search
main
0

Я бы не состоялся как ученый, если бы не мои учителя. Жорес АЛФЕРОВ, лауреат Нобелевской премии, почетный профессор МПГУ

Настоящие научные открытия, оказывается, совершаются не только в академических заведениях, НИИ и МГУ, но и в педагогических вузах, тем более если речь идет о лидере отечественного педобразования – Московском педагогическом государственном университете. Научная работа здесь ведется практически на каждом факультете, на каждой кафедре. Причем многие из открытий делаются не только преподавателями, но и студентами, которые именно тут почувствовали вкус к науке. А значит, придя в класс к своим будущим ученикам, они помогут им когда-нибудь, подобно Архимеду, радостно крикнуть: «Эврика!»

Секрет молодости

Если понять пословицу «Лес рубят – щепки летят» в буквальном смысле, то стоит задуматься, куда же в самом деле «улетают» кора, хвоя, корни, ветки срубленных деревьев. Конечно, из лесных «отходов» производят бумагу, скипидар, канифоль и многое другое, но переработка «щепок» так и не стала тотальной, системной. Ситуация может измениться в ближайшем будущем благодаря работе, которая ведется на кафедре органической химии Московского педагогического государственного университета.

Строго говоря, область интересов кафедры лежит далеко от лесохимии. Однако, когда исследователям понадобилось вещество, выделяемое из древесины, они неожиданно для себя стали помогать развитию лесохимии и медицины. Дело в том, что способ выделения необходимого вещества – дегидроквертицина, предложенный Нонной Тюкавкиной, показался ученым не оптимизированным в химическом отношении.

Они занялись этой проблемой более внимательно и нашли новый способ. Молекулы целлюлозы и липнина, которые образуют древесину, переплетаясь, оставляют некие полые области, где хранятся молекулы, меньшие по размеру, чтобы их извлечь, необходимо вскрыть полости. Для решения этой непростой задачи на кафедре были использованы не только химические методы, но и физический прибор кавитатор, позволяющий «раздвинуть» большие молекулы и извлечь полезные молекулы из полостей. Ранее по методу Тюкавкиной для извлечения из полостей дегидроквертицина молекулы разрывали, тем самым уничтожая их.

Выделив дегидроквертицин, Нонна Арсеньевна изучала это вещество как биорегулятор и обнаружила множество интересных способов его применения. В свою очередь на кафедре МПГУ также заинтересовались свойствами дегидроквертицина. Оказалось, что он может выступать лекарством против многих заболеваний. Например, с его помощью можно лечить раковые заболевания.

Дегидроквертицин также способен связывать свободные радикалы, тем самым увеличивая продолжительность жизни человека.

К сожалению, из исходного материала вырабатывается всего лишь 2% полезного вещества. А остальные 98%? Новый способ выделения дегидроквертицина позволяет работать с многочисленными «отходами», превращая их в полезное сырье. Так, полимеры фосфорилируются и из них производят сорбенты для решения различных технологических задач, в том числе производства радиоактивных изотопов. Из смол выделяются полезные компоненты, которые помогают активно бороться с вирусами. Теми или иными способами все 98% переходят в полезные вещества. Таким образом, в ходе работы кафедры был предложен не только новый метод выделения столь полезного вещества, но и вариант системной переработки древесины.

«Схема, которая разработана нами, является только схемой первого поколения, мы выделяем настолько много объектов, что наш небольшой коллектив просто не может всесторонне рассмотреть все проблемы», – говорит заведующий кафедрой органической химии профессор Эдуард Евгеньевич Нифантьев. Так что можно предположить, что при должном внимании к столь важным исследованиям область их применения может значительно расшириться.

Мария БУДАНОВА, зав. кафедрой теории и истории социологии факультета социологии, экономики и права, доктор философских наук, профессор:

– Одна из острых проблем высшей школы в реформируемой России – привлечение на работу в вуз молодых, талантливых преподавателей. Факультет социологии, экономики и права создал систему научно-исследовательской работы студентов, направленную на выявление, поддержку и стимулирование склонной к научной деятельности молодежи.

Научно-исследовательская работа студентов сочетает традиционные и новые формы. Так, используя опыт, накопленный в западных университетах, выпускающие кафедры факультета активно привлекают студентов к участию в научно-исследовательских проектах. Наиболее показательным в этой связи является опыт кафедры теории и истории социологии, осуществляющей совместные исследовательские проекты с ведущими научными учреждениями России. Включение студентов в данные проекты происходит через систему социологической практики. Среди научно-исследовательских проектов можно назвать следующие:

– с Центром социального партнерства и профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений реализуется проект исследования профессионализма профсоюзных кадров;

– с Институтом этнологии и антропологии РАН в 2004 году был реализован проект «Этносоциальные процессы в московском мегаполисе»;

– с социологической компанией Romir Monitoring исследуется стиль жизни российского среднего класса;

– с Центром социологии образования Института социально-политических исследований РАН реализуется в мониторинговом режиме совместный проект исследования ценностных ориентаций московских студентов, в том числе МПГУ.

Результаты социологических исследований, проводимых в рамках вышеуказанных проектов, дают студентам хороший эмпирический материал для оригинальных теоретических обобщений.

Факультет практикует и другие формы организации НИРС: подготовка индивидуальных и коллективных исследований рефератного плана; участие студентов в конференциях; участие в конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу студентов различного уровня (факультетских, общеуниверситетских, общероссийских); подготовка и публикация научных студенческих докладов и статей.

Сергей ЖДАНОВ, декан математического факультета, профессор, член-корреспондент Международной академии информационных процессов и технологий:

– Школе крайне нужны специалисты, которые будут обучать детей современным информационным технологиям. Понимая это, мы несколько лет назад открыли подготовку учителей по специальности «Информатика». У нас хорошие компьютерные комплексы с выходом в интернет. А главное – опытнейшие преподаватели, многие из которых авторы учебников для вузов и школ. Широко известны учебники по геометрии В.А.Гусева, И.М.Смирновой и В.А.Смирнова, книга для школьников «Компьютер помогает геометрии».

Стало традицией приглашать на факультет ведущих ученых-математиков из Российской академии наук, которые читают открытые лекции. Студенты не просто слушают, они имеют возможность прямого общения с корифеями науки.

Научная школа математического факультета берет свое начало от академика РАН, лауреата Ленинской премии Петра Сергеевича Новикова – создателя отечественной школы по математической логике, имеющего многочисленных учеников – его научных последователей. Среди них Ю.И. Журавлев – создатель алгебраической теории распознавания; В.Л. Матросов, ректор МПГУ, академик Российской академии образования, член-корреспондент РАН, круг научных интересов которого – математическая кибернетика, логика, теория распознавания образов, статистическое прогнозирование в компьютеризации учебного процесса.

На факультете проводятся и региональные олимпиады по математике для старшеклассников, и студенческие олимпиады, и, что особенно интересно, в этом году была проведена олимпиада для учителей московских школ. Еще одно уникальное событие – открытие на факультете кафедры элементарной математики. Все это способствует комплексному изучению математической науки. И в конечном итоге помогает повысить качество подготовки учителя математики.

Анастасия РОМАНОВА, декан биолого-химического факультета, профессор:

– Биолого-химический факультет МПГУ уникален cреди педвузов как один из ярких центров не только образования, но и развития научных биологических исследований в стране. Здесь за последние полвека зародились, сформировались и успешно развиваются несколько крупных научных школ, разрабатывающих новые направления в биологии. Это школы профессоров И.Г. и Т.И.Серебряковых – экологической морфологии и морфогенеза растений, профессора А.А.Уранова – экологии ценопопуляций растений, профессора Ю.Б.Филипповича – биохимии насекомых. В число ведущих современных научных школ России, получающих поддержку президентского фонда, включен коллектив факультета, работающий по проблемам почвенной зоологии – области науки, обоснованной академиком М.С.Гиляровым в стенах МПГУ и получившей также дальнейшее развитие в РАН, МГУ и многих других организациях. Разрабатываются проблемы систематики растений и насекомых. Описано несколько сотен новых для науки видов флоры и фауны России. Собраны уникальные научные коллекции и гербарии, представляющие музейную ценность. На факультете сформировался признанный научной общественностью страны Координационный центр по изучению и охране птиц России, тесно связанный с соответствующими организациями ЮНЕСКО, Всемирного союза охраны птиц и Международным орнитологическим комитетом.

Валерий ЖОГ, декан факультета педагогики и психологии, доктор философских наук, профессор:

– Научная жизнь факультета определяется масштабностью личности тех ученых, что работают здесь, а это три научные школы:

– «Перспективы развития высшего педагогического образования» под руководством действительного члена РАО, заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, профессора, лауреата премии Правительства РФ в области образования РФ В.А.Сластёнина.

– «Теория и история социальной работы и социальной педагогики» под руководством ее основателя – члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, лауреата премии Правительства РФ в области образования РФ А.В.Мудрика.

– «Феноменология развития и бытия личности» под руководством действительного члена РАО и РАЕН, доктора психологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, лауреата премии Президента РФ в области образования В.С.Мухиной.

На нашем факультете работают много молодых, перспективных ученых, а корифеи педагогической и психологической науки молоды душой.

Всевидящее око

Сбылась мечта древних сказочников: человек может видеть сквозь толстые стены и другие преграды. Фантастика стала реальностью благодаря прибору, сконструированному учеными физического факультета МПГУ совместно с коллегами из ООО Инженерно-технологический центр «СКАНЭКС». Техническую новинку назвали супергетеродинный тепловизор сублимированного диапазона.

Обычный тепловизор дает температурное изображение объекта в диапазоне инфракрасного излучения. Прибор, изобретенный сотрудниками МПГУ, отличается от него тем, что способен принимать волны далеко за пределами этого диапазона. «Особенность нашей разработки в том, что с ее помощью можно получить изображение объекта в той части спектра электромагнитных волн, которая недоступна ни для одного из существующих приборов», – уточняет руководитель проекта, доктор физико-математических наук Григорий Наумович Гольцман.

Григорий Наумович имеет в виду так называемый пограничный, или субмиллиметровый, диапазон – на стыке самых длинных инфракрасных и самых коротких радиоволн. Волны пограничного диапазона, как и радиоволны, обладают способностью проникать сквозь различные материалы, в то же время они позволяют получить достаточно качественное изображение. Это позволяет видеть объект через механическое препятствие – слой ткани, кирпичную или бетонную стену. Однако если толщина непроницаемого слоя превышает 1м, прибору потребуется более интенсивное излучение от специального источника. Такой высокочастотный генератор всегда есть в приборе, так что преграды для него не существует.

«На самом деле мощность излучения этого диапазона у обычных тел невелика, поэтому его трудно поймать, но это возможно с помощью разработанного нами приемника-преобразователя и сложной оптической схемы прибора», – говорит Григорий Гольцман. Задача решается с помощью приемников, находящихся внутри цилиндра. Приемники настраиваются на нужную частоту и преобразуют полученное излучение в электрический сигнал, который затем преобразуется в цифровой и поступает в компьютер, чтобы отобразить полученный вид на экране.

Авторы считают, что в будущем уникальный тепловизор найдет применение в самых разных областях. Действительно, стоит только представить себе, как упростится работа правоохранительных органов, которые смогут легко находить взрывчатые вещества, спрятанные на теле террористов, под одеждой. Насколько приятнее станет посещение врача, когда сложные исследования можно будет проводить, даже не снимая одежду. Чувствительный прибор сразу покажет врачу, нагревается ли тело пациента равномерно или где-то внутри есть источники более интенсивного теплового излучения – очаги воспаления. С его помощью можно контролировать состояние стальных тросов или опор в бетонных конструкциях. Наконец, тепловизор можно использовать как прибор ночного видения: он поможет посадить самолет на землю даже в условиях сильного тумана или дождя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте