search
main
0

Я экотурист

Путевые заметки

У меня есть одна мечта – чтобы родители маленьких детей умели быть волшебниками и могли исполнять детские мечты. Детская мечта – это сказка, приключение, выполнить ее так просто, надо лишь суметь посмотреть на нее глазами ребенка, а не родителя. Приключение всегда можно придумать, срежиссировать и исполнить, если только очень захотеть потратить на это свое драгоценное взрослое время. Детскую мечту, даже, казалось бы, самую сумасшедшую, всегда можно корректировать, трансформировать, поиграть в нее вместе с ребенком и сделать ребенка счастливым. Станьте волшебниками для своих детей, родители! Для этого не обязательно идти в магазин за танком или пистолетом…

По словам мамы: «Поход – это сказка, но на нее есть время только у бабушки, а нам некогда, лучше давай я куплю тебе пистолет»… А воспитательница в детском саду говорит: «Не шуми, ты не в лесу! Вот пойдешь в лес, там и кричи, сколько хочешь». В общем, как ни крути, а поход для Илюши был чем-то очень заманчивым: это что-то очень веселое, отчего смешно пугается прабабушка (ну так же, как когда он прыгает на батуте или несется сломя голову с горы на самокате); что-то взрослое, в чем могут участвовать только настоящие мужики, которые не ревут, как говорит дед… Что-то сказочное, но недостижимое для вечно занятых родителей. Что-то беспредельно дозволенное, раз там можно даже кричать, сколько хочешь, как говорит воспитательница. И что-то безмерно интересное и безразмерно большое, раз уж для любимой бабули это целая жизнь.

День был жаркий. Но в тени тайги хвойный аромат и прохладный влажный воздух. Вышли из электрички на станции Орленок в 11 часов и выдвинулись по тропе к скальнику Витязь.

Ребенок в 5 лет впитывает все, что видит и слышит, как губка. Он уже достаточно вырос, чтобы подражать и повторять, но еще слишком мал, чтобы не верить. Поэтому все, чему вы его научите, будет заложено навсегда. Надо быть очень аккуратным с этим возрастом.

На тропе видим красивую бабочку. Пока бабуля охает, скачет вокруг нее с фотоаппаратом и радуется, внук очень удивленно наблюдает, а потом, как только я закончила, он подбегает и… топ ногой по бабочке! Раздавил. Я в шоке!

– Илюша! Что же ты наделал? Зачем ты ее убил? Ведь она такая красивая, когда живая! – восклицаю я.

Илья, видя, как я расстроилась, расстроился еще больше:

– Баба, прости! Только не плачь! Я больше так не буду! – и я вижу, что он совсем не понимает, почему я так огорчена, он искренне просит прощения только потому, что меня огорчил.

Спрашиваю:

– Илюша, зачем?

Он отвечает вполне разумно:

– Это вредитель. Мы на капусте в огороде всегда бабочек уби­ваем.

Все ясно. Нормальная реакция нормального огородника. Родители научили избавляться от вредителей, а бабуля придумала какую-то «красоту». В течение следующих минут пытаюсь объяснить Илюше, что на капусте в огороде бабочки вредители, а в лесу их не нужно трогать. Трудно объяснить ребенку, что и мама с папой тоже правы. Что разная правда имеет разные стороны в разных жизненных ситуациях… И то, что в одной ситуации – добро, в другой оказывается совсем наоборот…

– Баба, ну а как же птички? Если они съедят бабочку, они плохие?

– Пусть птички накормят бабочкой своих птенцов, если бабочка не сумеет улететь. Смерть бабочки пойдет на пользу птенцам. А если бабочку убить просто так, это не принесет никому пользы.

– Баба, а зачем польза? – еще один вопрос ставит в тупик.

– Так надо, – иногда это самый понятный ответ для ребенка 5 лет.

Ну надо, так надо. И точка. Все сразу понятно.

Случай с бабочкой меня изумил. Ребенок, так бездушно затоптавший бабочку, до слез расстроен оттого, что огорчил этим любимую бабулю. Информация для педагогического размышления. Родители, чаще огорчайтесь, когда ваши дети шалят или поступают плохо, а не кричите на них и не читайте нотации.

На перевале – высшей точке верхней тропы – мы отдыхали в 12.15-12.17. Тут уже Илюша немного подустал скорее не физически, а от однообразия дороги. Но сидеть долго не захотел: «Давай уж быстрее придем, а там будем отдыхать».

Дальше движение по гребню отрога, ведущего к скальнику Витязь. Тут появилось некоторое разнообразие пути, что для ребенка очень важно. Выбрали тропинку вниз (их там несколько), не крутую и не пологую, а такую, чтобы можно было спускаться «на палке», и научились работать с альпенштоком на склоне. С этими играми и пришли незаметно к юртам Витязя в 13.20. Итого на весь путь ушло 2 часа 20 минут вместе со всеми остановками.

Тут, конечно, усталость всю как рукой сняло, потому что захотелось все облазать, осмотреть, побегать по мосту, попрыгать по камушкам, заглянуть в юрту, поиграть с котом, побеседовать с туристами, у которых огромные рюкзаки (больше самого Илюши!), и с теми, кто кидает диски фрисби на поляне, и со взрослыми, которые болтаются на веревках на скале… Ну а тут и время обеда подошло, да и на вершину скальника надо слазать. Мы же в гости к Витязю пришли. Столько важных дел сразу появилось! Это тебе не по скучной дороге шагать…

В общем, решили мы тут остановиться, в этом веселом месте. Пошли на правый берег реки Олхи. Научились ставить палатку. Насобирали дров. Научились разводить костер! (Тут по секрету мне Илюша сказал, что «спички детям не игрушка» и что я ни в коем случае не должна говорить маме с папой, что он держал их в руках…) Ну вот что-то я не то опять сделала. Получается, родители одному учат, а бабуля – другому. Нехорошо. Может, и вправду нельзя было учить ребенка разводить костер? А вдруг дома захочется повторить, а взрослые не углядят? Приходится опять долго рассуждать о том, что в разных ситуациях одна и та же вещь может оказаться как добром, так и злом. Дома спички – зло. В лесу – жизнь. Хотя тоже могут быть величайшим злом. Поэтому надо очень хорошо уметь с ними ладить. В общем, целая лекция о технике безопасности при работе со спичками и костром. И не только лекция. На практике научились подбирать растопку (сухие иголки кедра и сосны, бересту), готовить место под костер (очистили от сухой хвои, обложили камнями, поставили рядом емкость с водой, сожгли весь мусор вокруг, достали рукавицы для работы с горячим…).

Когда все готово, можно варить обед. Но суп с тушенкой – это так скучно! Каждый ребенок, даже впервые попавший в лес, знает: самая вкусная еда – это зажаренная на костре колбаса! Откуда они это знают, ума не приложу:

– Баба, дай-ка я тебя научу! Только колбасу нарежь мне сама, мне нельзя нож брать.

И дальше в ход идут веточка с нанизанной на ней колбаской, угольки костра, и вот уже через минуту он протягивает мне дымящийся шашлычок. Откуда они это знают? Любой ребенок, попавший к костру, «изобретет» это блюдо тут же, не раздумывая, даже если никто его раньше этому не учил.

– Ну, парень, если ты всему так быстро научился, вот тебе подарок, – и я достаю из рюкзака новенький маленький складешок. – Будешь теперь сам резать колбасу и строгать прутья.

– Это мне?! Да ты что, баба! Правда, мне?! – и заветный подарок, мечта всех мальчишек моего поколения, перекочевал в руки счастливого обладателя. – Это же не игрушка, у меня мама с папой заберут, нельзя играть ножом!

– А кто сказал, что ты им будешь играть? Ты им будешь колбасу и хлеб резать в походе.

– А дома?

– А дома – как с мамой договоришься. Будешь помогать ей на кухне – хорошо, а будешь баловаться им – заберет и спрячет.

– Давай уж лучше сразу спрячем…

И опять приходится долго и терпеливо объяснять про разные стороны одной медали: что и ножик (как бабочка и спички) тоже может принести как добро, так и зло. Это в какие руки попадет.

После обеда мы слазали на скальник Витязь, погуляли по окрестностям, проводили до дороги каких-то заблудившихся тетенек, идущих с Трудного… В общем, совершили массу полезных дел: со спичками, костром, ножичком, колбаской, лазанием по скале…

Вечер был светлым. Гроза прошла стороной. Мы к ней были готовы, но она нас миловала. Издали попугала, погрохотала и ушла. Погулять по ночному лесу с налобным фонариком Илюше не удалось, как он ни мечтал, как ни силился дождаться темноты, уснул засветло. Устал… Летний светлый длинный день сморил маленького походника.

Утром мы отправились обратно по нижней дороге.

– Илюша, пойдешь еще в поход?

– Да-а-а! Баба, давай прямо сейчас!

 

Марина ВАСИЛЬЕВА, педагог дополнительного образования Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма

 

Информация о маршруте

Южное Прибайкалье, Олхинское плато, скальник Витязь. Ж/д станции – Орленок, Трудный.
Хронометраж пути: подъем в 6.15, выход в 7.20.
У моста через реку Олху (где развилка к горной лыжне) в 8.20-8.25 (5 минут отдых).
У родника нижней тропы в 8.40-8.45 (5 минут отдых). Можно набрать воды.
На деревянном мосту в 9.10-9.15 (5 минут отдых).
На станции в 10.00.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте