Тезис о том, что образование – наука будущего, на самом деле не настолько очевиден. Ведь содержанием образования в большинстве своем стали факты науки и культуры настоящего и прошлого. Будущее существует только в гипотезе, версии, прогнозе, а в основе образования лежит в первую очередь идея передачи опыта прошлых поколений.
Тем не менее образование может и должно быть наукой будущего, но это возможно только в том случае, если его содержанием, смыслом и ценностью будет творчество. Если старания педагогического коллектива школы или вуза направлены на то, чтобы дать ученику или студенту развить свои творческие способности, проявить свою индивидуальность, высказать свою точку зрения на проблему, а не просто выучить наизусть ответ, то в такой среде сформируется человек будущего – инициативный, способный адаптироваться к быстро меняющимся условиям, не боящийся рисковать и предлагать свои решения проблем.XXI век по линии ЮНЕСКО был назван веком образования. По идее его можно было бы назвать веком технологий или инноваций, но надо понимать, что они лишь продукты, результат творческой работы человека.Именно такой человек востребован в эпоху глобального информационного пространства, когда несложно найти конкретные факты, но при этом надо уметь отделять истинное от ложного и главное от второстепенного. Быть человеком осведомленным легко – достаточно иметь доступ в Интернет. Важно при этом уметь критически оценивать увиденное или услышанное.С нарастанием информации потребность в образовании не падает, а только растет. В будущем будет все более цениться все, что относится к информационной сфере, области обмена идеями и опытом. А образование по определению имеет к этому отношение. Будут цениться те, кто сможет стать не потребителем, а создателем качественной информационной среды, преобразовывать ее, быть авторитетом в своей области и нести за нее ответственность.Ориентация образования на творчество и раскрытие индивидуальности учащегося несет в себе и другую, не менее важную функцию. Она позволяет сохранить и развить духовность человека, которую невозможно воспитать в условиях технологизации и алгоритмизации, где важен измеряемый в баллах результат. В глобальном мире решения, которые принимает каждый человек, те поступки, которые он совершает, могут влиять на жизнь большого числа других людей. Принять такую ответственность может человек не только осведомленный, но и по-настоящему духовный. Система образования, устремленная в будущее, должна быть способна подготовить такого человека. Все это дает мне возможность согласиться с тем, что образование – наука будущего, и я рад тому, что как преподаватель и молодой ученый я часть этого будущего.Петр СТЕПИЧЕВ, старший преподаватель кафедры английской филологии и методики Московского гуманитарного педагогического института
Комментарии