search
main
0

XXI век может стать последним.

Форма урока: урок-исследование. Тип: изучение нового материала (8-й класс). Интеграция: биология (влияние табака на организм человека и животных), история (история появления табака в государствах Европы и в России, отношения к табаку в различное время), ОБЖ. Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления информации об отрицательном влиянии курения на человека.

Табак приносит вред телу,

Разрушает разум,

Отупляет целые нации.

О. д’Бальзак

Задачи

Образовательные:

Способствовать формированию представления о вреде курения, причинах вредной привычки и истории появления табака.

Развивающие:

Развитие творческой активности, речи, навыков исследовательской деятельности (поиск информации, социологический опрос, анализ).

Воспитательные:

Воспитание силы воли, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Приемы достижения цели: разъяснение сути проблемы через эмоционально-образную сцену, создание и демонстрация средств наглядности, самостоятельный поиск, анализ и представление информации.

Технологии: элементы проблемного обучения (уровни творческой и самостоятельной активности), активного метода обучения, система «малых групп».

Оборудование и материалы: видеоматериал по теме, плакаты-антирекламы (созданы учащимися), данные интернета и СМИ о вреде курения, тематический сценарий, элементы одежды для сценки.

Предварительно учащиеся разбиваются на творческие группы:

1. Театралы: распределяются по ролям, готовят сценку по теме (см. ниже).

2. Художники: оформляют газеты и плакаты-антирекламы.

3. Социологи: составляют вопросы и проводят опрос учащихся и их родителей.

4. Исследователи: поиск и анализ информации в средствах СМИ и через интернет по теме (как в различных странах ведется борьба с курением, какие методы, на их взгляд, наиболее эффективны).

5. Создатели антирекламы.

Ход урока

1-й этап – вводное слово учителя (формулировка темы и цели урока);

2-й этап – инсценировка группы театралов,

– сообщения социологов (вопросы составлены учащимися при помощи учителя, можно провести беседу: беседа или наказание со стороны родителей убедит детей больше не пробовать курить),

– сообщения группы исследователей,

– знакомство с видеосюжетом или другой формой рекламы;

3-й этап – выводы по теме в форме выполнения задания – теста группами.

Задание

1. Родина табака: а) Европа; б) Америка; в) Азия.

2. Когда табак появился в России: а) в ХVI в.; б) ХVIII в.; в) ХIХ в.

3. Когда впервые были изучены вредные свойства табака: а) в ХVI в.; б) ХVIII в.; в) ХIХ в.

4. Когда впервые в России было запрещено курение: а) при Алексее Михайловиче; б) при Петре I; в) при Николае II; г) в наше время.

5. Курение сказывается отрицательно: а) на легких; б) на печени и почках; в) на пищеводе; г) на внешнем виде; д) на мозговой деятельности; е) верны все предложенные варианты.

6. Согласитесь ли вы с утверждением, что пассивное курение: а) абсолютно безвредно; б) оказывает некоторое влияние на организм; в) оказывает пагубное влияние на организм.

7. Отметьте главные причины, по которым дети пробуют курить (по мнению самих детей и результатам исследования): а) реклама; б) любопытство; в) желание выглядеть взрослым; г) необходимость; д) глупость.

8. Правительства многих государств Европы: а) создают разнообразные программы по борьбе с курением; б) не интересуются проблемой курения.

Встречаются 3 друга – доктор, профессор, психолог.

Психолог: О, доктор, добрый день! Здравствуйте, профессор!

Доктор: Как дела, дорогой психолог?

Профессор: Присядем (садятся за стол). Сигаретку?

Психолог: Пожалуй.

Доктор: Спасибо, у меня своя (достает трубку).

Психолог: Сигарета – полезная вещь, она осчастливила весь мир. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы.

Доктор: Забава для дураков (с иронией).

Профессор: Но весь мир курит.

Доктор: А началось все с Америки.

Психолог: При чем тут Америка?

Доктор: Поясните, профессор.

Профессор: Действительно табак родом из Америки. История приобщения Европы к табаку началась в 1492 г.

Психолог: Когда Христофор Колумб отправился открывать новый путь в Индию, а открыл Америку?

Профессор: Да, в этот год 12 октября матрос с корабля флотилии адмирала Х. Колумба закричал: «Впереди земля!» Это были острова Америки. Колумб с командой сошел на берег. В числе подарков жители поднесли Колумбу сушеные листья растения петум. Они курили их, свертывая в трубочку. А через 15 дней Колумб высадился на побережье Кубы, и жители встречали пришельцев с травой, которую они называли «сигаро».

Психолог: То есть сигарета.

Профессор: Совершенно точно. Покинув страну, Колумб оставил часть команды здесь (один из кораблей потонул). Оставшиеся моряки были первыми европейцами, научившимися курить. Растение получило название «табаго» (по провинции на острове Гаити).

Психолог: Ага, табак.

Профессор: Впоследствии Колумб привез табак в Испанию.

Доктор: И все европейцы сразу пристрастились к этому яду? Ведь сигареты содержат столь много вредных веществ.

Профессор: Да, люди поначалу не знали о вреде курения, а приписывали табаку целебные свойства. Жак Нико – французский посол – преподнес своей королеве в подарок табак с рекомендацией нюхать его от головной боли. Кстати, по его имени это растение имеет еще название никотиана, а вредное вещество в сигаретах – никотин. Во Франции табак стал моден (для него придумали табакерки – нюхательные коробочки). В Европе табаком лечили насморк, головную боль, лихорадку и даже чуму.

Психолог: Какая глупость!

Доктор: Глупость?! Люди отравлялись и умирали.

Профессор: Когда это поняли – табак запретили. В Италии табак называли забавой дьявола и курящих отлучали от церкви. Пять монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы. В Англии курильщиков водили по улицам с веревкой.

Психолог: А в России?

Профессор: В Россию табак был завезен английскими купцами в конце ХVI, через Архангельск. А уже в начале ХVII русский царь Михаил Романов запретил курение. За курение в 1-й раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во 2-й – отрезали уши или нос. А после московского пожара в 1634 г. по вине курильщика было запрещено курить под страхом смертной казни, торговцев табаком пытали и ссылали в Сибирь.

Психолог: Но табак выиграл в этой войне.

Профессор: В России курение было разрешено при Петре I. Торговля табаком приносила большую прибыль государствам, но глупые люди не понимали этого, ведь до ХIХ века вредные свойства табака не были изучены.

Доктор: Но сейчас «на дворе» ХХI, а люди продолжают курить.

Профессор: Как вы это объясните нам, дорогой психолог?

Психолог: Ну, тут все очень просто. Маленькие курят из-за стремления к чему-то необычному, таинственному: надо раздобыть сигареты, спички, спрятаться в укромном месте… – это похоже на маленькое приключение.

Профессор: Ну, это совсем маленькие ребятишки.

Психолог: Другие хотят почувствовать себя взрослыми, самостоятельными. Чтобы «друзья» не называли маменькиными сыночками.

Профессор: Ну, это очень глупые дети.

Доктор: Да, но эта глупость становится вредной привычкой, от которой трудно избавиться.

Психолог: Третьи, чтобы казаться стильными.

Профессор: Как это?

Психолог: Им так кажется, особенно девушкам, смотрите.

(На сцене появляется девушка, садится за соседний столик, кокетливо зажигает сигарету.)

Профессор: Да, она сейчас довольна мила.

Психолог: Особо большой процент курильщиков-детей, если родители курят. Опасной может стать и компания. Дурной пример заразителен.

Доктор: Да, нужно быть по-настоящему взрослым, чтобы объяснить родителям и друзьям, в чем заключается вред курения.

Психолог: Доктор, а вы объясните нам, но попроще.

Доктор: Вот вам короткий пример.

Посмотрите – это легкое курящего и некурящего. Легкое курильщика имеет пепельно-серый цвет, а местами с камешками настоящего угля. Если взять такое легкое, приготовить из него экстракт и втирать в уши кролика, то скоро у кролика появятся небольшие раковые опухоли. Если поместить мышей в банки, которые наполнять табачным дымом, то у 9 из 10 мышек будет рак легких. Если же табачным дегтем натирать кожу мышей, то у них образуется рак кожи. Дым проходит долгий путь в легкие.

Психолог: А отсюда у человека рак полости рта, горла, пищевода.

Доктор: Далее же страдают желудок, печень, почки. Возьмем для примера яблоки: это печень некурящего (гладкое), а это заядлого курильщика (сморщенное яблоко). Вот вы, профессор, жалуетесь на сердце.

Профессор: Да уж, сердце у меня пошаливает.

Доктор: Вы, когда работаете над своими научными трудами, часто берете трубку?

Профессор: Да, мне кажется, что она мне помогает, с ней я работаю быстрее.

Доктор: Это только кажется. Табак тот же наркотик. Повышается давление, учащенно работает сердце, бьется пульс, кровь быстрее движется к головному мозгу. Такова только первая реакция. Затем вещества, содержащиеся в сигарете, засоряют сосуды, кровь движется медленно, а в результате сердце не получает необходимый кислород, оно перестает жить. Это происходит и с другими органами.

Доктор: Кстати, кислород не поступает и к головному мозгу, а в итоге человек тупеет, сам того не понимая, даже простые вопросы вызывают проблемы. Мозг медленно умирает.

Психолог: А правда, говорят, что капля никотина убивает лошадь?

Доктор: Правда, но точнее было бы сказать, что 3 лошади.

Профессор: А человек?

Доктор: Человек, выкуривая одну сигарету, потребляет дозу, далекую от смертельной. Но яд накапливается в течение времени. И кроме того, наступает привыкание. Курение становится не просто вредной привычкой, а болезнью.

Психолог: Ну если послушать вас, доктор, то все наши беды от этой маленькой сигареты.

Доктор: Курение повинно практически во всех болезнях: начиная от простого кашля и заканчивая раком и инфарктом. Раньше люди боялись чумы, но курение это и есть чума – чума ХХ века.

Профессор: Боюсь, что если человечество не одумается, то ХХI, а потом смерть.

Нами были опрошены дети и взрослые разного возраста по проблеме курения.

Вопросы, предложенные детям:

1. Ваш возраст?

2. Пробовали ли вы когда-нибудь курить?

3. Если ответ «да», то курите ли вы сейчас?

4. Как вы думаете, почему дети начинают курить (если «да» на 2-й вопрос, то почему вы начали курить)?

5. Курят ли ваши родители?

6. Считаете ли вы это вредной привычкой (если «да» на 3-й вопрос, то могли ли вы бросить курить и почему не бросаете)?

7. Какие органы более всего страдают?

8. Считаете ли вы этой большой проблемой нашего государства и планеты?

Выводы:

1. В основном курят подростки 15-16 лет, но пробовать начинают в 12-14 (т.е. это наиболее опасный возраст для появления этой вредной привычки).

2. Основная причина – любопытство, некоторые считают, что так они могут почувствовать себя взрослыми.

3. У многих курящих родителей начинают курить дети.

4. Как ни странно, но вредной привычкой и проблемой это считают младшие школьники.

5. По мнению многих, больше всего от этой привычки страдают легкие, другие органы были названы только 6 человеками.

Вопросы для опроса родителей:

4. Как вы думаете, почему дети начинают курить?

5. Считаете ли вы это вредной привычкой?

6. Что бы вы делали, если бы узнали, что ваш ребенок курит?

7. Считаете ли вы этой большой проблемой нашего государства и планеты?

1. Курят большинство родителей, а это значит, они могут дать своим детям нехороший пример.

2. Все родители считают это вредной привычкой, но не все – большой проблемой государства.

3. Причина, по которой дети начинают курить, – любопытство и глупость, желание выглядеть взрослыми.

4. Если бы родители узнали, что курят их дети, они бы отругали своих детей (так ответили большинство родителей 28-35 лет), объяснили (большинство родителей 36-44 лет и некоторые старше 45), наказали (большинство старше 45 лет).

Галина Осипова, учитель истории и социально-политических дисциплин, лицей №1 города Норильска, участник конкурса «Сто друзей-2004»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте