search
main
0

Я б в чиновники пошел . Вузы накрыло третьей волной… Внеплановой

Сначала нам говорили, что ЕГЭ поможет отбирать в вузы самых лучших – тех, у кого баллы будут очень высокими. Дескать, дадим такие тесты, что сразу станет ясно, кто в вузе может учиться, а кто нет. Но тут возник нюанс: экзамен-то совмещенный, школьно-вузовский, поэтому сложные тесты создали опасность, что половина России школу не окончит и аттестаты не получит. Так что стало не до жиру.

Вузы должны готовить высококвалифицированных специалистов, но, как и всяким мастерам своего дела, им нужно качественное сырье, то бишь хорошо подготовленные абитуриенты. Поэтому отбирать таких абитуриентов вузы должны, организовав процесс конкурентной борьбы хорошо подготовленных с очень хорошо подготовленными. Но с введением ЕГЭ качество подготовки не определишь, тут единственный критерий – количество баллов. Набирает вуз сто- или околостобалльников, и все в порядке. Однако в этом году на всю страну стобалльников 2834, а вузам нужно первокурсников куда больше. Ведь каждый год им устанавливают контрольные цифры приема, чтобы высшая школа готовила специалистов не абы как и не абы для чего, а на потребности регионов и страны в целом. И это правильно, но если вуз не обеспечит контрольные цифры приема, то либо сам умрет, либо погибнет в объятиях власть имущих, дотошно выясняющих, почему так произошло. Вот поэтому вузы, в этом году поначалу обнародовавшие довольно высокие проходные баллы по ЕГЭ, потом опомнились, и кто один, кто два, а кто и три раза количество этих проходных баллов снижал, чтобы выполнить план не только бюджетного, но и платного приема. После таких снижений план действительно был бы выполнен сразу, но возник нюанс: во-первых, выпускников школ в этом году меньше, чем в прошлом, на 10%, во-вторых, абитуриентам разрешили сдавать документы в пять вузов, вот они без устали бегали и выбирали, в какой вуз отдать оригиналы аттестатов и сертификатов. Поэтому высшие учебные заведения, хотя сегодня уже 31 августа, и гонят третью, незапланированную волну приема, всячески заманивая тех, кто заблудился среди пяти вузов, притомившись от выбора. Причем накрыты этой стихийной волной совершенно разные вузы (педагогические, технические, аграрные и другие; как говорят знающие люди, их до трети от общего количества) в разных регионах. Те вузы, у которых оказались вакантные места после первой или второй волны приема. По прогнозу специалистов, внеплановая волна может продлиться до конца сентября, так как в вузах есть свободные и бюджетные, и платные места. Волнений не испытывают только традиционно популярные университеты – МГУ, СПбГУ, МГИМО, Высшая школа экономики, которая, кстати, ухитрилась принять на бюджет студентов почти на 200 человек больше, чем ей предписывали, видимо, добившись на то разрешения от учредителя.В принципе изначально многие абитуриенты свой выбор сделали. В том смысле, что сказали себе и одной информационной системе, проводившей опрос, какие специальности для них самые привлекательные. И тут снова нюанс: хоть власть имущие твердят о том, что не нужны юристы, экономисты и управленцы, именно эти три специальности – юриспруденция, экономика и управление, а также менеджмент занимают первые строчки абитуриентского рейтинга. Правда, есть в рейтинге на разных уровнях и реклама, и международные отношения, и управление персоналом, и связи с общественностью, и туризм, и дизайн, и психология. Традиционно большой популярностью в этом году пользовались и медицинские специальности – спрос на них вырос почти на 35 процентов. Но нынешний год войдет в историю все же чуть-чуть возросшим спросом на технические специальности – абитуриенты, видимо, поверили Андрею Фурсенко, что в будущем стране понадобится много технарей. Изумлением же года по итогам вступительных экзаменов неожиданно стала специальность «государственное и муниципальное управление» – юные абитуриенты обнаружили в себе непреодолимую тягу к чиновничьей работе. В одном из вузов конкурс на эту специальность был аж 160 человек на место. Почему 42% граждан в стране (это данные одного из опросов) хотят в чиновничьи кресла, понятно. Раньше выбор абитуриентов диктовали идеи – интересная специальность, престижная профессия, уважаемая работа, нынче же все диктует расчет на достойное вознаграждение в будущем после получения диплома. Желание стать чиновником тоже выбор не идеи, а тепленького места с небольшой зарплатой, но зато с большим диапазоном различных благ и властных возможностей. Такой вот прагматический нюанс царствовал нынче в среде абитуриентов, которые должны обращать больше внимания на ценности интеллектуальные. Ан нет!Российский союз ректоров во главе с академиком Садовничим, поначалу воевавший против ЕГЭ, некогда предложил свой путь поиска талантливых абитуриентов-интеллектуалов – предметные олимпиады (их было сначала 120, теперь 87). И это правильно: кто как не победители интеллектуальных конкурсов достойны продолжать обучение на высшей ступени. Однако олимпиад нынче много, и самых разных, а уж победителей ну просто пруд пруди, и каждому за победу автоматом дают по сто баллов. Так в среде абитуриентов оказалось, как ни парадоксально, стобалльников больше, чем в данных статистики о сдаче ЕГЭ выпускниками школ. И победители олимпиад со своими ста баллами при поступлении в вузы оттеснили тех, кто реально получил высокие баллы на ЕГЭ, – им победа без всяких антимоний в этом году открывала двери любого престижного вуза. Кстати, существенно (аж на 30% по сравнению с прошлым годом) возросли ряды льготников: то ли все выпускники на выходе из школы разом стали инвалидами, то ли, напротив, спортсменами – чемпионами Олимпийских игр, то ли гениями во плоти, и все претендовали на льготы весьма уверенно. Вот и получилось, что когда реальные стобалльники или околостобалльники прибыли в вузы и увидели рейтинговые списки рекомендованных к зачислению, то сразу без боя сдали позиции и завоевали первые места в таких списках, но уже в вузах не ведущих, а иногда даже просто едва ли не отстающих. В этом году произошла парадоксальная история: в ведущие вузы пришли победители олимпиад, которые на выпускных экзаменах получили чуть ли не минимальные баллы (и теперь все вузы, а прежде всего МГУ, проверяют знания каждого победителя олимпиады, видимо, не совсем доверяя таким победам), а в слабые вузы – блестящие знатоки школьных предметов. Все смешалось в вузовском королевстве до такой степени, что ректоры не знали и не знают, что делать. Правда, вузам очень помогло то, что они могли проводить свои профильные испытания и давать абитуриентам высокие баллы, влияя на прием и таким образом пополняя ряды будущих первокурсников ребятами, отобранными непосредственно вузовскими преподавателями. И это хорошо, но есть один нюанс. Кто там говорил, что ЕГЭ победит коррупцию, так как вузовские преподаватели не будут вести прием? Наверное, он просто не знал, чем дело закончится, был чрезвычайно наивен или, напротив, слишком опытен и вводил всех в заблуждение.К коррупции все еще есть вопросы. И, кстати, к системе проведения олимпиад тоже. Проводящие их организации нынче разные, все они выигрывают это право по конкурсу, но мы знаем, как иногда их проводят: кто нужен, тот и побеждает. Иногда в проводящие попадают те, кто вообще никакого отношения к образованию не имел и не имеет. Зато проведение олимпиад делает их весьма влиятельными в образовательной (и не только) среде. И проводят они в победители подчас, предлагая слабенькие задания, с которыми можно справиться без труда.Самое плохое то, что сегодняшняя система приема в вузы сделала ненужной профессиональную ориентацию. Например, мы много раз говорили: для того чтобы стать педагогом, нужны призвание к этой работе и особые способности, ведь абы кто работать с детьми не сможет. Педагогические вузы в этом году набор сделали. Скажем, Ставропольский педагогический институт может с полным основанием говорить, что дефицитных педагогов-дефектологов может подготовить в нужном количестве. Но у вузовских педагогов есть сомнение, «своих» ли студентов приняли, смогут ли те стать настоящими учителями? Проверить это сегодня невозможно, так же как и принять тех, кто, может быть, получил на ЕГЭ и не такой высокий балл, но имеет призвание к профессии. В сложной ситуации и те вузы, которые готовят кадры для оборонки, космоса, авиации: тут тоже все решает не пригодность к профессии, а сертификат ЕГЭ. Дело уже дошло до того, что на недавно прошедшей в Москве предшкольной ярмарке «От А до Я», где работали «круглые столы» – дискуссии по актуальным вопросам развития образования, один член-корреспондент РАН посоветовал учителям входить в контакт с техническими вузами и готовить учащихся не к ЕГЭ, а к участию в вузовских олимпиадах – тогда у талантливых не будет проблем с поступлением. Но тут тоже есть нюанс – такая система может повернуться и в другую сторону: побеждать на таких олимпиадах смогут вовсе не талантливые и профпригодные. Почти как иногда случается сейчас.Итоги нынешней вступительной кампании подвели вчера, когда номер был уже подписан в печать, но все еще плещет третья внеплановая волна. Трудно пока сказать, кого она прибьет к вузовским берегам, но уже ясно, что надо сделать так, чтобы все возможные нюансы, осложняющие достойным прием и поступление в высшую школу, были сведены на нет. Ректоры сегодня предлагают, в частности, принимать победителей олимпиад, как и тех, кто идет в вуз по целевому набору, до первой волны, навести порядок в проведении олимпиад, отняв право на проведение у случайных организаций, а самое главное – не приравнивать победителей олимпиад к реальным сто- и околостобалльникам. Возможно, тогда установится справедливость при приеме. Отказываться от олимпиад ректоры не предлагают, но считают, что для приема победителей олимпиад должны быть определенные квоты, чтобы не повторилась история, случившаяся в этом году в МЭСИ, когда конкурс три человека на место шел исключительно среди победителей олимпиад, а простым абитуриентам тут места не было. Открытым остается пока вопрос о том, нужно ли проверять знания победителя предметной олимпиады, если, скажем, победителем он стал, а вот аттестат получил с трудом, написав ЕГЭ на минимум баллов по этому же предмету. Думаю, проблему должно решить Министерство образования и науки РФ, ведь если установлены жесткие правила для сдающих ЕГЭ (телефоном не пользоваться, помощь учителя не принимать, в шпаргалки не заглядывать), то кто-нибудь должен подумать о жестких же правилах проведения предметных олимпиад. Может быть, тогда среди победителей будет меньше сыновей власть или богатство имущих, а среди студентов-первокурсников – больше талантливых молодых людей….Изумлением же года по итогам вступительных экзаменов неожиданно стала специальность «государственное и муниципальное управление» – юные абитуриенты обнаружили в себе непреодолимую тягу к чиновничьей работе. В одном из вузов конкурс на эту специальность был аж 160 человек на место……В среде абитуриентов оказалось, как ни парадоксально, стобалльников в несколько раз больше, чем в данных статистики о сдаче ЕГЭ выпускниками школ. И победители олимпиад со своими ста баллами при поступлении в вузы оттеснили тех, кто реально получил высокие баллы на ЕГЭ, – им победа без всяких антимоний в этом году открывала двери любого престижного вуза…МнениеГеоргий МАЙЕР, ректор Томского госуниверситета:- Московские вузы были забиты абитуриентами со 100-балльными результатами из наших южных республик и областей.Мы заметили, что ЕГЭ начинает создавать мощную систему оттока умных ребят из областей Сибири и Дальнего Востока в столичные вузы. И не потому, что «мальчики из глухих сибирских деревень» поступают в Москву, а потому, что в стране демографический кризис и его нужно учитывать в правительственных решениях. По моему глубокому убеждению, должна быть какая-то система регулирования приема в вузы страны, иначе из Сибири вся молодежь уедет, а кто же будет развивать наш регион Сибири и Дальнего Востока?Евгений ЮДИН, проректор МГТУ имени Н.Э.Баумана:- У вуза задача – набрать студентов на первый курс по возможности с приличным баллом, чтобы эти ребята смогли освоить программу вуза. Просто так набирать студентов, чтобы выполнить план, а в декабре их отчислить, потому что они не могут освоить программу вуза, – не государственный подход. Поэтому мы немного сократили план приема по тем специальностям, где у нас в прошлые годы были тенденции недобора, и за счет этого сбалансированно провели зачисление.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте