Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Взгляд назад. Говорили, что..

Учительская газета, №14 от 4 апреля 2006. Читать номер
Автор:

«Российскую школу ожидают серьезные перемены, если подготовленный на заседание Госсовета документ по реформированию образования будет одобрен…» Так начиналась колонка министра образования РФ Владимира Филиппова, опубликованная в 36-м номере «УГ» за 2001 год. Тогда, пять лет назад, на Государственный совет возлагались большие надежды. Какие именно? Вот что говорил министр:

«…Первый учебный год нового столетия мы начинаем с серьезного и ответственного заявления о необходимости изменения социального статуса учителя. Он главное действующее лицо школьной реформы. Для этого предлагается повысить минимальную ставку педработникам не ниже прожиточного минимума, увеличить среднюю зарплату в отрасли в 2-2,5 раза, ввести надбавку за непрерывный стаж, качество работы, установить целевые доплаты молодым специалистам. Есть положение по введению ряда социальных льгот для учителей.

В документе, подготовленном к заседанию Госсовета, предложено учреждениям общего образования придать государственный статус, вернуть их в ведение субъектов Федерации. Разумеется, часть вопросов, касающихся школ, следует оставить или делегировать местным органам власти, например, оплату коммунальных услуг, ремонт зданий. Все это можно решить в рамках договора между субъектами Федерации и местными органами власти.

Серьезные перемены в образовании возникнут в том случае, если произойдет увеличение ресурсного обеспечения нашей отрасли с 3 до 4,5% от ВВП. Необходимо, и это заложено в документе, начать с нормативного финансирования, получения учреждениями статуса юридического лица, расширения финансово-хозяйственной деятельности».

Увы, большинству надежд не суждено было сбыться. Минимальная ставка Единой тарифной сетки как была, так и остается значительно ниже прожиточного минимума. Для того чтобы поднять ее до уровня стоимости минимальной потребительской корзины, по мнению экономистов, нужна дополнительная сумма, сравнимая с бюджетом страны, которую Минфин найти не в состоянии. По этой причине не произошло и увеличения средней зарплаты в отрасли в два с половиной раза.

По словам эксперта ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Веры Панкратовой, на федеральном уровне не были установлены доплаты молодым педагогам, а также надбавки за непрерывный стаж и качество работы – все это отнесено к компетенции субъектов Федерации и зависит от наполняемости региональных бюджетов. Так же, как и введение социальных льгот учителям. К сожалению, профсоюзу сегодня все чаще приходится защищать права педагогов на социальные льготы, которые местные власти пытаются у них отобрать. Единственная норма, оставшаяся пока на федеральном уровне, касается льгот по коммунальным услугам для сельских учителей и закреплена в Федеральном законе «Об образовании». Однако и это право педагогам порой приходится отстаивать в суде.

Что касается возвращения учреждений общего образования в ведение субъектов Федерации, то это один из немногих пунктов представленного на прошлый Госсовет документа, который был реализован. Так же, как и получение учебными заведениями статуса юридического лица – сегодня практически все образовательные учреждения стали юридическими лицами.

С нормативным финансированием сложнее. Несмотря на то, что этот принцип прописан в Федеральном законе «Об образовании», его реализуют далеко не во всех регионах России. Сложности возникли и с увеличением ресурсного обеспечения образования до 4,5 процента от ВВП. Официальная статистика располагает следующими данными: в 2001 году расходы составляли 3,1 процента, в 2002-м – 3,8, в 2003-м – 3,6, в 2004-м – 3,5.

Более поздних данных пока нет, однако имеющиеся позволяют заметить любопытную тенденцию: пик увеличения расходов на образование из средств консолидированного бюджета РФ (в процентах к ВВП) приходится на 2002 год, то есть следующий после того, когда состоялся Госсовет… Это наблюдение позволяет надеяться на то, что к 2007 году ресурсное обеспечение отрасли значительно повысится. Отразится ли это повышение на зарплате педагогов? Вопрос остается открытым.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту