Недавно мне в руки попала довольно любопытная книга – «ОГЭ 2022. Математика. 38 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий» авторов И.Р.Высоцкого, Л.О.Рословой, Л.В.Кузнецовой, В.А.Смирнова, А.В.Хачатуряна, С.А.Шестакова, Р.К.Гордина, А.С.Трепалина, А.В.Семенова и П.И.Захарова. Это учебное пособие вышло под редакцией И.В.Ященко в издательстве «Экзамен». Важно, что данное пособие прошло научно-методическую оценку ФГБНУ ФИПИ. На мой профессиональный взгляд, материал выверен c учетом грамотного выбора авторами практико-ориентированных заданий, которые способствуют развитию универсальных учебных действий учащихся на уроках математики, помогают решать жизненные задачи, используя школьные знания. При решении такого рода задач происходит интеграция межпредметных познаний учащегося в математические, своего рода выход за рамки математики путем владения знаниями в других предметных областях – физике, химии, биологии, истории, географии и т. д.
Содержание пособия четко структурировано:
1. Инструкция по выполнению работы написана доступным и понятным для учащегося языком (что на самом деле немаловажно). Обращение к читателю ведется от первого лица, а это в свою очередь способствует личному восприятию информации, более глубокому ее усвоению. Определены временные рамки и техника выполнения заданий.
2. Справочные материалы содержат основные формулы по предметным дисциплинам «Алгебра» и «Геометрия» курса средней школы, дополненные текстовым пояснением и табличными данными.
3. Основная часть пособия, которая состоит из 38 вариантных заданий экзаменационной работы, также имеет свою структуру и последовательность: часть 1 включает в себя упражнения менее сложные и длительные по времени для выполнения учащимися, ответом к которым служит число или комбинация цифр; упражнения части 2 требуют несколько больше умственных усилий и временных затрат учащегося, а также полного развернутого решения с обоснованием ответа.
К положительным моментам можно отнести качественную графику геометрических задач, отсутствие наложений или смещений чертежей и рисунков, качественную прорисовку мелких деталей изображений.
В то же время, по моему мнению, не хватает графических элементов в части 2. Возможно, наличие готового чертежа к одной из геометрических задач послужило бы стимулом к началу решения задачи повышенной сложности.
4. Система оценивания экзаменационной работы помимо готовых ответов на задания всех вариантов содержит развернутый разбор части 2 варианта №15, подробно описывается разбивка баллов по каждому критерию. Это полезно и удобно для учащегося, чтобы отслеживать свои недоработки по выполненному заданию.
Пособие предназначено для учащихся 9‑х классов с целью качественной подготовки к основному государственному экзамену, результаты которого служат показателем уровня знаний за 9 лет учебы в школе. Разные варианты тестовых заданий позволяют неоднократно проверить свои способности, выявить западающие темы и пробелы в своих знаниях, вновь и вновь совершенствовать себя в математике. Учащиеся могут выполнять экзаменационные задания под контролем учителя с последующей проверкой работы учителем, а также заниматься самопроверкой и самоконтролем.
Не исключено, что данное пособие может служить настольной книгой учителя математики – подготовку к ОГЭ можно и нужно начинать намного раньше, не только в 9‑м классе. По личному опыту могу сказать, что по завершении изучения определенной темы в 5-8‑х классах целесообразно предложить учащимся к выполнению задание из сборника по данной теме. Совсем не обязательно говорить им, что задание предназначено для выпускных классов, но каковы будут их удивление и радость, что им под силу выполнить задания из сборника для подготовки к ОГЭ! Мотивация к изучению математики возрастет пропорционально их успехам при выполнении задач!
На сегодняшний день прилавки книжных магазинов богаты разнообразием учебных и методических пособий, и не всегда их издатели являются компетентными в области математики. Приятно осознавать, что есть люди, навсегда связавшие свою жизнь с математикой, живущие математикой. Ведь ни один из соавторов данного пособия не является случайным человеком в перечне авторов.
Со своей стороны я рекомендую данное пособие учащимся 5-9‑х классов к использованию при изучении математики и подготовке к экзаменам, а коллегам – педагогам со стажем и молодым учителям математики – к использованию в своей ежедневной педагогической практике обучения математике подрастающего поколения.
Татьяна АНДРЕЕВА, кандидат педагогических наук, учитель математики школы №12, Чебоксары, Чувашская Республика
Комментарии