Наша автор, биолог из Казани Рамзия Сафина, предлагает серию из девяти уроков на тему «Взаимодействие организма и среды» (9 класс). Уроки созданы в соответствии с технологией индивидуализированного обучения Ю.А.Макарова. Общим эпиграфом к занятиям могут быть слова Чарльза Дарвина: «Думаю, что всё сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования».
Урок № 1. Понятие о биосфере, ее структуре и функциях. Компоненты биосферы. (В.И.Вернадский)
Цели: систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся об оболочке Земли, населенной живыми организмами; её структуре и функциях; сформировать знания о границах биосферы; познакомить с учением В.И. Вернадского о биосфере, продолжить формировать умения учащихся работать с текстом, таблицами, схемами, анализировать и делать выводы.
Тип урока: комбинированный (комплексное применение знаний и способов деятельности).
Оборудование: тексты учебника, карточки с вопросами, таблицы.
Эпиграф: «Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни». (Э. Хемингуэй).
Этап урока
Время
Деятельность
учителя
ученика
Орг. момент
1 минута
Знакомит с темой и целью урока
Записывают тему урока.
2
Целеполагание.
Актуализация знаний.
10 минут
Настраивает на позитивный лад, мотивирует. Работа по блиц форме
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок Отвечают на вопросы, дополняют
3
Работа с разноуровневыми вопросами
20 минут
Раздаёт вопросы, объясняет
Отвечают на вопросы, пользуясь учебником.
4
Рефлексия
3 минуты
Подводит итог, анализирует таблицу
Сравнивают результат «Карты успеха» с желаемым результатом.
5
Закрепление полученных знаний
Работа по вопросам нового материала
Отвечают на вопросы учителя, не пользуясь учебником
6
Индивидуальное задание
1 минуты
Дает задание желающим
Желающие записывают задание
Ход урока
1. Организационный момент. Актуализация знаний.
Работа с термином «биосфера» (от греч.bios- жизнь и sphaira- шар)- оболочка Земли, состав, структуру и свойства которой в той или иной степени определяются настоящей или прошлой деятельностью живых организмов.
Кому принадлежат первые представления о биосфере? (Первые представления о биосфере как «области жизни» и наружной оболочке Земли восходят к Ж.-Б. Ламарку. Термин «биосфера» применил Э.Зюсс (1875), понимавший ее как тонкую пленку жизни на земной поверхности. Заслуга создания целостного учения о биосфере принадлежит В.И.Вернадскому).
2.Целеполагание.
Сегодня на уроке мы получим знания о границах биосферы, познакомимся с учением В.И.Вернадского о биосфере.
У каждого из вас на парте лежит карточка с вопросами. Поставьте на нем ту оценку, которую бы вы хотели получить на этом уроке. Приступаем к изучению нового материала.
3. Работа с разноуровневыми вопросами.
1.Рассмотрите рисунок и выясните, где и чем определены границы биосферы? ( Границы биосферы определяются факторами земной среды, которые делают невозможным существование живых организмов.)
2.Какова структура биосферы? (Литосфера, гидросфера, атмосфера.)
3.Компоненты биосферы? (Живое вещество,- образованное совокупность организмов; биогенное вещество, – которое создается в процессе жизнедеятельности организмов (газы, каменный уголь, нефть, известняки и т.д.); косное вещество, – образующееся без участия живых организмов (лава вулканов, основные породы, метеориты);биокосное вещество, – представляющее собой общий результат жизнедеятельности организмов и абиогенных процессов ( почва).)
4.Свойства биосферы? (Круговорот веществ в природе; горизонтальная зональность и высотная поясность; большое разнообразие).
5. Почему В.И. Вернадский проводил нижнюю границу биосферы по толще осадочных и нефтеносных пластов? (В литосфере жизнь встречается на глубине 3,5-7,5 км, что обусловлено температурой земных недр и уровнем проникновения воды в жидком состоянии, что очень важно для жизнедеятельности организмов).
6. Почему нет жизни в атмосфере выше озонового слоя? (Озоновый слой задерживает губительную для жизни коротковолновую часть ультрафиолетового излучения Солнца).
7. Закончите составление схемы:
8. Почему нет жизни глубже 3 – 3,5 км в литосфере? (Основная масса организмов, обитающих в пределах литосферы, находится в почвенном слое, глубина которого не превышает нескольких метров. Почва включает минеральные вещества, образующиеся при разрушении горных пород, и органические вещества продукты жизнедеятельности организмов.)
9. Составьте план-конспект характеристики живого вещества биосферы. В план обязательно включить вопросы: видовой состав живого вещества, его разнообразие, вклад в биомассу функции живого вещества (газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, энергетическая деструкционная).
План – конспект:
1)
2)
3)
4)
10. Составьте доказательство: «Почва – биокосное вещество».
Учащиеся представляют и комментируют свои планы характеристики.
4.Рефлексия. Подведем итог, проанализируем таблицу. Ученики сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
5.Закрепление полученных знаний. Работают по вопросам нового материала, задают вопросы, участвуют в беседе, отстаивают свои мнения.
6.Индивидуальное задание.
Многие получили «4», несколько человек – «5». А тем, кто сегодня не сумел подняться высоко, но хочет улучшить свой результат, я предлагаю взять домашнее задание: выполнить задание С.
Урок 2. Круговорот веществ в природе.
Цели: углубить знания о взаимосвязях живого и неживого. Использовать знания учащихся о химическом составе живых организмов для формирования представлений о главной функции биосферы – обеспечение круговорота химических элементов; сформировать конкретные знания на примерах круговоротов: воды, углерода, азота, серы, фосфора.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: тексты учебника, карточки с вопросами, таблицы.
Знакомит с темой.
Проверка знаний
Биологический диктант «Проверь себя».
Отвечают на вопросы, дополняют
Дает задание желающим подготовить сообщения.
1.Организационный момент. Целеполагание.
Для круговорота веществ нужна энергия. Что служит ее источником? Почему необходим постоянный приток энергии извне? Какие превращения энергии происходят в биосфере?
На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ сегодня на уроке.
2.Биологический диктант «Проверь себя».
Биосфера, биомасса Земли, биологическая продуктивность, живое вещество, функции живого вещества, косное вещество, биокосное вещество, биогенное вещество.
Организация взаимопроверки.
3. Изучение нового материала. Работа с разноуровневыми вопросами.
Составьте в своих тетрадях схему круговорота воды.
Составьте схему круговорота азота.
Составьте схему круговорота серы.
Составьте схему круговорота фосфора.
Определите, в результате каких процессов происходит превращение атмосферного азота в соединение аммиака, усваиваемые растениями. (Атмосферный азот включается в круговорот благодаря деятельности азотфиксирующих бактерий и водорослей, синтезирующих нитраты, пригодные для использования растениями.)
Относится ли азот к универсальным биогенным элементам? Если да, то почему? (Да, относится, так как некоторое количество азота, благодаря деятельности денитрифицирующих бактерий, поступает в воздух).
Каковы результаты вмешательства человека в круговорот фосфора при выращивании сельскохозяйственных культур с внесением избыточных доз фосфорных удобрений? (Растения используют только часть этого фосфора; много его уносится реками в моря и снова отлагается в осадках).
Объясните, какова роль живого вещества биосферы в круговороте углерода. (В процессе фотосинтеза зеленые растения используют диоксид углерода и водород воды для синтеза органических соединений, а освободившийся кислород поступает в атмосферу. Им дышат различные животные и растения, а конечный продукт дыхания – углекислый газ – выделяется в атмосферу).
В результате каких процессов углерод может исключаться из круговорота и вновь возвращаться в него? (Кораллы, строящие известняковые рифы выводят часть углерода из круговорота, так как углерод связывается при образовании известняка).
Какую роль играет круговорот веществ в биосфере? (Обеспечивает многократное использование организмами одних и тех же элементов; растения поглощают из окружающей среды неорганические вещества и образуют органические вещества).
Какая главная функция биосферы? ( обеспечение круговорота химических элементов, который выражается в циркуляции веществ между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами).
4. Рефлексия
5. Закрепление полученных знаний. Работают по вопросам нового материала, задают вопросы, участвуют в беседе, отстаивают свои мнения.
6.Индивидуальное задание: подготовить рассказы о круговоротах в биосфере важнейших веществ и элементов.
Урок 3. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды.
Цели: дать представление об основных задачах экологии и о том, что такое экология; учащиеся должны знать экологические факторы и как они взаимодействуют; продолжить воспитывать в учащихся убеждение, что в природе всё связано со всем; развитие умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Оборудование: тексты, карточки с вопросами, таблицы, рисунки, комнатные растения.
Актуализации знаний (фронтально)
10минут
Знакомит с темой. Работа по блиц форме
Отвечают на вопросы, дискутируют
Сравнивают результат «Карты успеха» с желаемым результатом.
Дает задание желающим подготовить сообщения или презентации: «Взаимоотношения между организмами»
Желающие записывают задание домашнее задание
1. Актуализация знаний. Проверка знаний фронтально.
Учитель: тема, которую мы сегодня будем изучать, безусловно, не является для вас абсолютно новой, многое вам известно.
Например:
1) Что такое вид?
2) Что такое популяция?
3) Что такое природа?
4) Почему необходимо ее беречь?
Итак, мир, который нас окружает, – это природа, живая и неживая.
Нас интересует мир живой природы, мир организмов, которые в природе не существуют изолированно друг от друга и от мира неживой природы.
На доске:
Особь –> популяция –> вид –> сообщество-> биосфера
уровни организации живой природы.
Ответы учеников:
Особи одного вида образуют популяции – группировки, населяющие определенную территорию.
Популяции разных видов, занимающие определенный участок (например, озеро, луг, лес), образуют сообщество.
Сообщество в совокупности с неживыми компонентами среды, с которыми оно взаимодействует (свет, почва, вода, климат), составляют экосистему.
Оболочка Земли, населенная живыми организмами, образует биосферу.
И вы, конечно, помните, что мир природы организован по уровням.
– Каким? (Организменный, популяционно-видовой и экосистемный.)
Все эти объекты и изучает экология.
2. Целеполагание
Сегодня на уроке мы познакомимся с основными задачами экологии и о том, что такое экология; познакомимся с экологическими факторами и их взаимодействиями; будем находить ответы на вопросы в тексте, правильно объяснять их значение и особенности. У каждого из вас на парте лежит карточка с вопросами. Поставьте на нем ту оценку, которую бы вы хотели получить на этом уроке.
1.Что такое экология? (Греч. Oicos- дом, убежище, logos- наука, учение. Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их неживой природой).
2.Кто ввел в научный обиход этот термин? (Термин «экология» ввел в научный обиход немецкий зоолог и эволюционист, последователь Ч.Дарвина Э.Геккель).
3. В каком году? (В 1868 году)
4.Каковы задачи экологии? (изучить закономерности размещения живых организмов в пространстве, изменение численности организмов, поток энергии через живые системы и круговорот веществ, происходящих при участии живых организмов).
5. Найдите более узкие направления науки экология?
(Аутэкология – экология особей, греч.autos – сам; популяционная экология изучает состав и структуру популяции, ее размещение в пространстве и динамику численности; экология сообществ исследует видовой состав сообществ; экология растений; экология животных; экология микроорганизмов; палеоэкология – занимается реконструкцией древних сообществ, изучает их эволюцию и т.д.)
6. Что такое экологические факторы среды? (Это любой компонент среды, способный оказывать влияние на организм).
7. Закончите схему:
8.Что называется условиями среды? (Изменяющиеся во времени и пространстве абиотические факторы среды, на которые организмы реагируют по-разному в зависимости от их силы).
9. Что такое толерантность? (По отношению к любому фактору вид обладает определенным диапазоном устойчивости, или толерантностью).
10.В какой части диапазона устойчивости имеются условия, наиболее благоприятные для жизнедеятельности, роста и размножения? Какую форму имеет кривая толерантности? (В средней части диапазона; имеет форму колокола).
11.Как называются эти условия? (Эти условия называются оптимальными, или оптимумом).
12.Для чего организм пытается найти этот биологический оптимум? (В процессе эволюции любой организм приспосабливается к среде обитания).
13.Приведите примеры, используя текст учебника. (Медузы передвигаются в воде подобно ракете – при помощи ритмических сокращений мышц, выталкивающих воду из центральной полости. Оптимальная скорость пульсации – 25-20 сокращений в минуту. Особи одного из видов медуз, обитающего в северных широтах, передвигается с такой же скоростью, как и медузы того же вида в южных широтах, хотя температура воды на севере может быть на 20 С ниже. Это означает, что и та и другая формы медуз смогли наилучшим образом приспособиться к местным условиям).
4. Рефлексия. Подведем итог, проанализируем таблицу. Ученики сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
6. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Взаимоотношения между организмами».
Урок 4. История формирования сообществ живых организмов. Биологические области.
Цели: добиться усвоения знаний об основных характеристиках биомов; развивать умения и навыки самостоятельной работы по составлению характеристики флоры и фауны различных биогеографических областей.
Оборудование: тексты, карточки с вопросами, таблицы, рисунки.
Орг. момент и целеполагание.
Знакомит с темой. Работа по блиц форме
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
Проверка знаний. Диктант « Проверь себя»
5 минут
Знакомит с темой и целью урока
Отвечают на вопросы, пользуясь учебником.
Ответы на вопросы
Работа по вопросам нового материала;
Сравнивают результат «Карты успеха» с желаемым результатом.
Ответы на задания
типа В
2 минуты
Отвечают на вопросы учителя, не пользуясь учебником
типа С
Рефлексия и индивидуальное домашнее задание
Подводит итог, анализирует таблицу; дает индивидуальные задания.
Записывают индивидуальные задания
I. Организационный момент и целеполагание.
Учитель: Сегодня нам предстоит усвоить основные характеристики биомов и самостоятельно составлять характеристики флоры и фауны разных биогеографических областей. Мы будем совершенствовать умение анализировать, вести целенаправленную подготовку к ЕГЭ путем выполнения заданий типа В и С. Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, смогли ли мы достичь поставленных целей. Свои успехи будем отражать в карте достижений. Чтобы получить «3», вам достаточно ответить на вопросы. Чтобы получить «4», помимо вопросов, необходимо выполнить задания типа В. А тем, кто претендует на оценку «5», нужно получить четыре плюса.
2. Проверка знаний.
Дайте определения этим понятиям письменно в тетрадях.
Понятия: экология, биосфера, популяция, биоценоз, экотоп, биогеоценоз, экосистема.
Взаимопроверка, комментирование, оценка деятельности товарищей.
А.
1) Чем можно объяснить различия растительного и животного мира различных континентов? (Геологическая история материков; изоляция; различия климатических условий в широтном направлении).
2) Каковы причины выделения отдельных, биогеографических областей на Земле? (В зависимости от климатических условий формируются те или иные биогеографические области).
3) Что такое биогеографическая область? (Обширная область суши, характеризующаяся определенными климатическими условиями и сочетанием различных биомов).
4) Что такое биом? Приведите примеры. (Совокупность различных групп живых организмов и среды их обитания в определенной климато-географической зоне; например: пустыня, саванна, тропический лес, тундра, хвойные леса, степи, пустыни и т.д.).
Задание:
а) заполните таблицу:
Пользуясь схемами (рис.17.1) геологической истории материков, докажите, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных.
б) Как вы думаете, каким образом сложилась бы судьба яйцекладущих сумчатых млекопитающих, если бы Австралия и прилежащие к ней острова обособились бы от Гондваны в более позднее время?
С. Задание: можно ли на основе знаний генетического родства форм, свойственных тому или иному сообществу в разных регионах земного шара, определить происхождение биома?
4. Ответы на вопросы.
5. Ответы на задания типа В.
а) Доказывают, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных. (На разных континентах в силу ряда обстоятельств( климат, изоляция живых организмов) образовались крупные биогеографические области, характеризующиеся различными биомами.)
б) Ответ (Австралия обособилась еще до появления плацентарных млекопитающих и в результате этого сохранила до наших дней яйцекладущих и сумчатых животных, которые на других материках были вытеснены более совершенными высшими зверями).
6. Ответы на задания типа С.
Ответ (Знание генетического родства форм, свойственных тому или иному сообществу в разных регионах нашей планеты, позволяет проследить не только развитие фауны и флоры, но и происхождение биома в целом).
7. Рефлексия и индивидуальное домашнее задание.
Посмотрите на карту достижений. Многие получили «4», несколько человек – «5». А тем, кто сегодня не сумел подняться высоко, но хочет улучшить свой результат, я предлагаю взять домашнее задание: выполнить задание С или найти интересные факты о генетическом родстве организмов и определить происхождение биома.
Урок 5. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.
Цели: продолжить углубление и расширение экологических знаний о биогеоценозах как о целостных системах; сформировать знания о факторах, определяющих естественную смену биценозов; продолжить углублять знания о саморегуляции экосистем; подготовка к ЕГЭ путем выполнения заданий типа В и С.
Оборудование: тексты (бумажный либо электронный вид), выход в интернет (желателен), интерактивная доска (по возможности), мобильный класс (либо кабинет информатики), тесты в программе SunRav (либо бумажный эквивалент), справочники, словари.
Проверка знаний. Тест
Раздает тесты, проверяет индивидуально, помогает.
Отвечают на вопросы теста.
Работа по вопросам нового мате-риала;
Отвечают устно.
4 минуты
Подводит итог, анализирует таблицу; дает индивидуальные творческие задания.
Сравнивают результат «Карты успеха» с желаемым результатом. Записывают индивидуальные задания.
Учитель: Сегодня на уроке углубим знания о естественных сообществах живых организмов, биогеоценозах- как целостных системах. Повторим биогеографические области и основные биомы. Вначале урока проведем тест по изученному материалу.
Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, смогли ли мы достичь поставленных целей. Свои успехи будем отражать в карте достижений. Чтобы получить «3», вам достаточно выполнить тест. Чтобы получить «4», необходимо выполнить задания части А. Тем, кто претендует на оценку «5», нужно получить три плюса.
Тестовая часть.
Учитель: Вам предлагается выполнить тест из шести заданий. Только тот, кто выполнит его верно, поставит себе плюс в карту достижений и приблизится к хорошей отметке.
1) Биосфера – глобальная экосистема, структурными компонентами которой являются:
а) отделы и классы растений;
б) популяции;
в) биогеоценозы;
г) типы и классы животных.
2) Биосфера – это открытая система, потому что:
а) Земля была заселена живыми организмами из космоса;
б) в круговороте веществ в биосфере участвуют не только геологические процессы, но и живое вещество;
в) состав биосферы изменяется;
г) она получает энергию от Солнца.
3) Самая большая продукция наблюдается в экосистемах:
а) океана в целом;
б) тундры;
в) влажных тропических лесов;
г) лесов средней полосы.
4) Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречающаяся в каком- либо одном месте:
а) флора;
б) биом;
в) эндемичный вид;
г) пампасы.
5) Выберите растения тропического леса:
а) бук, клен. дуб, липа;
б) сосна, пихта, ель, кедр;
в) бамбук, лианы, баньян, черное дерево;
г) кактусы, юкка, лианы, кипарис.
6) В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи:
а) консументы- продуценты- редуценты;
б) редуценты- консументы- продуценты;
в) продуценты – консументы- редуценты;
г) редуценты- продуценты- консументы.
1. Что такое биогеоценозы? (Это устойчивые сообщества растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы).
2. Каковы функции биогеоценоза? (Аккумуляция и перераспределение энергии и круговорот веществ).
3. Какие компоненты включает биогеоценоз? (Неорганические (углерод, азот, диоксид углерода, минеральные соли) и органические вещества (белки, углеводы, липиды и т.д.); автотрофные организмы, гетеротрофные организмы).
Охарактеризуйте понятие «биомасса». (Общее количество живого органического вещества, выраженного в единицах массы. Биомасса образуется в результате связывания растений с солнечной энергией).
Что называют первичной продукцией? (Суммарная продукция фотосинтеза, т.е. растения).
Кто разработал учение о биогеоценозах? (Академик В.Н.Сукачев).
7. Сравните количество биомассы, образующейся в разных климатических зонах. (Наибольшее количество биомассы образуется в тропиках и в умеренной зоне, очень мало – в тундре и океане).
Влияние каких факторов испытывают на себе организмы, составляющие один биогеоценоз? (Организмы, входящие в состав биогеоценозов, испытывают влияние неживой природы – абиотических факторов, а также со стороны живой природы – биотических воздействий).
Ученики работают по вопросам нового материала, задают вопросы, участвуют в беседе, отстаивают свои мнения.
5. Рефлексия и индивидуальное творческое домашнее задание: охарактеризуйте все изменения в лесу в результате произошедшего там пожара.
Урок 6. Взаимоотношения организма и среды.
Цели: развивать познавательную активность учащихся, их коммуникативную и информационную компетентность.
Тип урока: урок – семинар (обобщение и систематизация знаний и способов деятельности).
Оборудование: таблицы из серии «Общая биология», схема круговорота веществ; интерактивная доска (по возможности), вопросы семинара.
Думаю, что всё сколько – нибудь ценное,
чему я научился, приобретено мною
путем самообразования.
Вопросы семинара вывешиваются в кабинете за две недели до его начала.
Базовые знания, которые необходимо отработать на семинаре:
– состав экосистемы;
– способы питания живых организмов; передача энергии вещества через пищевые цепи;
– понятия биологической продуктивности, биомассы;
– экологическое равновесие и видовое разнообразие экосистемы;
– ограничивающий фактор;
– экологическое мышление;
– экологические факторы.
I. Организационный момент. Целеполагание.
Учитель: Сегодня нам предстоит систематизировать, углубить и обобщить знания. Мы будем совершенствовать умение анализировать, объяснять термины, процессы. Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, смогли ли мы достичь поставленных целей. Свои успехи будем отражать в карте успеха, которая лежит у каждого на парте. Чтобы получить «3», вам достаточно ответить на 12 вопросов. Чтобы получить «4» на 18 вопросов, на «5» выполнить задание.
II. Проверка знаний. Семинар.
Устный фронтальный опрос. По ходу семинара каждый учащийся отмечает знаками «+» и «-» уровень своих знаний по вопросам семинара. На основании отметок в «карте успеха» каждый получает оценку.
1. Как называется непрерывный поток атомов из неживой природы в живую и обратно, происходящий в экосистеме благодаря жизнедеятельности организмов? (Круговорот веществ.)
2. Какие организмы выполняют деструктивную функцию? (Хищники, насекомые, бактерии гниения, паразитические грибы.)
3. Что отражает закономерное сокращение массы органического вещества в цепях питания от звена к звену? (Правило экологической пирамиды.)
4. Что составляет основу стабильности, устойчивости любого биоценоза? (Разнообразие видов растений, образующих органические вещества из неорганических.)
5. Какие организмы относят к консументам? (Потребители органического вещества – животные, грибы, бактерии).
6. Какие организмы относят к продуцентам? (Растения, так как они фотосинтезируют.)
7. В каких широтах (биогеографических областях) наиболее выражена сезонная периодичность в природе? (В умеренных.)
8. Какие виды называются эндемичными? (Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречающаяся в каком- либо одном месте (географической области)).
9.Охарактеризуйте понятие «биомасса». (Общее количество живого органического вещества, выраженного в единицах массы. Биомасса образуется в результате связывания растений с солнечной энергией).
10.Укажите фактор, ограничивающий нижний предел жизни в литосфере. (Наличие воздуха.)
11. Что такое экология? (Греч. Oicos – дом, убежище, logos – наука, учение. Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их неживой природой).
12. Кто ввел в научный обиход этот термин? (Термин «экология» ввел в научный обиход немецкий зоолог и эволюционист, последователь Ч.Дарвина Э.Геккель).
13. Какие более узкие направления науки экология вам известны? (Аутэкология – экология особей, греч.autos – сам; популяционная экология изучает состав и структуру популяции, ее размещение в пространстве и динамику численности; экология сообществ исследует видовой состав сообществ; экология растений; экология животных; экология микроорганизмов; палеоэкология занимается реконструкцией древних сообществ, изучает их эволюцию и т.д.)
14. На каком рисунке изображены разрушители органического вещества?
Рисунки: лютик едкий, бабочка, гусеница, черви, бактерии, лишайники.
(Разрушители органического вещества: черви, бактерии).
15. Пищу считают важным экологическим фактором. К какой группе факторов следует отнести пищу растений, животных, человека? (Биотический фактор).
16. На распространение организмов влияет ограничивающий фактор. Объясните почему. Какие факторы являются ограничивающими для жизни организмов в пустыне, тундре, для корней в почве?
17. Перечислите показатели, имеющие важное значение для характеристики биогеоценоза. (Видовое разнообразие, плотность видовых популяций, пространственная структура, биомасса, биологическая продуктивность).
18. В природе можно встретить озеро, луг, кочку, покрытую мхом, березовую рощу, небольшую лужу. Какие структуры из данного перечня можно отнести к биогеоценозам? К экосистемам? Чем биогеоценоз отличается от экосистемы?
3. Самостоятельная работа по вариантам.
Вариант №1.
Задание. На жизнедеятельность организмов очень серьёзно влияет температурный фактор. К каким последствиям может привести его воздействие?
Ответ:
а) увеличение или уменьшение скорости прорастания семян;
б) начало сокодвижения у растений;
в) наступление периода размножения;
г) активизация или ослабление процесса дыхания;
д) изменение интенсивности питания;
е) наступление периода зимней или летней спячки;
ж) увеличение или уменьшение двигательной активности;
з) ускорение или замедление темпов эмбрионального развития у рыб, земноводных, пресмыкающихся и других животных.
Вариант №2.
Задание. Какие последствия может иметь воздействие света на организм?
а) наступление периода размножения у птиц;
б) суточные и сезонные ритмы у растений и животных;
в) подготовка к перелету у птиц;
г) наступления стадии покоя у насекомых;
д) начало цветения у растений;
е) изменение интенсивности процесса фотосинтеза.
5. Индивидуальное домашнее задание: на основании отметки в «карте успеха» каждый ученик определяет для себя домашнее задание.
Урок 7. Взаимоотношения между организмами. Симбиотические отношения между организмами.
Цели: Продолжить формировать знания о проявлениях биотических факторов среды; раскрыть сущность позитивных отношений между организмами; сформировать умение различать проявление разных форм симбиоза; подготовка к ЕГЭ путем выполнения заданий типа В и С.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Оборудование: тексты, карточки с вопросами, таблицы, схемы, рисунки.
17 минут
1. Организационный момент и целеполагание.
Учитель: Живые организмы определенным образом связаны друг с другом. Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений. Сегодня рассмотрим позитивные отношения между организмами. Мы будем совершенствовать умение анализировать, вести целенаправленную подготовку к ЕГЭ путем выполнения заданий типа В. Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть свои результаты и понять, достигли ли мы цели. Свои успехи будем отражать в карте успеха.
2. Работа с разноуровневыми вопросами.
1) Случайно ли живые организмы поселяются друг с другом? (Не случайно, а образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию).
2) Какие главные типы отношений между организмами существуют? (По направлению действия на организм все они подразделяются на позитивные, негативные и нейтральные).
3) Что такое симбиоз? (Симбиоз – сожительство от греч.sym – вместе, bios – жизнь; форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекает пользу от другого).
4) Назовите формы симбиоза. (Кооперация, мутуализм, комменсализм).
5) В чем заключаются особенности:
– кооперации? (При кооперации польза для всех партнеров очевидна, но не обязательна).
– мутуализма? (При мутуализме возникает взаимополезное сожительство, но присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них).
– комменсализма? (При комменсализме один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично).
6) Приведите примеры кооперации, мутуализма, комменсализма.
7) Какие характерные признаки свойственные симбиозу? (Это взаимополезное сожительство живых организмов).
8) Докажите, что типичным симбиозом является взаимоотношение термитов и жгутиковых простейших. (Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в простые сахара. Без простейших – симбионтов – термиты погибают от голода).
9) Что объединяет такие формы комменсализма как нахлебничество и квартирантство? ( При таких взаимодействиях один из организмов улучшает свое положение, а другой не испытывает значимых изменений).
10) Охарактеризуйте особенности взаимоотношения некоторых грибов и деревьев. (Например, сожительство гриба с корнями высших растений – микориза. Мицелий гриба проникает внутрь корня, получая от растения-партнера углеводы и доставляя ему воду и минеральные соли. Деревья с микоризой растут гораздо лучше, чем без нее).
11. Соедините стрелками понятия с соответствующими им определениями.
1. Мутуализм
1. Особи одного вида используют остатки пищи другого вида.
2. Комменсализм
(нахлебничество)
2. Особи одного вида предоставляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.
3. Комменсализм
(квартирантство)
3.Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух или более видов.
Ответ: 1-3; 2-1; 3-2.
3.Работа с вопросами.
5. Индивидуальное домашнее задание: подготовить сообщение о разных формах симбиоза (по желанию учащихся).
Урок 8. Антибиотические отношения между организмами. Хищничество. Паразитизм.
Цели: Продолжить углубление и расширение знаний о многообразии взаимоотношений между организмами на основе изучения особенностей антибиотических отношений; продолжить углубление знаний об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов.
Оборудование: тексты, карточки с вопросами, таблицы, схемы, рисунки, интерактивная доска (по возможности), мобильный класс (либо кабинет информатики), тесты в программе SunRav (либо бумажный эквивалент).
Работа с разноуровневыми вопросами; выполнение теста.
Раздаёт вопросы, объясняет; раздает тесты;
Отвечают на вопросы, пользуясь учебником; выполняют тест
Ответы на вопросы;
Проверка теста.
Комментирует ответы; тесты проверяет индивидуально
Отвечают устно; сверяют ответы.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать взаимоотношения между организмами. Познакомимся с отношениями, при которых обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние. Неблагоприятное влияние одних видов на другие может проявляться в разных формах. Рассмотрим их. Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, свои результаты и понять, достигли ли мы цели. Свои успехи будем отражать в карте успеха.
1) В чем сущность антибиоза? (В том, что обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние).
2) Перечислите основные формы негативных взаимоотношений организмов. (Хищничество, паразитизм, конкуренция).
3) В чем заключается эволюционное значение хищничества? (Хищничество – одна из самых распространенных форм, имеющих большое значение для саморегуляции биоценозов).
4) По каким критериям можно отличить хищничество от паразитизма? (Хищничество –отношения, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида. Паразитизм – отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого вида не только как место обитания, но и как источник питания).
1) Докажите, что естественный отбор, действующий в популяции хищников и в популяции жертв, увеличивает эффективность средств поиска и ловли добычи, а также средств защиты и избежания хищников. (Постоянно совершенствуются связи «хищник – жертва» в процессе эволюции).
2) Как вы думаете, каким образом взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экологической системе? (Естественный отбор, действующий в популяции хищников, будет увеличивать эффективность средств поиска и ловли добычи. Жертвы в процессе отбора также совершенствуют средства защиты и избегания хищников. Таким образом, в эволюции связи хищник-жертва происходит постоянное совершенствование и хищников, и их жертв).
3) Заполните таблицу:
Вид антибиотических взаимоотношений
Сущность взаимоотношений
Примеры
С. Выполните тест (задания с выбором одного ответа).
1. Хищники в природном сообществе:
а) уничтожают популяцию жертв;
б) оздоравливают популяцию жертв, регулируя ее численность;
в) способствуют росту популяции жертв.
2. Среди причин, определяющих пораженность растений паразитами или, напротив, устойчивость к ним, ведущее значение имеет:
а) фенотип;
б) температура;
в) генотип.
3. Что позволяет сократить применение ядохимикатов в сельском хозяйстве:
а) химический метод борьбы;
б) биологический метод борьбы;
в) эволюционный метод.
4. На многих сельскохозяйственных растениях паразитирует бесхлорофилльное растение с толстым мясистым стеблем и бесцветными листьями:
а) заразиха;
б) раффлезия;
в) повилика.
5. Хищные грибы образуют:
а) слизь, выделяемую волосками;
б) ловчие аппараты в виде головок, расположенных на мицелиях;
в) слизистую оболочку.
3. Ответы на вопросы. Проверка теста.
Учитель: Мне понравился наш разговор, поэтому все достойны плюса за данную работу (или не все – это уже право учителя).
Проверка теста, озвучивание правильных ответов с комментариями.
4.Рефлексия. Посмотрите на карту достижений. Многие получили «4», несколько человек – «5». А тем, кто сегодня не сумел подняться высоко, но хочет улучшить свой результат, я предлагаю взять домашнее задание.
5.Индивидуальное домашнее задание: выполнить задание С или найти интересные факты антибиотических отношений.
Урок 9. Формы взаимоотношений между организмами. Конкуренция. Нейтрализм.
Цели: Продолжить формирование и углубление знаний учащихся о многообразии отношений между организмами в природных сообществах на основе характеристики конкуренции и нейтрализма; об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов; подготовка к ЕГЭ путем выполнения заданий типа В и С.
Тип урока: комбинированный.
Записывают тему в тетрадях
6 минут
Проводит диктант
Записывают ответы в тетрадях
15 минут
Дает задание желающим сделать задание С.
Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с множеством симбиотических, антибиотических отношений между организмами внутри сообществ, образующие биоценозы. На сегодняшнем уроке продолжим изучать формы отрицательных взаимоотношений между видами.
Проверка знаний. Биологический диктант «Проверь себя».
Учитель: Дайте определения этим понятиям письменно в тетрадях.
Понятия: экология, биосфера, биогеоценоз, популяция, продуценты, симбионты, паразитизм, антибиоз.
3.Целеполагание.
Учитель: Неблагоприятное влияние одних видов на другие может проявляться в разных формах. Продолжим рассматривать их. Найдите в учебнике (стр. 568) еще одну форму – конкуренция. Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, свои результаты и достигли ли цели. Свои успехи будем отражать в карте успеха. Внимательно прочитайте текст и отвечайте на вопросы.
4. Работа с разноуровневыми вопросами.
1) Какова биологическая основа возникновения конкуренции? (У двух близких видов возникают сходные потребности).
2) Опишите особенности конкурентных отношений между видами животных и растений?
3) В чем состоит эволюционное значение конкуренции? (Ч. Дарвин считал конкуренцию одной из важнейших составных частей борьбы за существование).
4) Перечислите ресурсы, за которые могут конкурировать лисица и волк, живущие на одной территории? (Пища, место для норы, охотничья территория, убежища, вода во время засухи).
5) Может ли кислород быть ресурсом, за который лисица будет конкурировать с волком? (Нет, потому что кислород находится в избытке).
6) Назовите известные вам организмы, которые могут конкурировать за свет? (Ель, береза, ландыш и многие другие).
7) Какую роль играет конкуренция в регуляции видового состава сообщества? (В биогеоценозе совместно уживаются только те виды, которые смогли разойтись в своих требованиях к условиям жизни).
8) Что такое нейтрализм? (Сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий (например, белки и лоси)).
9) Какое значение имеет нейтрализм для развития биогеоценоза? (Все формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя степень его устойчивости; причем чем богаче видовой состав биоценоза, тем устойчивее сообщество в целом).
9) Задание: заполните последнюю колонку таблицы примерами, характеризующими тип биотического взаимодействия между разными организмами: цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак-отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник- трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяг полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц- беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые бактерии, водные бактерии, заяц- русак, карась.
Тип взаимоотношений
Количество примеров
Примеры взаимоотношений данного типа
заяц-беляк – заяц-русак;
бизон – мустанг;
пшеница – бодяг полевой;
Человек – аскарида;
Наездник-трихограмма – яйца капустной белянки;
смородина – тля;
(симбиоз)
Береза – подберезовик;
Горох – клубеньковые бактерии;
Цапля – лягушка;
Росянка – муха;
Амеба – водные бактерии;
Щука – карась;
Муравьиный лев – муравей;
Лев – шакал
Акула – рыба лоцман
5.Работа по вопросам.
6. Рефлексия. Посмотрите на карту достижений. Многие получили «4», несколько человек – «5». А тем, кто сегодня не сумел подняться высоко, но хочет улучшить свой результат, я предлагаю взять домашнее задание.
Индивидуальное домашнее задание: желающие могут выполнить задание части С.
Рамзия Сафина, учитель биологии гимназии №2 Казани, Республика Татарстан
Иллюстрация: http://blackrawen.livejournal.com/64086.html
Комментарии