search
main
0

Взаимодействие детского сада и семьи – залог повышения качества образования

​Детский сад, куда ребенок приходит в раннем возрасте, должен вызывать интерес, восторг, удивление в его глазах. Такой же неподдельный интерес он должен вызывать в глазах родителей.

Родители – главные заказчики системы дошкольного образования, а каждый заказчик вправе рассчитывать на достойный результат – ребенка здорового, любознательного, способного воспринимать новую информацию, активного, инициативного, креативного, социально адаптированного, уверенного в себе. Как известно, качество дошкольного образования определяется множеством факторов, но особенно значимо взаимодействие детского сада и семьи. Здесь первостепенное значение приобретает не то, кто и за что отвечает, кто кому должен, а выстраивание таких отношений между детским садом и родителями, которые позволили бы добиться максимальной пользы для повышения качества дошкольного образования. С 2008 года наш детский сад включен в пилотный проект «Московское образование: от младенчества до школы», актуальным направлением проекта для нас стала работа по теме «Московская семья – компетентные родители», на базе нашего ДОУ был открыт ресурсный центр. Ресурсный центр открыл возможности для сближения родителей и педагогов вокруг интересов и потребностей самой семьи, где есть дети раннего и дошкольного возраста, на основе информативности, вовлеченности членов семьи в жизнь ребенка в детском саду, взаимной ответственности родителей и педагогов за принятие решений, способных улучшить качество образовательных услуг. Основным направлением деятельности ресурсного центра стало сотрудничество детского сада и семьи в вопросах повышения психолого-педагогической компетентности родителей и осуществление дифференцированного подхода в общении с разными семьями. Мы активно внедряем образовательно-игровые программы для родителей. Педагоги детского сада делают акцент на практические умения родителей целостно и осознанно выстраивать свое родительское поведение. Для этого мы используем интерактивные методы и различные формы общения, предоставляющие родителям исследовательскую позицию, возможность лучше осознавать свой опыт, интегрировать имеющиеся и вновь полученные знания в собственные практические действия. Ответственность специалистов детского сада состоит в предоставлении разным категориям родителей как можно более полного выбора моделей работы в зависимости от их желаний, педагогических потребностей и запросов. В нашем ДОУ сложились свои традиции в общении с родителями воспитанников, эффективно работают клубные программы для родителей «Доверие» и «Здоровая семья». Встречи в рамках таких клубов – возможность понять своего ребенка, установить в семье доверительные отношения. На занятиях родители получают ответы на свои вопросы, делятся успехами, открытиями и сомнениями с другими участниками и специалистами. В группах внедряется социальная технология «Я + ТЫ + МЫ», стал традиционным фестиваль детского творчества «Цветик-семицветик», мы регулярно проводим конкурсы семейных проектов «Я горжусь своей семьей», «Семейные традиции», «Из истории моей семьи и семейного рода», «Наша семья самая-самая», «Наши семейные реликвии» для вовлечения родителей и детей в совместную творческую деятельность. Такие проекты имеют глубокий позитивный смысл и заключаются в понимании ребенком значения своей собственной семьи, ее родословной и поддержании гордости за свой род. При подобных моделях работы именно родителям мы предлагаем устанавливать эмоциональный контакт и доверительные отношения с ребенком, у них появляется личная заинтересованность в совершенствовании себя в родительской роли, повышается личная ответственность за свой родительский рост. Ежегодно для родителей вновь поступающих детей мы проводим конференции, где они получают правовые знания и знакомятся с основными направлениями деятельности учреждения. Как ресурсный центр мы разработали городской проект «Посмотрим памяти в глаза» в рамках празднования 65-летия Победы в ВОВ, это помогло в использовании воспитательного потенциала семьи для формирования у детей патриотических чувств, чувства сопричастности с историей своей семьи и своего Отечества. В проекте приняли участие 10 детских садов сетевого взаимодействия, мы подобрали большое количество материалов из семейных архивов, разработали методики проведения занятий, досугов, праздников. Сейчас мы готовим к выпуску сборник, в котором представлен опыт работы дошкольных учреждений Москвы. Этот проект отражает задачи нового федерального стандарта: нравственное и патриотическое воспитание ребенка-дошкольника как основной компонент развития личности и условия качественного образования. С 2010 года наше учреждение переведено в режим еще одного ресурсного центра по теме «Современный руководитель (управленческие технологии)» как инновационного комплекса системы образования Москвы. Целью работы этого центра стала разработка такой модели управления новыми формами дошкольного образования (лекотека, консультативный пункт), которая позволит дошкольным учреждениям выйти на новый качественный уровень работы с детьми, не имеющими возможности посещать ДОУ. «Особенным детям – особую заботу» – таков главный лейтмотив нашего структурного подразделения «Лекотека», для психолого-педагогического просвещения родителей в детском саду открыто структурное подразделение «Консультативный пункт» – школа для мам и пап, где они получают психолого-педагогические знания, рекомендации по воспитанию своих малышей. Деятельность новых структурных подразделений оказывает помощь родителям, воспитывающим ребенка-инвалида. Благодаря таким формам дошкольного образования дети, которые не могут посещать детский сад, имеют возможность стать активными участниками занятий, различных детских мероприятий. Самое главное – у детей и их родителей появляется уверенность, что они нужны обществу, что они могут быть вместе со всеми, участвовать в реализации общих планов. Дошкольные учреждения должны быть доступны каждому ребенку. Это одно из условий качества образования – основного ресурса развития личностного потенциала. Современные родители голосуют за качество образования и за будущее своих детей. Качество столичного образования в широком смысле есть качество жизни, а качество дошкольного образования – это то количество счастья, которое получает ребенок в детском саду. Мы, педагоги и специалисты ресурсных центров, созданных на базе детского сада компенсирующего вида №2230, приглашаем к сотрудничеству единомышленников, родителей, педагогов, представителей науки для приумножения этого счастья в каждом конкретном дошкольном учреждении, в каждой московской семье и в каждом сердце – большом и маленьком. Татьяна КОТОВА, заведующая детским садом компенсирующего вида №2230

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте