search
Топ 10

Я б в родители пошел. Кто меня научит?

15 ноября стартовала Всероссийская неделя родительской компетентности. В ее рамках девять ведущих педагогических вузов страны проведут серию открытых лекций, мастер-классов и вебинаров по вопросам обучения, воспитания и социализации детей и подростков. Кроме того, папы и мамы смогут бесплатно получить консультацию экспертов по интересующим их темам.

Какие проблемы во взаимоотношениях отцов и детей особенно актуальны сегодня и как научить ответственному родительству? Об этом размышляют наши эксперты и читатели.

Елена БАЧЕВА, учредитель Академии родительского образования, Пермь:

– Очень важная проблема – одинокие старики. Но ведь что отдашь в этот мир, то и получишь. Если родители не проявляют заботу о детях, не находят времени на задушевные беседы, не проживают вместе с сыновьями и дочками их удачи и неудачи, то они родными и близкими людьми так и не станут. И самое печальное, что дети этих одиноких стариков в большинстве своем повторят судьбу своих родителей.

Неделя родительской компетентности – хорошее дело. Но возможно ли в ее рамках научить отцов и матерей так организовывать детство своих малышей, чтобы спустя многие годы сыновья и дочери спешили в родительский дом?

Аркадий МАРГОЛИС, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета:

– Неделя родительской компетентности – это уникальная образовательная площадка для родителей, где представлены ведущие эксперты в области развития и воспитания детей и подростков. Психологи, педагоги, специалисты по развитию детей с особыми потребностями проводят вебинары, мастер-классы и круглые столы по самым актуальным запросам родителей.

Понимая проблемы современного детства, наш университет представил насыщенную программу с учетом возрастных особенностей и основных направлений развития ребенка. Представлен широкий спектр тем: игра, обучение, воспитание, кризисные проблемы, общение и социализация от рождения до подросткового возраста.

Также для каждого родителя доступны бесплатные консультации специалистов Центра психолого-педагогической, методической и консультативной помощи МГППУ. Ежедневно и круглосуточно у нас работает горячая линия помощи родителям.

Лариса АРАЧАШВИЛИ, учитель года России-2019:

– У родителей и современных детей разные ценности. Для представителей старшего поколения главной ценностью было получение высшего образования, потому что это гарантировало успешную жизнь. Сейчас есть много актуальных профессий, которым нельзя научиться в вузе. Возьмем, например, деятельность тиктокеров и блогеров. Поэтому, когда родители говорят, что нужно учиться, дети их не понимают. Зачем? Я могу снимать видео, создавать сайты или таргетированную рекламу и быть успешным. Мне кажется, что разница в ценностях – это и есть основная проблема. Родителям и детям в этой ситуации важно найти точки соприкосновения.

Светлана КОТОВА, директор Института психолого-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, кандидат педагогических наук, Екатеринбург:

– Я выделю несколько актуальных проблем отношений родителей и детей. Первое – переживания, связанные с недостатком общения со сверстниками. Речь не об одиночестве в классическом его виде, а именно о нехватке качественного общения. В этом вопросе взрослые не понимают детей, дети не понимают переживаний взрослых.

Второе – эмоциональные и учебные перегрузки, связанные с монотонностью учебной деятельности, порой без возможности очного контакта и диалога при обсуждении учебного материала.

Третье, что очень волнует родителей, – это депрессивные состояния подростков вкупе с жалобами на нарушения сна, перепады настроения, утрату смыслов.

Елена ВАЙНИК, директор средней школы №36, Петрозаводск:

– На мой взгляд, одна из актуальных проблем – чрезмерная опека родителей, когда они все знают и все решают за ребенка, подавляя его самостоятельность, не давая ему развиваться в том направлении, которое для него интересно. В конечном счете это приводит к тому, что либо вырастает инфантильный несамостоятельный человек, либо происходит конфликт между родителями и ребенком, который пытается отстоять себя. Правда, бывают и противоположные ситуации – полное отсутствие внимания родителей к своим детям. Родители много работают, решают свои взрослые проблемы, а ребенок ищет и находит необходимое ему внимание там, где ничего хорошего он почерпнуть не может. Часто родители не знают своих детей, им кажется, что их ребенок не способен на деструктивное поведение, а у ребенка в это время раздвоение: он знает, как надо вести себя при родителях, и совершенно другое поведение демонстрирует среди сверстников, в Интернете. Впоследствии это приводит к нестабильным психологическим состояниям и другим негативным проявлениям. А вообще мне кажется, что вечная проблема отцов и детей – несоответствие жизненных целей поколений – в наше нестабильное время усугубляется тем, что дети более приспособлены к этому времени, чем взрослые.

Елена ТИХОНОВА, мама двоих детей, Великий Новгород:

– Мне 48 лет, и моя молодость пришлась на лихие 90‑е. Мы с мужем работали на семью в поте лица. И не заметили, что наши дети выросли ориентированными на деньги. Старшая дочь, студентка, выбрала профессию, связанную с рекламой и продажами. У младшей в школе разговоры между ровесниками только о том, у кого из родителей какая машина, квартира, кто сколько зарабатывает. Мне страшно за поколение, которое мы вырастили. У этих молодых людей, подростков и даже младшеклас­сников нет других ценностей, кроме денег и успешности. Можно ли это исправить? И как? Такой вопрос я бы задавала всем, звонила бы во все колокола. Эта ориентированность на деньги касается и отношений в семье. Мы отдавали детям все. А нынешние двадцатилетние говорят: «Я буду хорошо относиться к своему ребенку, но всю жизнь ему отдавать не собираюсь, нужно и самому пожить!» И охотно принимая деньги от нас, родителей, наши вырастающие дети не спешат поддерживать нас.

Андрей ДЕМИДОВ, отец двоих детей-школьников, Воронеж:

– Мне кажется, что идея онлайн-консультаций по вопросам воспитания детей от ведущих педагогических вузов страны очень интересна и актуальна. Я бы с удовольствием послушал, если работа позволит. Проблем на самом деле много. Я считаю, что родители призваны любить и воспитывать детей. А школа – учить и воспитывать. Но школа выполняет социальный заказ, ей сверху диктуют, чему учить и как воспитывать. В рамках этого заказа вопросы любви остаются на последнем месте, и родители со своей любовью – прошлый век. Важно, чтобы ребенок был успешен, послушен и легко внушаем. Только мы все это уже проходили, а наши дети еще нет. Поэтому надо разъединить, отдалить, создать пропасть непонимания между поколениями. Этому, я думаю, способствуют и новые программы по литературе, и много чего еще. Наши дети – цифровое поколение, поколение Z, призванное противостоять уходящему «темному» веку. Но откуда они возьмут главный стержень в жизни и где найдут опору, чтобы противостоять невзгодам взрослого будущего? Те, кто сегодня внушает детям эту их обособленность, все­знайство, отсутствие авторитетов, даже не понимают, что без уважения к родителям не будет и уважения к нашей истории и нашим победам. Не будет и критического мышления. Нас уже заставляли думать и действовать так, как хочет власть. Когда говорили «враг народа» – значит все, действительно враг, двух мнений быть не может. И когда сегодня говорят, что на антиваксеров надо «стучать» в прокуратуру, становится страшно: неужели действительно побегут и будут «стучать»? И не важно, что все это уже было, кто из молодых об этом знает? Кто додумается, что надо поступать, как совесть велит, а не как тебе прикажут?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту