search
main
0

Взять ЕГЭ и отменить!

Юрий ЛУЖКОВ, мэр Москвы: – Для Правительства Москвы встреча с ректорами вузов – большая честь и большая проверка. Каждый из нас перед таким собранием проверяет, что сделано и чего не хватает для более полной работы высшей школы. Наша система образования – мощнейшая, по крайней мере мощнейшая в стране. К сожалению, те процессы, которые сейчас обозначены как тенденция по сжатию этого потенциала, считаю неправильными. Если мы сейчас будем сжимать количество бюджетных и внебюджетных студентов, то мы этот высокий потенциал образования можем потерять. Мы можем потерять тех талантливых ученых и специалистов, которые останутся за бортом вузовской науки и вузовского образования.

Хочу сказать, что мы видим те процессы, которые связаны с сокращением внебюджетных объемов образования. Это сокращение – сокращение числа преподавателей (эти вещи абсолютно связаны друг с другом) базируется на тенденции, которая обозначена в наших государственных органах власти. Я думаю, эта тенденция неправильная, так как если говорить о долях, то, скажем, с вузовской системой образования Бельгии, наш потенциал, несмотря на то что он громадный, соотносится как 1 к 2. Мы имеем меньше специалистов, оканчивающих высшую школу, чем в Южной Корее. Я уже не говорю о сравнениях, которые нужно сделать с содроганием, по отношению к развитым странам. А если мы меньше готовим специалистов высшей квалификации, то получаем отставание в формировании новых образцов техники, мы получаем отставание в экономической науке, в правовых вопросах, в строительном деле и так далее. Поэтому каждый этап нашей работы и каждая встреча с ректорами, кроме традиционных вопросов, всегда поднимает какие-то новые вопросы, новые вызовы и новые испытания. Я думаю, что решение сегодняшнего заседания Совета ректоров должно в одном из первых пунктов содержать положение о поддержке тех молодых ребят – студентов, которые не имеют возможности учиться из-за материальных проблем во внебюджетной сфере. Это вопрос номер один. Город, осуществляя громадную поддержку студентов, которые успешно учатся (это 35 тысяч студентов), обеспечивает их грантами (сейчас они выросли до 1000 рублей), есть еще 11 тысяч студентов, которые заявили, что у них есть проблемы с образованием, так как их житейское состояние не позволяет им учиться дальше, и мы их тоже поддерживаем. Думаю, нам нужно вместе с вузами сформировать систему, при которой студентам, уже начавшим учиться, показавшим способности, проявившим желание продолжать учебу, получившим хорошие результаты на первых шагах в высшей школе, действительно нужно оказывать помощь, поддерживать и дать возможность получить высшее образование. Это первый и, пожалуй, самый важный вопрос.

Второй вопрос, который мы задаем друг другу и самим себе, связан с тем, что пришел кризис и осложнил все финансовые возможности и государства, и города. Действительно, мы сейчас находимся в ситуации гораздо более сложной, чем даже предполагали. Бюджетные процессы пошли не совсем так, как мы ожидали в кризисной ситуации, бюджет Москвы теперь отличается от варианта, утвержденного Московской городской Думой, конечно, вопрос, который прямо висит в воздухе, – это вопрос о том, будет ли город помогать дальше в рамках традиционных видов поддержки нашей вузовской системе.

В прошлом году мы оказали помощь Совету ректоров, и совет самостоятельно принимал решение о ее использовании и распределении средств в размере 900 с лишним миллионов рублей. В этом году мы запланировали выделить миллиард рублей, и я подтверждаю, что мы независимо от ситуации эти ресурсы выделим для того, чтобы здесь не было никаких провальных ситуаций в том процессе, который уже как бы традиционно нами заряжен много-много лет назад и должен продолжаться.

Вузовскую науку в прошлом году мы поддержали, выделив 51 миллион рублей, а в целом мы смогли вложить 80 миллионов рублей. В этом году мы запланировали на вузовскую науку 118 миллионов рублей. Итак, мы говорим о том, что наши контакты, наши обязательства, наши желания продолжать работать в режиме содружества и сотрудничества с вузами будут обеспечиваться в объеме традиционном и даже большем.

Когда мы говорим о кризисе, то, наверное, очень много семей, в которых есть студенты, будут испытывать определенные сложности, поэтому город разработал систему по привлечению студентов к общественным работам. Эта система будет иметь уникальные размеры: более 700 тысяч рабочих мест мы наметили для того, чтобы приглашать студенчество, чтобы дать им возможность зарабатывать на общественных работах в городе, и это нормально. Мы с ректорами принадлежим к старшему поколению и практически все прошли через эти испытания. Я все шесть лет учебы в вузе работал дворником, и можно сказать, что даже сейчас не чувствую, что это было плохо, может быть, тогда и родился мэр.

Нас волнует ситуация с ЕГЭ. Я не буду ее сейчас каким-то образом детализировать. Мы даже на этой трибуне, в этом зале несколько лет назад говорили пророческие слова по поводу ЕГЭ и ГИФО. Разум нашего Министерства образования и науки РФ проявился в отмене ГИФО (это было совсем дурацкое дело), а ЕГЭ проявился сам, уже вне разума министерства. Мне кажется, что вся система образования с этим ЕГЭ попала в полный тупик. Честно скажу, что, собственно, сам я нахожусь вне рамок ЕГЭ, каждый раз прохожу другой экзамен, но ректоры-то должны высказаться по ЕГЭ, о том, что происходит с этим единым экзаменом. Мы, имея такую многоликую, многоукладную, многоуровневую страну, привели все к какому-то одному дурацкому всеобщему стандарту, который в прошлом году не сработал. Может быть, это ЕГЭ просто взять и отменить, вернуться к нашей традиционной системе, которая вообще-то рождала неплохих специалистов? Я так понимаю, что ЕГЭ – грант, который Россия, российские специалисты должны были отработать и внедрить, иначе этот грант был бы вывешен, и все время их спрашивали: что вы сделали за эти миллионы, которые вам подарили американцы? Разговор этот нужно вернуть тем специалистам, которые должны и могут сказать свое слово по ЕГЭ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте