с депутатами губернской и Государственной Думы. И в том, что такой закон был принят, несмотря на мощное сопротивление защитников игровых автоматов, ребята видят и свою долю участия.Анализируя результаты, которых достигают авторы социальных проектов, приходишь к выводу, что подростки нередко добиваются успехов в решении тех проблем, за которые взрослые брались, но не могли ничего сделать. Очень важно, что, еще учась в школе, ребята ощущают свою сопричастность к тому, что происходит вокруг, стремятся что-то изменить к лучшему.Проблемы, которые подростки стараются решить с помощью своих социальных проектов, очень разные.В одной московской школе ребята задумались о качестве воды, которую мы пьем. В Интернете много противоречивой информации на эту тему. Кому верить? И подростки начали искать ответ. Так возник проект «Качество воды, которую мы пьем». Он был представлен на городском конкурсе, и работу школьников отметили. Подростки хотели исследовать воду родника «Строгино», который пользуется большой популярностью у окрестных жителей. На это потребовались денежные средства. Ребята нашли спонсоров и наконец обследовали родник. Он оказался довольно загрязненным. Развесили объявление, чтобы люди не пили эту родниковую воду.Школьники из Калмыкии решили на месте пустыря, который превратился в свалку, создать Парк Победы. Их многие отговаривали – и родители, и учителя. «Замысел слишком масштабный», – утверждали они. Но авторов проекта сомнения взрослых только подзадоривали.Ребята самостоятельно начали искать сторонников. Ими стали (правда, далеко не сразу, многих пришлось долго убеждать) главный архитектор, директор лесного хозяйства города, глава администрации Октябрьского района Элисты, заместитель министра образования и науки республики, уполномоченный по правам человека Калмыкии. Всего 46 организаций и предприятий.Парк Победы возводили методом народной стройки. Ученики трех школ города сами работали на пустыре всю весну. Сажали деревья. Родители помогли установить забор и сделать освещение. Глава администрации после встречи с ребятами издал постановление об организации оргкомитета, который и стал заниматься благоустройством Парка Победы. На его открытие собрались более двух тысяч человек. Главными гостями стали ветераны войны. Этот успех окрылил учеников. Появилось желание и в дальнейшем заниматься общественным служением.Вот уже 11 лет социальные проекты представляют на конкурс – сначала на региональный, потом на общероссийский. Он проходит в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России». Ее учредителями стали Минобрнауки РФ, Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», «Учительская газета», Самарский центр гражданского образования и благотворительный фонд «Сивитас».В августе этого года состоялся финал этой акции. Он проходил во Всероссийском детском центре «Орленок». Участвовали команды из семнадцати регионов страны: республик – Калмыкия, Марий Эл, Северная Осетия – Алания, краев – Камчатского, Красноярского, Приморского, областей – Самарской, Томской, Тверской, Ульяновской, городов – Москвы, Санкт-Петербурга. Как отметил член большого жюри, руководитель Самарского центра гражданского образования Владимир Пахомов, сегодняшние проекты отличаются более высоким уровнем исполнения в соответствии с требованиями технологии социального проектирования и довольно высокой степенью актуальности выбранных авторами тем. Как и положено, ребята правильно оценили ситуацию с правовой точки зрения, грамотно обосновали финансовые расчеты.Финал акции – всегда яркий, запоминающийся праздник и для самих участников, и для детей, которые отдыхают в «Орленке». Презентация проектов – это представление авторами своих работ, их подробный рассказ о том, как проект создавался, как удалось добиться практических результатов. Презентация проходила по пяти номинациям: благоустройство, социальные, молодежные, гуманистические проблемы, гражданские инициативы. Вот некоторые из них.Объединенные команды самарских школ №№32, 34 и лицея авиационного профиля ознакомили собравшихся с проектом «Мы вместе». Авторы хотели помочь подросткам своего города с трудоустройством в летние каникулы. Они сумели добиться увеличения финансирования молодежного центра занятости на 1,5 миллиона рублей, что позволило открыть дополнительные рабочие места. И еще они создали модель взаимодействия школ Кировского района Самары. Это тоже поможет ребятам найти работу.Задачей проекта «Передай добро по кругу» (кожевническая школа №1 Томской области) было открытие компьютерного клуба для пожилых людей. Авторам это удалось. И теперь в клубе с удовольствием занимаются пенсионеры, для которых ребята разработали специальную программу и подготовили волонтеров.Ученики элистинской школы №21 (Калмыкия) случайно узнали из газет, что в их городе живет маленькая девочка Кристина. Ей всего одиннадцать месяцев. Она родилась со страшным диагнозом – тотальная отслойка сетчатки. Требуется несколько операций. Однако у семьи нет ни денег, ни прописки. Суть проекта «Чтобы Кристина увидела свет» заключалась в том, чтобы собрать деньги и помочь этой семье прописаться. И то и другое получилось. Одна операция уже прошла успешно, скоро будет вторая. Именно этот проект получил приз зрительских симпатий – большую раковину – символ Черного моря и «Орленка».По сложившейся традиции в ходе финала были определены лидеры для представления к награждению премиями Президента РФ.Что акция дает самим детям? Вот несколько мнений самих участников. «Акция объединяет умных, неравнодушных, ответственных людей с высокой гражданской позицией. Участвуя в ней, мы хотим сделать мир лучше и добрее», – считает Олеся Агрес из Санкт-Петербурга.«Без нашего участия, – писал Александр Ленкевич с Сахалина, – что-то может остаться недостроенным, что-то, наоборот, может быть разрушенным, кому-то вовремя не окажут экстренную помощь. Мы не только мечтаем о будущем, мы его создаем вместе со взрослыми».Многие учителя отмечают, что дети стали уверенными в себе, научились отстаивать свою точку зрения. И главное – убеждать представителей власти, общественных организаций. Они идут в мэрию, сельсовет с уверенностью в своей правоте и в том, что их поддержат. А как же иначе, ведь они решают очень важную задачу для социума.С помощью социального проектирования школа воспитывает не просто образованных, но еще и нравственных, активных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать и за себя, и за страну.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте