search
Топ 10

“Я – гражданин России” Положение о II Всероссийской акции

Министерство образования РФ, “Учительская газета”, Ассоциация “За гражданское образование” и Самарский региональный центр гражданского образования во второй раз объявляют Всероссийский конкурс социальных проектов “Я – гражданин России”, ставший популярным среди школьников страны в уходящем году.
Как и в 2001 году, в 2002-м наше приложение “Граждановедение” будет рассказывать на своих страницах о разных этапах конкурса, а также публиковать наиболее интересные проекты еще до подведения итогов. Читайте, выписывайте наше приложение (индексы 32515, 32715) и вы будете в курсе всех событий, связанных с реализацией этого конкурса.

Реформирование современного российского общества, модернизация системы государственной власти, новые геополитические реальности настоятельно требуют формирования социально зрелого поколения россиян.
Становлению демократического государства, преодолению кризисных процессов в России, ее развитию на основе традиций отечественной государственности, приобщению к содружеству цивилизованных государств способствует система гражданско-правового образования.
В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания молодежи, их переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности. Перед образовательными учреждениями встает задача развития гражданско-правового образования на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию у обучающихся навыков решения разнообразных проблем. Одним из интенсивных методов включения юных российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование.

Общие положения
Настоящее положение определяет статус, цели и задачи Всероссийской акции “Я – гражданин России” (далее – Акция).
Учредителями Акции являются Министерство образования Российской Федерации, Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”, “Учительская газета”, Самарский региональный Центр гражданского образования, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Акция будет иметь распространение в российских регионах, заявивших о намерениях участвовать в ней.
Координацию деятельности по проведению Акции осуществляет Оргкомитет.
Организация и проведение Акции в регионах возлагается на органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Цели и задачи
Цель Всероссийской акции “Я – гражданин России”: формирование активной гражданской позиции, социализация учащихся образовательных учреждений Российской Федерации, стимулирование интереса молодого поколения к решению актуальных проблем российского общества.
Главное в Акции – понимание подростком важности добровольного гражданского участия в решении актуальных вопросов на уровне поселка, района, города, региона и попытки найти и предложить свои варианты решения проблемы; привлечение внимания властных структур к важности решения затронутых проблем.
Задачи Акции:
приобретение обучающимися знаний и навыков, необходимых для успешного участия в социально значимых проектах, гражданских инициативах;
приобретение практического опыта, который усилит социальную компетенцию и предрасположенность к социально значимой деятельности школьников;
развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности обучающихся;
повышение профессионального уровня педагогов по организации социально значимой деятельности учащихся и формированию навыков социального проектирования на базе образовательного учреждения (общественной организации).

Участники Акции
В Акции принимают участие команды обучающихся в возрасте 11-16 лет общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учреждений дополнительного образования детей, а также детских и молодежных общественных организаций, заинтересованных в том, чтобы внести свой личный вклад в улучшение жизни общества в своем поселке, районе, городе, регионе, стране.
Взрослые (педагоги образовательных учреждений, лидеры детских общественных организаций и объединений) принимают участие в Акции на правах консультантов, экспертов, членов жюри.
Порядок проведения Акции
Принимая участие в Акции, команда при поддержке педагогов (преподавателей обществознания, граждановедения; заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования и др.) выявляет, формулирует и предлагает вариант решения выбранной проблемы, актуальной для их учреждения (организации), микрорайона, села, района, города.
Исследуя сущность проблемы, команда собирает различную информацию, материалы, документы, на основе которых разрабатывается проект и оформляется портфолио. Портфолио состоит из двух разделов: папка документов и раздел показа (раздвижного стенда).
Папка документов (документы, графики, диаграммы, фотографии, рисунки, материалы СМИ, результаты социологических опросов и др. материалы), отражающая основные этапы работы команды по проблеме в логической последовательности. Папка документов представляется в жюри для детального анализа логики работы обучающихся по проекту.
Раздел показа – четырехстворчатый стенд (80 см х 100 см), на котором размещаются материалы в соответствии с разделами проекта, позволяющие более наглядно представить свой проект и шаги его реализации во время устной презентации.
Каждая команда должна из всех материалов отобрать те, которые являются наилучшими доказательствами их исследования, разработки и реализации проекта.
Работа над проектом завершается устной презентацией, где обучающиеся должны продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, умение компетентно представить вариант собственного решения проблемы, аргументированно отвечать на вопросы; рассказать о результатах деятельности по проекту.
Устная презентация – это выступление команды из 4-6 человек, которая представляет свою работу и отвечает на вопросы других участников и жюри. В форме устных презентаций проводятся районные, городские, региональные конкурсы Акции.

Этапы и сроки проведения акции:
Первый этап (октябрь – декабрь 2001 г.)
Создание Оргкомитета Акции.
Формирование региональных оргкомитетов управлениями образования субъектов Российской Федерации.
Проведение информационных совещаний в регионах по организации Акции на местах.
Обеспечение информационной поддержки Акции ее оргкомитетом совместно с региональными органами управления образованием (выпуск и распространение положения об Акции в средствах массовой информации и др.).
Выявление команд, желающих принять участие в Акции (в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей, детских общественных организациях и объединениях).

Второй этап (январь – март 2002 г.)
Проведение Акции в субъектах Российской Федерации.
Проведение конкурса проектов на местах. Конкурсы проводятся на трех уровнях: 1-й – район; 2-й – город; 3-й – регион.
На третий этап в Оргкомитет присылаются материалы проектов (портфолио и фотографии 4 створок стенда) не более трех проектов – победителей регионального конкурса. К сопроводительному письму от органа управления образованием субъекта Российской Федерации прикладывается протокол проведения Акции в регионе. Из территорий, где данная Акция не проводилась, будут приняты первые три присланных проекта с сопроводительным письмом органа управления образованием субъекта Российской Федерации.
Проекты направлять до 15 марта 2002 года (по штемпелю) по адресу: 101856, Москва, Чистопрудный бульвар, 6, Минобразование России, Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, к. 207, с пометкой “Всероссийская акция “Я – гражданин России”.

Третий этап (апрель 2002 г.)
Всероссийский заочный тур. Представление лучших региональных проектов в Оргкомитет и их экспертиза.

Четвертый этап (июнь – август 2002 г.)
Всероссийский финал Акции в ВДЦ “Орленок”. Сбор региональных победителей Акции, проведение защиты проектов, обмен опытом работы, разработка и защита межрегиональных проектов.

Жюри Всероссийской акции
Жюри региональных этапов формирует региональные оргкомитеты.
Жюри Всероссийского этапа формирует Оргкомитет Акции.
Жюри осуществляет экспертную оценку представленных на конкурс проектов согласно критериям, определяет победителей.

Критерии оценки проектов
Экспертная оценка проектов осуществляется по следующим критериям:
актуальность и важность поставленных проблем;
социальная значимость проблемы;
юридическая правомерность действий;
самостоятельность разработки проекта;
разноуровневость взаимодействия с властными структурами;
реалистичность, экономичность;
перспективность;
результаты.

Подведение итогов Акции и награждение победителей
Победители второго этапа Акции награждаются дипломами, грамотами, призами управлений образования субъектов Российской Федерации.
По итогам третьего этапа Акции все команды-участницы награждаются свидетельствами, а победители приглашаются для участия в летней профильной смене во Всероссийском детском центре “Орленок” в июне – августе 2002 года.
Лучшие проекты будут опубликованы в сборнике “Всероссийская акция “Я – гражданин России”.

Руководство Всероссийской акцией
Общее руководство Оргкомитетом Всероссийской акции осуществляется Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации (101856, Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6), телефон – (095) 925-62-64 – Калиш Ирина Викторовна; факс 924-69-89; e-mail: leto@mto.ru.
Общее методическое руководство осуществляет Самарский региональный Центр гражданского образования: 443111, г. Самара, Московское шоссе, 125а, к. 319. Тел./факс (8462) 51-74-34; e-mail: civitas@sipkro.samara.ru – Пахомов Владимир Петрович;
Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование” – 103012, Москва, ГСП-2, Ветошный переулок, 13-15. Тел. (095) 200-32-15, факс (095) 921-30-25 – Димова Ирина Георгиевна.
На местах методическую помощь в организации и проведении конкурса осуществляют методические службы муниципальных органов управления образованием.

Методика работы команд над социально значимыми проектами в рамках Всероссийской акции “Я – гражданин России” представляет собой восемь стадий
1-я стадия. Подготовка обучающихся к работе над проектом
Ее целью является проверка знаний и умений обучающихся, необходимых для социально значимой деятельности, формирование представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области.
В ходе беседы, организованной педагогом, актуализируются знания обучающихся о структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ сегодняшней ситуации на данной территории (насколько здесь органы власти реализуют интересы разных категорий населения), рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации.
Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления обучающихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.).
2-я стадия. Выбор проблемы
Здесь обучающимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.
Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестками которой будут актуальные проблемы села, района, города, региона, и школьники, перебрав каждый из лепестков (экономическое развитие, экология, демография, социальная незащищенность различных групп населения, благоустройство и инфраструктура, образование и т.д.), выбирают один из них, который и станет объектом исследования и разработки варианта его решения.
В целях соотнесения своих представлений об актуальных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возможно проведение социологического исследования обширного контингента респондентов.
Почему именно данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оставалась нерешенной?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, школьникам предстоит применить аналитические навыки и конкретные знания, полученные на уроках гражданского образования. Успешность работы на этой дистанции во многом зависит от активной роли педагога, его способности организовать командную работу, осторожно и в то же время твердо направлять деятельность обучающихся в оптимальном для решения данной задачи направлении.
Необходимо, чтобы обучающиеся взялись за проблему, соизмеримую уровню их возможностей, решение которой конституционно и реально на конкретной территории.
Итогом работы на этой стадии должно стать ясное понимание избранной проблемы, над которой будет работать команда. Формируется общее представление о работе над проектом, его этапами, учащиеся соответственно разделяются на микрогруппы, решаются определенные организационные вопросы.
3-я стадия. Сбор информации
В рамках этой деятельности участникам команды предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.
Одна группа может провести социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данный вопрос, насколько он важен и злободневен для этой местности.
Другая – занимается изучением материалов средств массовой информации по этой теме, как они на протяжении определенного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и населения.
Еще одна группа входит во взаимодействие с компетентными специалистами (возможно, при помощи администрации школы) для получения взвешенной, аналитичной информации о состоянии дел на территории по этому конкретному вопросу, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.
Итогом работы должна стать всеобъемлющая, доступная школьникам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.
4-я стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы
Главной задачей этого этапа деятельности является обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.
При участии педагога школьники компонуют материалы по разделам:
актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, области;
информация о различных подходах к решению данной проблемы;
программа действий, которую избрала команда;
разработка варианта реализации своей программы с элементами моделирования принятия позитивного решения конкретной властной структурой.
Это трудоемкий этап работы, потому что обучающиеся должны не только формализовать процесс разработки проекта, но и просчитать, каким образом можно сдвинуть с “мертвой точки” не решенную пока проблему.
5-я стадия. Реализация плана действий команды учащихся
Данная стадия предполагает, что школьники пытаются реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения животрепещущей проблемы.
В этих целях возможны самые различные акции учащихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.).
С другой стороны, школьники могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практическое участие, путем проведения трудовых акций, сбора средств, организации фестивалей и др.
6-я стадия. Подготовка к защите проекта
На этом этапе идет работа по оформлению материала на четырех стендах из ватмана или картона (размером 80 см х 100 см) в виде “раскладушки”, которые соответствуют 2-5-й стадиям деятельности команды над проектом.
Выставленные стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно на расстоянии представить окружающим суть данного проекта.
Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления команды из 5-6 человек, которые, используя материалы портфолио, а также, возможно, и видеоматериалы, представляют свой взгляд на решение избранной проблемы.
Проводится отбор материала для устного выступления, организуются тренировочные упражнения по ораторскому искусству, составляются сценарии выступления учащихся, отрабатываются умения отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.
В это же время тщательно готовится папка документов (портфолио), в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах.
7-я стадия. Презентация проекта
В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.
Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри.
8-я стадия. Рефлексия
Главная цель этого этапа – анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе.
При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте