Предзимняя пора богата на поэтов… Вот и я невольно начинаю с поэтической интонации. И действительно, одно за другим следуют блистательные имена, чьи дни рождения приходятся на это время: Сергей Есенин, Марина Цветаева, Андрей Белый, Иван Бунин, для которого осень стала не случайной в судьбе (10 октября 1870 года он появился на свет в Воронеже, а 8 ноября в возрасте 83 лет умер в Париже). И хотя многие читали его стихи, все же большинство считают Бунина прежде всего прозаиком.
Конечно, такие произведения, как повесть «Деревня», сразу же высоко оцененная Максимом Горьким, рассказы «Сны Чанга», «Митина любовь», великолепный цикл «Темные аллеи», и не только сделали по-настоящему знаменитым Бунина. Но не будем забывать, что все это проза Поэта. Вот почему она очаровывает нас, пленяет чуть слышной мелодией, удивляет и радует ярким, точным и щемящим, как в поэзии, языком. И, кстати, сам Бунин говорил: «…я главным образом поэт». Более того, переживал, что проза его вытесняет столь дорогую для души поэзию – естественно, в глазах читателей. Когда один поэт, будучи в эмиграции, высказался: «Мы вас любим не за стихи», Бунин тут же дал сдачи: «Я вас тоже люблю не за стихи». И впрямь, для такого отношения к своей поэзии у него были основания.О, радость красок! Снова, сноваЛазурь сквозь яркий желтый садГорит так дивно и лилово,Как будто ангелы глядят.О, радость радостей! Нет, знаю,Нет, верю, Господи, что тыВернешь к потерянному раюМои томленья и мечты!Стремление к возвышенному, чистому и прекрасному владело его душой с юности. «Я… часами простаивал, глядя на ту дивную, переходящую в лиловое, синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве, – и навсегда проникся глубочайшим чувством истинно божественного смысла и значения земных и небесных красок». А двадцатилетним юношей он пишет любимой девушке Варе Пащенко: «…Нет, ей-богу, буду, должно быть, человеком. Только кажется мне, что для этого надо не «место» сохранять, а, как весталка, чистоту и силу души. А ты называешь это мальчишеством. Голубчик, ты забываешь, что я ведь готовил себя с малолетства для другой, более идеалистической, жизни». Вот вам и секрет гениальности Бунина, вот вам и подсказка для тех, кто хочет посвятить себя искусству: без чистоты и силы души вряд ли что получится ценное для людей и времени. И это так актуально сегодня, когда скороспелую известность многие готовы принять за высоту творческих деяний.Кажется, никакого сюжета, только штрих, только звук, только эпизод судьбы, а какая полнота чувства, какая законченность мысли!Революцию Бунин не смог ни понять, ни принять. Современность, разрушающую милую его сердцу старину, нравственные устои народа, он встретил более чем холодно и уехал заграницу. Но и там русский писатель «шумел», по его же словам, «своему бору», то есть нам с вами. И очень надеялся, что его поэзия станет необходимой потомкам, как воздух родины. А родина для Бунина – это прежде всего природа и человек, любящий ее.Светло и нежно светит нам до сих пор талант Ивана Алексеевича, умеющего так много, так щемяще тонко сказать в пейзажной, казалось бы, зарисовке! А как понимал он, как чувствовал свой родной русский язык! К примеру, название церкви Спас-на-Бору, по его признанию, и волнует, и восхищает древностью, кровным родством с Русью. Ради одного-единственного слова «опевают» он пишет рассказ «Петухи», где сияет фраза: «…петухи опевают ночь».Иван Алексеевич был настолько русским человеком, что Андре Жид, посетивший его во Франции, вспоминал: «Мне казалось почти невероятным видеть из окон вашей виллы в Грассе пейзаж французского юга, а не русскую степь, туман, снег и белые березовые рощи»… Ну, что тут скажешь? Как говорил незабвенный Николай Рубцов, «даже нечего крыть». Вот насколько пленяющим было творчество Ивана Алексеевича. И в то же время Бунину удалось постичь, по его же словам, «тоску всех стран и всех времен». Поэтому присуждение писателю Нобелевской премии вполне заслуженно и закономерно. Когда начались переговоры о возвращении Бунина на родину, раскаленная обстановка в Европе и последующая за тем Вторая мировая помешали поставить точку в этом вопросе. А после войны и возраст был уже немолодой, и приглашения не столь искренни, и вести из России не слишком обнадеживали…Да, пока есть у человека душа, он будет тянуться к родному, глубокому и душевному слову, к истинной литературе, для которой нет рамок времени. И закончить свое слово об одном из самых славных сынов русского народа хочется стихотворением, таким актуальным сегодня:Молчат гробницы, мумии и кости, -Лишь слову жизнь дана:Из древней тьмы, на мировом погосте,Звучат лишь письмена.И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданья,Наш дар бессмертный – речь.
Комментарии