search
main
0

Я думаю, значит, я существую . От гордости – к саморазвитию

Когда Министерству образования Свердловской области было предложено назвать людей, оказавших наибольшее влияние на развитие образования в регионе, прозвучало имя профессора, доктора философских наук, зав. кафедрой прикладной социологии Уральского госуниверситета Анатолия МЕРЕНКОВА. Он известен на образовательном поле Урала неортодоксальными взглядами, четким видением того, к чему нужно стремиться в образовании и как этих целей достигать. В 2009 году Анатолий Васильевич принял участие в разработке федеральных стандартов для начальной школы.

Марина РОМАНОВА, Екатеринбург

Образование вчерашнего дня

– Анатолий Васильевич, что вы считаете наиболее важным в новых стандартах в сравнении с прежними?

– Озвучена, хоть и не очень «громко», главная задача образования – формирование навыков саморазвития. Метод решения – самоорганизация. Подробно представлен духовно-нравственный раздел: мы вновь говорим не только о наборе знаний, но и о воспитании в школе.

– Когда я разговаривала с педагогами младших классов, которым предстоит воплощать принятые стандарты, слышала такое мнение: «выглядят сложными, наукообразными, их трудно перевести на почву конкретного урока».

– Понимаю учителей и разделяю их опасения. Проект реализуем лишь процентов на 50-60. Учителей бросили в ситуацию «сочиняйте сами». Требования указаны в обобщенном виде, в общую же форму можно уложить все. Старая российская проблема – отсутствие «артикулированной» политики: проговоренной, расписанной до последнего, ну предпоследнего пункта. Приведу пример. В стандартах есть указание на то, что внеучебная деятельность должна составлять 40 процентов от учебной. Цифры конкретные. Но за счет чего они реализуются? Муниципальные власти должны искать резервы? Сама школа? Неясно. Придут учителя в январе 2011 года в школы, когда стандарты начнут работать, и что, будут учить как-то по-другому? Начнется либо разнобой, либо воспроизводство того, что было прежде. Последний путь мне представляется наиболее вероятным.

К сожалению, из окончательного варианта стандартов исчезло важное современное понятие «компетенция». Не всегда требования соответствуют возрасту ребенка. Отсутствует положение о необходимости постоянной работы с учителями по приобщению их к инновациям. Вообще в педагогической среде царит дух усталости от реформ.

– Анатолий Васильевич, вы сразу перешли к недоработкам. Это черта характера – видеть проблемы и недостатки?

– Да, я человек критический. Но мои мнения опираются на те исследования, что проводит кафедра прикладной социологии УрГУ, на опыт общения с детьми, родителями, учителями.

– Какова, на ваш взгляд, первичная, базовая проблема современной российской школы?

– Неопределенность конечного результата. Из нее вытекают остальные. Чего мы хотим от образования, какого человека получить, для решения каких задач? Ненацеленность на конечный результат прослеживается и на всеобщем уровне, и на уровне отдельного педагога. И учащегося тоже! Мы говорим об отсутствии заинтересованности в учебе. Дети не знают, зачем они учатся! Ради оценки? Успешной сдачи ЕГЭ? А это зачем? Вот что для меня самое больное. Если не перестроим систему мотивации к учебе, никогда не вытащим наше образование. Мы не заглядываем за горизонт, не смотрим в будущее, а сидим в прошлом. В итоге получаем образование вчерашнего дня.

Homo думающий

– Анатолий Васильевич, вы уделяете большое внимание понятию самоорганизации. Как внешней (дисциплина, система работы), так и внутренней (порядок в мыслях). Конечно, все это важно, но разве это главное?

– Самоорганизация – единственный способ научить ребенка думать. Человек по природе своей существо недумающее. Вернее, он начинает думать, искать выходы, разбирать варианты, лишь когда сталкивается с трудностями, когда на пути возникают преграды и он желает с ними справиться. В стабильном, комфортном состоянии человек склонен жить по схеме. Как же сформировать навык мышления?

Путем самоорганизации. Этот процесс состоит из пяти ступеней. Первое – постановка цели (речь снова идет об ожидаемом, планируемом конечном результате). Второе – выбор вариантов реализации цели. Третье – волевое устремление, дело, поступок. Четвертое – терпение, процесс требует времени и длительных усилий. Пятое – самоконтроль, сравнение поставленной задачи с полученным результатом.

Наше образование сориентировано на постижение окружающего мира. Замечательно, но главным объектом изучения в этом мире должен быть сам человек. Мы хотим, чтобы ученик рос сознательным, ответственным, но как это возможно, если он смотрит лишь вокруг, а не внутрь себя? О механизме возникновения ответственности у меня написана книга. Ответственность не появится, если нет гордости за то, как ты преодолел трудности. Дети часто гордятся тем, что имеют от рождения, от родителей, а нужно учить их различать достижения чужие и свои. Гордости достойны только собственные достижения.

– У вас есть «модель идеального выпускника»? Каков тот конечный результат, к которому образование должно стремиться?

– Модель есть. Первое: это человек, постоянно изучающий самого себя. Второе: это человек с «нормативной» гордостью, он умеет видеть свои достоинства, свои недостатки, умеет пользоваться первыми и преодолевать последние. Третье: это человек с навыками самоорганизации, то есть думания.

– Далеко не каждый взрослый способен пройти такой личностный «тест»! Люди разные, не все желают «копаться в себе».

– 80 процентов нашего существования проходит «на автомате». Это нормально. Так нас природа устроила. Нет смысла принимать решения каждую минуту бытия. Но 20 процентов жизни составляют нестандартные пути, неизбитые фразы. Человек должен быть готов к этим 20 процентам.

Судьба инновации

– Вы и на практике знаете, как вырастить такого человека? В гимназии №207 «Оптимум», которую вы возглавляли, воплощались именно указанные выше принципы?

– Судьба инноваций во многом зависит от того, принимает ли их коллектив. Лет 14, половина срока нашего «эксперимента», ушли на то, чтобы научить-переучить-убедить педагогов. Только потом появились результаты. Итог такой: большинство учащихся отработали систему самоорганизации. Они умеют думать.

Сначала мы ориентировались на старшую школу, затем вышли и на начальное звено. Планирование целей на неделю: что хочешь прочитать, узнать, с кем встретиться, пообщаться. Потом сравнение – что получилось; анализ – если не получилось, почему. Каждую четверть подводились итоги. Важно, что и родители включились в процесс. При школе был открыт детский сад, так что шла «непрерывная самоорганизация».

А дальше гимназию объединили с более крупной школой, близкой по духу, но все же другой. Вновь встала задача подготовки педагогов. Сейчас гимназия продолжает работу в заявленном направлении, я остался в ней консультантом.

– Анатолий Васильевич, вы уделяете большое внимание детской возрастной психологии. Самоорганизации «все возрасты покорны»?

– Существует природная возможность к определенному возрасту осваивать определенные требования. Логику взросления можно четко проследить по годам. Формирование гордости идет уже с 3 лет. Это качество природой заложено, это один из человеческих инстинктов: гордиться собой, тем, что у тебя получилось. В 4-4,5 года появляется чувство стыда, «предчувствие ответственности», первичная самооценка. К 5 годам и позже проявляется совесть. К 7 – чувство долга. И уже к 11-12 в ребенке должно быть сформировано полноценное чувство ответственности.

– В вашем подходе все структурировано, а человек, особенно ребенок, иногда хочет просто жить…

– Очень многое зависит от врожденных склонностей, задатков, каждый приходит в мир со своим багажом, никакого «чистого листа». В том числе с разными потребностями в познании себя. Образование может многое, но не все. Суть воспитания – в выделении ведущих ценностей и предоставлении способа усвоения этих ценностей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте