Хочу поделиться опытом работы в качестве классного руководителя на примере одного коллектива, с которым начала работать с 3-го класса. Сначала как педагог дополнительного образования («Театральная азбука»), затем как учитель литературного чтения, а с 5-го класса – как учитель русского языка и литературы и классный руководитель. Сейчас дети учатся в 10-м классе. За эти годы шло становление и творческое развитие коллектива. И одним из важных компонентов системы стало участие каждого ребенка в творческих проектах, коллективных делах и отлаженная система самоуправления.
Воспитательная цель: создать оптимальные условия, способствующие развитию активной, творческой, ведущей здоровый образ жизни личности, воспитывать чувство патриотизма. Задачи воспитательной работы1. Через систему соуправления – самореализация и самовыражение каждого ребенка.2. Создание условий для проявления и развития способностей каждого ребенка через создание и реализацию воспитательных программ «Люби и знай свой город и край» и «Театр нашего класса».3. Формирование у учащихся общечеловеческих норм морали (доброты, взаимопонимания, терпимости по отношению к людям).4. Воспитание активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность.5. Воспитание чувства коллективизма, навыков взаимопомощи.6. Укрепление связи «семья – школа».Система самоуправленияЗначимость самоуправления в воспитательном процессе не вызывает сомнения. Как сделать самоуправление в классе жизнедеятельным, не формальным? Как заинтересовать детей участием в общественной жизни школы и класса, сформировать активную позицию? Эти вопросы ставит перед собой каждый классный руководитель, заинтересованный в создании сплоченного коллектива. Первое, что нужно помнить педагогу, – «самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы» (Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя. 5-9 классы. Москва: ВАКО, 2007). На первом классном часе еще в 5-м классе мы определили знаковые для определения нашего будущего слова-понятия. В каких сферах деятельности требуется приложить наши силы? В результате общего обсуждения были выделены следующие службы и предложена структура самоуправления (см. схему 1).Данная система самоуправления работает уже шестой год. Вот как распределились обязанности в 10-м классе.Учебный секторКонтроль состояния успеваемости в классе.Организация помощи неуспевающим учащимся.Заполнение «Экрана успеваемости».Помощь классному руководителю в проверке дневников.Контроль состояния учебников.Ведение рапортички. Задачи: определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.Виды деятельностиОктябрь. Предметные недели, олимпиады, конкурсы. «Русский медвежонок», «КИТ». Апрель. Участие в проектах, конференциях по предметам. Октябрь – февраль. Работа над проектом «Отечества прекрасные сыны». Март. Кругосветка «Марафон знаний». Культмассовый секторВносит предложения по содержанию и формам проведения внеклассных мероприятий.Организатор и участник общешкольных дел.Включает в творческую группу учащихся по своему усмотрению.Задачи: формировать у школьников культуру общения в системе «учитель – ученик», «взрослый – ребенок».Виды деятельности: празднование памятных дат в жизни учащихся. Празднование памятных дат календаряДень учителя День народного единства Новый год День святого ВалентинаДень защитника Отечества Международный женский день День Победы Посещение театра, кино, музеев, выставок – 1 раз в месяц.Работа над спектаклем в рамках проекта «Театр нашего класса».Служба здоровьяОбеспечить 100% посещаемость физкультуры. Проводить работу по вовлечению учеников в работу спортивных секций. Организовывать участие в спортивных соревнованиях. Организовывать выходы учащихся на лыжах, на каток. Проводить шахматно-шашечные соревнования. Организовывать посещение ребят, которые находятся на лечении в больнице или длительное время дома. Готовить беседы о здоровье. Проверять внешний вид и санитарное состояние учеников. Задачи: формировать у школьников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.Виды деятельности: урок здоровья – 1 раз в месяц, поход 4 сентября.Участие в соревнованиях и массовых спортивных мероприятияхСентябрь. Футбол.Октябрь. Баскетбол.Октябрь. Кросс.Октябрь. Классный час «Нет наркотикам».Ноябрь. Президентские соревнования.Декабрь – март. Походы на коньках и лыжах.Февраль. Праздник «Папа, мама, я – дружная семья».Пресс-центрПодготовка материалов из жизни класса для школьной газеты. Выпуск классных газет по определенной теме или результатам классных дел. Оформление классного уголка. Ведение летописи класса. Виды деятельности Выпуск газет к праздникам.Летопись класса.Шефский сектор Организация перемен младших школьников. Помощь в организации внеклассных мероприятий. Культура поведения младших школьников в столовой. Распределение обязанностей проходило по желанию учащихся. Если претендентов на роль ответственного было несколько, решение принимали с помощью голосования. В результате все в классе получили обязанности. Не возбранялось участие в нескольких службах. Таким образом, сформировались группы по интересам, связанные с тем или иным видом деятельности.Второе, что должен помнить классный руководитель: учащиеся непременно включаются в различные социальные общности, группы. У нас такие группы были созданы на основе личностных привязанностей. Сначала класс общим голосованием выбирает троих командиров. Затем каждый командир выбирает в свою группу одноклассника противоположного пола, далее право выбора переходит к следующему члену команды по тому же принципу. Здесь налицо и своеобразная социометрия для педагога – последними выбирают в группу «отверженных». Обязанности командиров группДежурство групп (по графику). Проведение классных часов (по графику). Организация участия группы в классных и общешкольных делах. «Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но все их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом». (Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя). Таким делом для нашего класса стала работа над творческими проектами (см. схему 2).В первые годы нашей работы раз в четверть ответственные отчитывались о проделанной работе, в тетрадях каждой службы фиксировались мероприятия, проведенные за отчетный период. А участие каждого ученика отмечалось в рейтинге активности. Победители по итогам года награждались грамотами, благодарственными письмами. А лучшие из лучших – путевками во всероссийские детские центры «Орленок» и «Океан». Так как рейтинг участия в делах школы и класса начиная с 6-го класса заполняли сами дети, ни для кого не стало неожиданностью награждение победителей. Более того, в среднем звене это рождает дух соревновательности и соперничества в хорошем смысле этого слова.Анализируя рейтинг участия учеников нашего класса в общественных делах, можно увидеть положительную динамику возрастающей активности. Информация из классного уголка (8-й класс) В старших классах у подростка личные интересы начинают превалировать над общественными, интерес к общественным поручениям ослабевает. Эта тенденция, к сожалению, знакома каждому классному руководителю. Поэтому весь 8-й класс был посвящен работе над созданием личного портфолио. Мы ознакомились со структурой портфолио, учились писать автобиографию, резюме, самоотчет, развернутый план. Результатом работы стало участие учеников класса сначала в общешкольном конкурсе портфолио, затем в конкурсе на премию главы Томского района.Работая над пополнением собственного портфолио, ребятам приходилось участвовать в мероприятиях разных уровней. И опять была достигнута воспитательная цель: через частное – к общему. Воспитание активной жизненной позиции через формирование чувства коллективизма, так как большая часть нашей классной работы связана с участием в коллективных творческих делах, познавательных и воспитательных программах. Еще одно направление работы связано с городской краеведческой программой «Люби и знай свой город и край». Она позволяет школьникам глубже ознакомиться с историей родного города, органично войти в его культуру и духовную атмосферу, почувствовать свою ответственность за процветание города. Программа способствует формированию исторического сознания, воспитанию у школьников патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного города, приобщению обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. С 2011 года программа организует областной конкурс «Мы Томской земли дети» (с сайта программы www.dtdm.tomsk.ru). Мои ученики – активные участники программы с 5-го класса. За эти годы становились неоднократными призерами и победителями конкурсов и проектов, связанных с историей, культурой, архитектурой родного города. Класс отмечен благодарственными письмами всех музеев города Томска, планетария, городских театров. Главным направлением нашей работы стала работа на протяжении шести лет над творческими проектами.Творческий проект «Радость сегодняшнего дня» (постановка спектакля театром нашего класса). 4-й класс Цель проекта: посредством постановки спектакля способствовать становлению внимательного читателя, развитию творческих способностей всех учащихся класса.Задачи проекта 1. Становление коллектива.2. Знакомство с основными этапами работы над спектаклем.3. Постановка спектакля.4. Повышение мотивации к изучению литературы и игре на сцене.5. Внимание к окружающему миру.6. Забота о близких.Этапы работы над проектом1. Знакомство с литературным материалом – пьесой М.Метерлинка «Синяя птица».2. Творческие работы «Души предметов», «Блаженства, которые нас окружают».3. Знакомство с инсценировкой А.М.Нахимовского «Радость сегодняшнего дня» (по мотивам пьесы М.Метерлинка).4. Разбор пьесы по событиям.5. Знакомство с основными этапами создания спектакля.6. Создание творческих групп (художники, костюмеры, звукорежиссеры, осветители, постановщики, хореографы, бутафоры).7. Распределение ролей.8. Репетиции, занятия актерским мастерством.9. Представление для родителей.10. Выступления перед младшими школьниками.11. Обсуждение спектакля.12. Выступление на конкурсе.Для детей стала актуальной проблема взаимоотношения с окружающими, с живой и неживой природой. Во время изучения на уроках литературы пьесы М.Метерлинка «Синяя птица» они узнали, что душа, оказывается, бывает и у окружающих предметов, и у животных, и у растений. Творческие работы пробудили интерес к сложному тексту. Ребята с удовольствием рисовали души предметов, которые нас окружают, придумывали про них целые истории. А сколько блаженств нашли дети! Рисовали, придумывали стихи, сочиняли истории, разыгрывали ситуации.А потом решили: «Давайте поставим спектакль по мотивам этого произведения и расскажем о своих открытиях ученикам младших классов, родителям». В пьесе должны участвовать все ученики. А как же создается спектакль? Кто участвует в его создании? Для реализации проекта ребята разделились на группы художников, костюмеров, музыкальных оформителей, осветителей, бутафоров. Параллельно шло знакомство с основными этапами создания спектакля. Совместные работы обсуждались, предлагались различные варианты решения задач. Дети сами создали эскизы декораций, костюмов, сами подобрали музыку.Главная проблема: выбор исполнителей. Все хотят играть главные роли. Как быть? Записали на доске всех желающих на каждую роль. И там, где претендентов было несколько, все решил жребий. А дальше начались репетиции. Школьники осваивали основы актерского мастерства. Разбирали пьесу по событиям.И наконец первое выступление перед родителями на выпускном вечере в 4-м классе.В результате получился спектакль, где все было сделано руками детей и их родителей. После премьеры поступил социальный заказ: пьесу нужно показать младшим школьникам, им нужно учиться ценить и уважать окружающих их людей, предметы, близких. Эта работа вылилась в создание своеобразного дидактического театра. Мы показали наш спектакль ребятам 3, 4, 5, 6-го классов. Выступили на городском конкурсе творческих проектов «Театральный проспект» и стали победителями в номинации «За смелость режиссерского поиска». Завоевали Гран-при открытого регионального молодежного форума в городе Северске.Если нам удалось донести до зрителей основную мысль спектакля, значит, меньше осталось детей, которые обижают природу, невнимательны к близким людям и окружающим нас предметам.А что дальше? Мы поставим новый спектакль, и он будет посвящен насущным проблемам нашей жизни.В 6-м классе родился новый проект – «Открытие музея». В 4-м классе детей интересовала проблема взаимоотношений с окружающим миром. Но мир, который нас окружает, – это прежде всего наша школа. А что, если показать наши недостатки через постановку спектакля? Но как это сделать, чтобы получилось интересно, необычно, познавательно и поучительно? Как было бы хорошо, если бы то плохое, что еще порой существует в поведении ребят в школе, осталось только в качестве экспоната школьного музея.И вот идея! Давайте создадим школьный музей, в котором будут различные залы, необычные экспонаты, свои экскурсоводы, директор и, конечно же, посетители и они же участники.Ребята стали наблюдать за поведением сверстников, младших школьников, одноклассников, определили ряд проблем, знакомых каждому, и решили посредством постановки донести простые истины: нельзя обзываться, жадничать, лениться, нужно быть самостоятельным, трудолюбивым, добросовестно готовиться к урокам. Премьера прошла с успехом. И вновь в спектакле были заняты все 21 человек класса. Эта работа сплотила коллектив, дала возможность проявить свои способности каждому.7-й класс. Постановка спектакля «Операция XXI век, или Спасатели светлого будущего». В постановке были задействованы 16 человек. Пьесу выбирали вместе, использовали компьютерные технологии и по-прежнему все делали сами: подбирали музыку, спецэффекты, готовили презентации. Спектакль был поставлен к Новому году и показан школьникам с 3-го по 11-й класс.А рассказать о нашем классе, об увлечениях каждого ученика мы смогли в программе «Знакомьтесь, это мы!». В этом проекте роль классного руководителя свелась к минимуму: присутствие на репетициях. Весь сценарий был составлен ребятами, все презентации выполнены ими же. И сама идея предложена участниками. За основу ребята взяли сюжет «Расследование Шерлока Холмса и Ватсона». Оказалось, что в классе всех можно разделить на следующие группы: спортсмены, творческие личности (художники, артисты), интеллектуалы (победители различных олимпиад), знатоки программы «Люби и знай свой город и край», тимуровцы. В ходе расследования выяснилось, что никто из присутствующих на «преступление» не способен, ведь им просто некогда заниматься различными глупостями. А вот участвовать в нескольких группах по интересам – это свойственно почти всем.9-й класс. Выпускной. Этот год завершился созданием фильма «Ничего личного!». Над фильмом работали в течение года. Сначала собирались вечерами и просматривали фото- и видеоматериалы, потом выбирали и группировали их по темам. Сценарная группа трудилась над концепцией фильма. Операторы с видеокамерой снимали школу, учителей, брали интервью у учителей, учеников. В результате на Последнем звонке наш фильм был представлен зрителям – ученикам других классов, родителям, учителям. «Сегодня можно говорить о возникновении нового направления в теории и практике использования технических средств – о «педагогической видеотехнологии», коротко суть ее может быть выражена, например, следующим образом – школьники самостоятельно разрабатывают сценарий и снимают документальный фильм о себе. Тем самым они в особой художественной форме фиксируют свои реальные взаимоотношения с миром, с окружающими их людьми, с родителями, одноклассниками и т. п. Необходимо помнить, что создание видеофильма является более высокой ступенью, чем просто видеозапись. В итоге работы над видеофильмом милая забава под названием «видео на память» выливается в определенное событие в жизни классного коллектива со своими далеко идущими воспитательными последствиями. Наиболее ценные результаты предлагаемой развивающей воспитательно-творческой методики – это всестороннее развитие самостоятельности и творческой инициативы школьников, развитие патриотизма – чувства гордости за учителей, школу» (Воронина З.М., методист ТОИПКРО).10-й класс. «Отечества прекрасные сыны». Литературно-музыкальная композиция, посвященная Отечественной войне 1812 года.Цели проекта: посредством создания литературно-музыкальной композиции, посвященной войне 1812 года, углубить знания о важных страницах отечественной истории, больше узнать об интересных фактах, сражениях и героях этой войны.Задачи проекта1. Повысить интерес к чтению. 2. Развить навыки самоорганизации, умение работать в проекте: развить мир интересов, интеллектуальные способности, творческие способности, дать каждому возможность проявить себя, попробовать себя в других ролях, научиться активно действовать вместе в различных ситуациях.Как возникла наша идея?1 сентября на классном часе выяснилось, что десятиклассники ничего не знают о войне 1812 года, кроме имен, которые, пожалуй, у всех на слуху: Кутузов и Наполеон. Мы подумали, что каждый человек должен хорошо знать этот важный момент нашей истории. Мы решили самостоятельно изучить воспоминания современников, литературные произведения той эпохи. Затем составить литературно-музыкальную композицию и показать ее ученикам нашей школы.Этапы разработки проекта1. Опрос учеников нашей школы: какие события войны 1812 года вы знаете, какие герои этой войны вам известны?2. Изучение материалов по войне 1812 года.3. Отбор материала.4. Составление сценария.5. Распределение ролей в творческих группах (подбор видео, музыки, световое решение, звуковое оформление, изготовление костюмов).6. Распределение ролей.7. Репетиции.8. Выступление перед зрителями.9. Обсуждение спектакля.10. Итоговое тестирование.Участие руководителя проекта в качестве консультанта и редактора.Ресурсы1. Воспоминания участников войны 1812 года – Федора Глинки, Дениса Давыдова, Надежды Дуровой; стихи современников.2. Видео. Фрагменты фильмов «Война и мир», «Эскадрон гусар летучих», «Гусарская баллада», документальных фильмов о Бородино.3. Интернет.4. Проектор.5. Компьютер.Что нам нужно?Нам нужны костюмы, их очень сложно найти. Обратились к родителям и учителям нашей школы. Сделали из бумаги имитацию головных уборов, нашивок, на уроках технологии были сделаны ружья. В рамках этого проекта мы принимали участие в театральном салоне «России славные года» в театре «Скоморох», где показывали номер, который вошел в композицию, и знакомились с опытом литературной гостиной, учились составлять сценарий.Отрывок из композиции под условным названием «России славные сыны…» представлен на открытии выставки Дома детского творчества Томского района, посвященной Году истории.Премьера спектакля состоялась 25 февраля 2013 года.Из размышлений классного руководителяБыть классным руководителем – это не профессия, это призвание. Когда к тебе приходит новый класс, а ты только что выпустил предыдущий, кажется, что не будет лучше тех, прежних. С ними ты был целых семь лет, они росли на твоих глазах, они стали частью тебя… И вот новый набор. После одиннадцатого класса они кажутся такими маленькими… И всегда на помощь мне приходит театр. Театр не только развивает ребенка, он еще и мощный источник воспитания. Ведь выбор пьес и работа над ними помогает нам понять, что такое дружба, взаимопомощь, ложь и предательство, преданность и верность. Это лучше всех классных часов воздействует на сердце ребенка и его душу. Поэтому мы не только сами ставим спектакли, мы стали завсегдатаями ТЮЗа, театра драмы, театра куклы и актера «Скоморох». Все ученики класса прошли через сцену. Конечно, интересы у всех разные. Многие занимаются серьезно спортом, но большинство ребят и в 10-м классе находят время для участия в постановках. Принимают участие в проектах по разным предметам. И еще, театр является важным фактором внеурочной деятельности школьника. Новые ФГОС только набирают силу в нашем образовании, а мы с ребятами работаем в этом направлении уже много лет. В классе – 100% занятость детей во внеурочное время.Но этим не исчерпывается содержание деятельности в классе. Наши главные союзники и помощники – родители. Традицией стали совместные мероприятия: ремонт кабинета, праздник, посвященный 8 Марта, соревнования «Папа, мама, я – дружная семья», празднование Нового года в кафе, совместные родительские собрания, например, «Роль книги в интеллектуальном и нравственном формировании человека», совместные походы на лыжах и катание на коньках. Родительский комитет принимает участие в планировании нашей работы совместно с активом класса.Результаты работы класса за пять лет отмечены победами в районном конкурсе «Самый классный класс», во внутришкольном соревновании. Творческие проекты отмечены дипломами районного и регионального уровней. В 5, 6, 7, 8, 9-х классах наша команда становилась неоднократным победителем в городской программе «Люби и знай свой город и край». Восемь человек из класса были награждены путевкой в «Океан» на Всероссийский фестиваль-конкурс «Океанские подмостки» (стали лауреатами 3-й степени), трое – путевками в ВДЦ «Орленок». Класс – всегда один из лучших в школе! Елена АЛЕКСАНДРОВА, учитель русского языка и литературы Зональненской средней школы Томской области, победитель VIII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
Комментарии