Ежегодно наш колледж гостеприимно открывает свои двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных образовательных организаций и становятся нашими первокурсниками – мотивированными, творческими, подготовленными к получению будущей выбранной профессии.
В реальности переход из школы в колледж для многих становится переломным моментом, не каждый взрослеющий подросток может самостоятельно, без помощи взрослых выбрать свой профессиональный путь.
Студенты-первокурсники часто имеют поверхностное представление о выбранной профессии, поэтому наряду с помощью в успешной адаптации в новых условиях мы занимаемся развитием так называемых hard skills, или жестких навыков, связанных с выполнением профессиональной деятельности по выбранной специальности.
Развитие hard skills уже на 1‑м курсе, когда осуществляется общеобразовательная подготовка и специальных дисциплин практически нет, организовано средствами системы дополнительного образования. Рассмотрим это на примере специальности «информационные системы и программирование».
Определена цель дополнительного образования для студентов: создание системы условий, обеспечивающих саморазвитие и самоопределение творческой личности в профессиональной деятельности. Программа составлена из 4 модулей: «Цифровые профессии», «Сборка-разборка электронного оборудования», «Специализированное программное обеспечение» и «Моя Москва».
Чем же занимаются студенты-первокурсники в рамках модулей?
В модуле «Цифровые профессии» студенты знакомятся с профессиями IT‑индустрии, наиболее востребованными в цифровом мире, определяют, какие digital-навыки актуальны, как их развивать. Занятия проходят с использованием современных образовательных технологий и цифровых решений, применяются активные формы обучения: наборы игровых полей и карточек с дополненной реальностью (AR), видеозаписи встреч со специалистами, игры, квесты, квизы. Группе студентов выдается кейс-ситуация, которую необходимо решить в рамках нескольких занятий. В процессе знакомства с цифровыми профессиями и навыками участники программы самостоятельно занимаются поиском ответов на вопросы, получая информацию из разных ресурсов и осваивая навыки. Например, в рамках блока «UX‑дизайнер» участникам необходимо разработать интерфейс экологической инициативы крупной федеральной компании.
Модуль «Сборка-разборка электронного оборудования» позволяет изучить архитектуру компьютера, выявлять и устранять неисправности оборудования, выполнять электромонтаж и сборку электронных устройств в различных конструктивных исполнениях, выполнять распайку, дефектацию и утилизацию электронных элементов, приборов, узлов, использовать контрольно-измерительные приборы. Особенно популярна среди студентов пайка. Умение паять для программиста открывает новые возможности. С освоением навыков пайки студенты могут заниматься ремонтом электроники, восстанавливать периферийное оборудование и осваивать основы чтения электронных схем.
«Специализированное программное обеспечение» – это модуль, в котором студенты получают навыки работы с системой программ «1С». Программа «1С» – это продукт для автоматизации предприятий. С их помощью возможно автоматизировать бизнес-процессы в любой компании независимо от масштабов и направлений. В рамках модуля студенты получают представление о программном продукте, возможностях, функционале, принципах программирования.
Модуль «Моя Москва» знакомит с культурным наследием города. Хороший профессионал своего дела – это гармонично развитая личность, поэтому нельзя не уделять внимание и культурно-нравственному, духовному становлению. «Моя Москва» позволяет по-новому взглянуть на культурное наследие. Студенты посещают музеи, парки, усадьбы, выполняют квест-задания, участвуют в мероприятиях и тем самым получают представление об удивительном мире искусства страны. Современные музейные пространства – это не набор стендов и витрин, а полноценные технологические решения представления информации. То есть студенты знакомятся не только с информативным содержанием экспозиций, но и с инноватикой в сфере искусственного интеллекта, прогрессивными технологиями современности. Прекрасная замена в случае невозможности посещения экспозиции очно – 3D-виртуальные туры, что также для студентов IT-специальности является элементом для изучения.
В новом учебном году модули будут объединены в одну целостную программу. Развитие hard skills студентов в системе дополнительного образования позволяет формировать компетенции, которые служат фундаментальной основой подготовки IT-специалиста, отвечающего требованиям инновационной экономики России.
Татьяна БАЛКАШИНОВА, преподаватель педагогического колледжа №18 «Митино»
Комментарии