search
main
0

Я б в рабочие пошел,. Пусть меня научат

​Эти ставшие крылатыми слова из стихотворения В.В.Маяковского как нельзя лучше раскрывают содержание проекта «Профессиональное обучение без границ», который набирает все большую популярность в рамках взаимодействия московских школ и колледжей.

В России не хватает хорошо подготовленных рабочих кадров. Об этом заявил Президент РФ В.В.Путин на встрече со школьниками – авторами лучших сочинений на тему «Россия, устремленная в будущее»:- Грань между различными уровнями подготовки специалистов практически стирается. У нас просто катастрофически не хватает не просто рабочих рук, а хорошо подготовленных специалистов по рабочим профессиям.Те, чьи школьные годы пришлись на 70‑е и 80‑е, помнят об УПК, или учебно-производственных комбинатах, на базе которых проводилось профессиональное обучение и учащиеся занимались общественно полезным трудом. По окончании школы ученики сдавали специальный экзамен, по результатам которого могли получить рабочую профессию. Таким образом, выпускники уже были готовы к взрослой жизни сразу после школы. Существует ли что-то подобное сейчас? Опыт прошлых лет нашел свое воплощение на новой, современной основе с использованием требований стандартов WSR.Сегодня у московских школьников есть возможность не только заранее «примерить» на себя желаемую профессию, но и получить профессиональное образование на базе московских колледжей и предприятий их социальных партнеров.В 2016 году МАДК имени А.А.Николаева стал участником пилотного проекта «Профессиональное обучение без границ», целью которого являются ранняя профилизация московских школьников, их профессиональная социализация и повышение мотивации к профессиональному обучению. Производственная среда колледжа дает возможность каждому школьнику овладеть практическими умениями и навыками, используя современное высокотехнологичное оборудование. Занятия проводят опытные преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения, которые создают условия для развития изобретательности, инициативности и инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач.В проекте принимают участие лица до 18 лет, не прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего или среднего общего образования; обучающиеся московских школ, школьники с ограниченными возможностями здоровья, школьники, желающие одновременно с аттестатом получить профессию. Проект финансируется из бюджета столицы, поэтому для школьников участие в нем бесплатное. Колледж реализует программы разной продолжительности, в основном обучение длится от одного до двух лет. Срок напрямую зависит от объема аудиторной нагрузки и учебного графика: учиться можно два, четыре или шесть академических часов в неделю. Чем интенсивнее график занятий, тем быстрее ребята осваивают необходимый для получения свидетельства объем учебных часов. Обучение по всем программам включает теоретическую и практическую части. Практическое обучение проводится в учебно-производственных мастерских колледжа.Так, в лабораториях компьютерных сетей и телекоммуникаций, программирования и баз данных, информационно-коммуникационных систем проводятся занятия по профессии «оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин». Программа «Техническое обслуживание автомобилей» изучается в лабораториях электротехнических измерений, технического обслуживания автомобилей, ремонта автомобилей, двигателей внутреннего сгорания, диагностики автомобилей, электрооборудования. Профессия «экспедитор» напрямую связана с профессиональными компетенциями WSR и реализуется в лаборатории «Экспедирование грузов». Практическая часть программы по профессии «водитель автомобиля» осуществляется на учебной площадке – автодроме колледжа.Все программы разработаны в соответствии с требованиями квалификационных характеристик по профессиям. Чаще всего обучение проходит по модульной системе. Каждый модуль включает в себя определенный раздел учебного плана, после проверки знаний по которому школьник может получить сертификат. По окончании программы учащийся сдает квалификационный экзамен с участием социального партнера колледжа, где должен продемонстрировать все полученные навыки. И итогом обучения является свидетельство о присвоении профессии рабочего 2‑3‑го разряда.В этом учебном году выпуск составил 154 человека, из них по профессии «водитель автомобиля» – 76 человек. Очевиден интерес московских школьников и их родителей к профессии водителя автомобиля, так как по окончании обучения и достижении 18‑летнего возраста учащийся получает водительские права категории В.В новом учебном году планируется расширение перечня рабочих профессий, востребованных рынком труда Московского региона: «приемосдатчик груза и багажа», «таксировщик перево­зочных документов», «слесарь по топливной аппаратуре», «оператор механизированного расчета в гостинице». «Атлас новых профессий» помогает колледжу сегодня определить потребности в рабочих кадрах, необходимых Москве завтра.Параллельно с проектом «Профессиональное обучение без границ» в колледже реализуется проект «Юные мастера» (уроки технологии в колледже), в рамках которого налажено тесное взаимодействие со школами №345 имени А.С.Пушкина, №1247 имени Юргиса Балтрушайтиса, №354 имени Д.М.Карбышева, №1429 имени Героя Советского Союза Н.А.Боброва, №2095 «Покровский квартал», №1297, 2054, 1589 и лицеями №1589, №1525 «Красносельский», №1581. Занятия группируются по трем блокам: знания о современных материалах и технологиях, перспективах их развития; формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления, а также практического опыта проектирования своего жизненного и профессионального пути.В рамках проекта в течение учебного года в колледже проводилась серия разнопрофильных открытых уроков, основная цель которых – демонстрация принципиально новых возможностей современного технологического образования для школьников. Занятия проводят не только преподаватели спецдисциплин, но и эксперты, и наставники команд чемпионатов JuniorSkills и WorldSkiills. Так, например, на занятии по теме «Технология работы автоматизированной линии погрузки и маркировки объектов» участники знакомились с технологией организации рационального процесса движения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям. Каждый школьник играл определенную роль, в рамках которой представилась возможность освоить одну из операций работы автоматизированной линии погрузки на специальном макете, который повторяет работу оригинальной линии погрузки в реальном производстве. На открытом уроке по теме «Простые грузоподъемные устройства» школьники знакомились с традиционными и современными грузоподъемными механизмами. Проводя параллели между работой человеческого организма, законами физики и знаниями из других научных областей, преподаватель подвел ребят к пониманию особенностей и специфики работы различных грузоподъемных механизмов. Некоторым ученикам удалось попробовать себя в роли самого настоящего механика. Урок по теме «Диагностика двигателя легкового автомобиля» проводился в учебной автомастерской колледжа. Используя специальный диагностический прибор, школьники произвели проверку настоящего автомобиля и смогли оценить точность компьютерной диагностики двигателя.Ребятам интересно учиться, когда урок идет в лаборатории, где проходит подготовка профессионалов и чемпионов по самым востребованным и перспективным направлениям с применением стандартов международного чемпионата профессионального мастерства. В основу каждого урока положен принцип подготовки профессионалов будущего, формирование готовности к изменениям, соревнованиям, совершенствованию навыков. Развитие таких профессиональных компетенций неизбежно, когда урок ведет действующий чемпион, эксперт или наставник команд международных конкурсов. Чтобы проект развивался, в колледже необходимо совершенствовать материально-техническую базу, расширять тематические направления, внедрять новые, перспективные профессии, создавать новые формы и модели уроков технологии в рамках сетевого взаимодействия; развивать профессиональные компетенции педагогов-наставников. На заседаниях педагогического и учебно-методического советов рассматриваются вопросы развития технологического образования школьников на базе колледжа, программы подготовки будущих участников чемпионата JuniorSkills, совершенствования преподавания технологии в соответствии с современными тенденциями. Ставится вопрос и о проведении в будущем уроков технологии на базе технопарков для формирования технологического мышления современного школьника через мета- и межпредметную интеграцию усилий педагогов и проектную деятельность на уроке технологии. Уникальность проекта в том, что московские школьники получают возможность ознакомиться с самыми последними тенденциями в различных сферах производства, в том числе и робототехникой, прототипированием, мехатроникой, и заранее попробовать себя в роли студента.Подобные проекты профессиональной направленности предоставляют большие возможности для воспитания креативной разносторонней личности, ведь у школьника не только формируются практические умения и навыки, которые необходимы каждый день в повседневной жизни, но и нравственные качества – трудолюбие, самостоятельность, ответственность, уважение к взрослым. Они более осознанно подходят к выбору своей будущей профессиональной деятельности.Интеграция московских школ и колледжей в области профориентационной работы позволяет школьникам самостоятельно ориентироваться, адаптироваться в профессиональном мире и выстраивать вектор своего карьерного роста.Палитра рабочих профессий в московских колледжах настолько велика, что любой школьник сможет определиться, кем он хочет стать в будущем, ведь все работы хороши, выбирай на вкус!Светлана НЕКРЕСТЬЯНОВА,директор Московского автомобильно-дорожного колледжа имени А.А.Николаева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте