search
main
0

Я – гражданин . Мир станет лучше

В феврале завершился областной этап VI Всероссийского конкурса социальных проектов. Он был организован Департаментом образования Вологодской области и Центром гражданского образования Вологодского института развития образования. Проводился в рамках ежегодной областной акции «Я – гражданин Российской Федерации», объявленной Департаментом образования совместно с Законодательным собранием Вологодской области и Комитетом по делам молодежи. В рамках акции проводятся различные конкурсы по гражданско-правовой тематике, позволяющие создать условия для привлечения внимания образовательных учреждений к вопросам формирования гражданского самосознания учащихся.

В этом учебном году акция включала:

всероссийский конкурс «Права человека глазами ребенка»; всероссийский конкурс исследовательских работ «Моя законотворческая инициатива»; всероссийский конкурс моделей ученического самоуправления; региональные конкурсы «Овеянные славой флаг наш и герб», «Избирательные системы современного мира»; областные чтения, посвященные памяти Героя России Сергея Преминина; конкурс методических разработок педагогов по гражданско-правовому образованию, включая конкурс на лучший урок по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР», проводимый музеем и фондом имени А.Сахарова.

VI Всероссийский конкурс социально-образовательных проектов школьников стал одним из интереснейших конкурсов акции этого года. Было разработано и реализовано на различном уровне (класс, школа, поселок и т.д.) более 140 проектов. На областной этап представлено 43 проекта. Среди социальных проектов, авторами которых являются учащиеся 42 образовательных учреждений области из Бабаевского, Бабушкинского, Вашкинского, Верховажского, Сокольского, Шекснинского, Нюксенского, Сямженского, Череповецкого, Харовского, Вытегорского, Вологодского районов и городов Вологды, Череповца, Сокола, проекты, нацеленные на решение конкретных социальных («Бабушкина скамейка»), экологических «Живи, родник, живи!», нравственных («Добру откроется сердце») и других проблем, замеченных ребятами. Значимо то, что ребята не просто замечают подобные проблемы, но и учатся их решать, подключая для этого свои знания, свои силы, ищут партнеров, ищут спонсоров, учатся вести деловую переписку, составлять сметы и экономическое обоснование проекта. Одним словом, формируют опыт социально активной деятельности, а не сетуют на нерешенность проблем и не ждут, когда их решит кто-либо другой.

На финал конкурса социальных проектов были приглашены 10 команд.

Каждый был интересен и социально значим по-своему. Проект «Бабушкина скамейка» Чаромской СОШ Шекснинского района получил два приза зрительских симпатий – от Комитета по образованию общественной палаты Вологодской области и «Единой России». Он был отмечен жюри за реальное внимание к людям старшего поколения и милосердие. Учащиеся решили небольшую на первый взгляд, но значимую для их села проблему – установили для бабушек, которые ходят в магазин из соседних деревень, скамейку, где можно отдохнуть и пообщаться.

Привлек внимание своей актуальностью проект учащихся Батранской школы Череповецкого района «Живи, родник, живи!». Ребята сделали карту-буклет о родниках на территории сельского совета. Сделав пробы воды, они установили, что из 10 родников только в одном вода сохранила свою родниковую ценность, остальные 9 родников потеряли свою природную чистоту. Сейчас школьники пытаются поднять общественность на обустройство родников. Этот проект также получил поддержку комитета по образованию, общественной палаты и был отмечен за заботу о природе.

Пожалуй, наибольшее количество восторгов и споров вызвал проект вологодских ребят из гимназии №2 «Вологодский Арбат». Он грандиозен не только по замыслу, но и по смете расходов (80 млн. рублей). Целью его является привлечение внимания общественности, местных органов власти к превращению одной из небольших, но центральных улиц города – улицы Батюшкова в своеобразный культурно-исторический центр города. Напротив исторического здания, где располагается музей-квартира известного поэта Константина Батюшкова, раскинулся современный «базар», вся улица заставлена торговыми палатками и машинами. Ребята хотят, чтобы она стала не просто пешеходной улицей, но и «лицом» Вологды. У этого проекта есть свои сторонники и скептики. О нем писали газеты. Его освещало телевидение. Ребята сумели установить контакты с главой администрации города, с главным архитектором Вологды. Проект не был выдвинут на Всероссийский конкурс социальных проектов школьников, но резонанс от него показывает, что учащиеся увидели очень серьезную и социально значимую проблему развития города. Сейчас команда анализирует результаты своей деятельности на этапе привлечения внимания к проблеме и пытается определить рамки нового социального проекта по этой же теме. Они уверены, что их проект реален, нужно только расширять ряды его сторонников, а для этого они готовы стать пропагандистами своей идеи.

В апреле их пригласили выступить на российской туристической ярмарке «Ворота Севера». Жизнь проекта продолжается. Хочется пожелать этой команде не терять оптимизма, решимости добиться реализации своей мечты и пройтись по обновленной улице Батюшкова вопреки всем скептикам!

Чуткость и милосердие отличает проект другой команды этой гимназии – «Добру откроется сердце…». Ребята начали шефство над детским домом в селе Уткино Вологодского района. Конечно, они еще немного успели сделать, но та сердечность, с которой они говорят о своих планах, вселяет уверенность в том, что это действительно сердцем увиденная проблема. Жюри отметило эту работу за доброту сердец.

Проект «Дорога без опасности», представленный ребятами из Центра дополнительного образования детей г. Череповца, отмечен жюри за умение найти пути тесного взаимодействия с ГИБДД. За заботу о безопасности на дорогах области отмечен проект учащихся Андреевской школы Вашкинского района «Дорога в школу».

Жюри сочло возможным выделить три проекта, которые рекомендовано направить для участия в финале Всероссийского конкурса социальных проектов школьников: «Сохраним историю родного края» – (Семигородская школа Харовского района) – о благоустройстве территории Семигородней Успенской пустыни; «Детская площадка» (Гремячинская школа Сямженского района) – о создании силами учащихся детской обучающей площадки в селе. «Благоустройство пос. Пяжелка (Пяжелская школа Бабаевского района).

На финал не приехала только одна команда. Свой проект «Радугу красок на улицы города» не смогли показать учащиеся начальной школы – воспитанники Дома детского творчества г. Сокола. Вне конкурса на финале выступила команда из школы №11 г. Сокола со своим проектом «Экологически идеальная школа», который был отмечен за высокий уровень экологической грамотности.

Все команды – участницы финала получили благодарственные письма от Законодательного собрания Вологодской области за высокую гражданскую активность, а также памятные подарки от Законодательного собрания Вологодской области, регионального отделения партии «Единая Россия», областного Фонда поддержки гражданских инициатив и оргкомитета ежегодной областной акции «Я – гражданин Российской Федерации».

Проекты, победившие

на областном конкурсе

«Детская площадка», учитель-консультант Елена Уварова

Инициатором проекта стал отряд юных инспекторов движения (ЮИД), который работает в школе четвертый год. Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и организация досуга детей и подростков. Результаты социологического опроса показали актуальность данной проблемы для жителей поселка. В ходе работы ребята изучили 13 нормативных актов разных уровней, просмотрели районные, областные и центральные газеты, организовали «круглый стол» с компетентными специалистами. Путь разрешения проблемы члены ЮИД видят в строительстве детской площадки.

Они разработали программу действий. Получили согласие на строительство площадки и выбрали место на территории школы.

На основе конкурса рисунков и сочинений для учащихся и их родителей составили проект, продумав не только оборудование для площадки, но и материал для нее.

Произвели экономический расчет, который показал низкую стоимость площадки из-за использования дешевых материалов. Собрали материал о предпринимателях поселка и обратились к ним с просьбой о помощи. Силами учащихся, родителей, учителей и работников школы подготовили место для площадки, изготовили оборудование и начали обустройство.

«Твори добро родной земле», учитель-консультант Валентина Васькина.

Ребята решили объединить усилия учащихся, педагогов, родителей и общественности и благоустроить поселок Пяжелка.

Работая в группах учащиеся провели большую работу по сбору и анализу информации, организовали «круглый стол» с приглашением всех заинтересованных лиц, на котором разработали и приняли программу действий. Часть этой программы уже воплощена в жизнь: проведен конкурс на лучший вариант листовок, игры-беседы с младшими школьниками, выпущены памятки о правилах утилизации отходов. Ребята заложили аллею выпускников, оборудовали спортивно-игровую площадку, провели прореживание березовой аллеи, облагородили цветник.

Все несанкционированные свалки в черте поселка Пяжелка ликвидированы. Этот проект и в целом технология социального проектирования серьезно заинтересовали своей актуальностью члена жюри финала областного конкурса социальных проектов школьников, председателя постоянного комитета Законодательного собрания Вологодской области Н.Бурцеву. Она увидела в этом один из путей реализации закона о местном самоуправлении.

Авторы проекта «Твори добро родной земле…» обязательно доведут начатое дело до конца, а в мечтах у них – посадить парк возле поселка, вырастить его, чтобы нигде и никогда не было пустырей.

«Сохраним историю родного края», учитель-консультант Евгения Коровина.

Недалеко от школы находится небольшой живописный поселок Возрождение. Когда-то давно там был монастырь – Семигородняя Успенская пустынь. К сожалению, сейчас на святом месте сохранились лишь руины двух зданий, спортивная площадка на месте монастырского кладбища да воспоминания местных жителей. Школьники поставили перед собой цель – донести историю Семигородней Успенской пустыни до односельчан и облагородить территорию, на которой располагался монастырь.

В ходе работы участники социального проекта организовали краеведческую конференцию «Близкое прошлое», на которой были заслушаны доклады учащихся и представлены уникальные фотографии начала ХХ века. Ребята написали статьи в школьную и районную газеты, организовали эколого-краеведческую экспедицию.

Летом 2006 г. планируется очистить территорию от мусора, вырубить кустарник, выложить кирпичом на земле очертания Соборной церкви, установить Поклонный крест на месте алтаря, вынести спортивную площадку с территории монастырского кладбища за его стены, организовать экскурсии для желающих.

Свои действия участники проекта согласовали с отделом образования района, получили одобрение на ведение работ у отца Анатолия, настоятеля храма пресвятого Серафима Саровского, получили поддержку у главного врача участковой больницы, участкового инспектора, частных предпринимателей.

Сейчас командой учащихся разработан план действий, ведется подготовительная работа, составлены финансовое обоснование и смета проектных работ, ведется согласование объемов работ на апрель-май 2006 года, идет поиск партнеров и спонсоров. Проект, реализуемый учащимися этой школы, является актуальным для нашей области в целом. Многие школы проводят большую исследовательскую работу по изучению истории монастырей на территории нашей области, но ребята на основе исследовательского материала увидели серьезную социальную проблему и не просто наметили пути ее решения, а пытаются грамотно решить ее.

Всем участникам предлагалось ответить на вопрос: о чем я задумался во время конкурса социальных проектов? Ответы были самые разные, вот только некоторые из них:

«Нас окружает огромное количество проблем как малых, так и больших. Оказывается, все проблемы решаемы, нужно только захотеть их решить. Необходимо браться за посильную работу и не просто говорить или ждать, когда взрослые дяди и тети сделают, а самим реально действовать».

«Власти быстрей соглашаются к сотрудничеству, когда вместе со взрослыми к ним приходят школьники».

«Конкурс подходит к концу, и начинаешь задумываться, что теперь уже не важны места и баллы, а важно то, что решить проблемы можно лишь объединившись».

«Сколько же вокруг хороших людей, помогающих другим людям. Если все станут так относиться друг к другу, то мир станет лучше!»

Валентина ТАЛАШОВА, руководитель Центра гражданского образования; Наталия НИКАНДРОВА, методист Института развития образования, Вологда

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте