Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Взаимная ответственность. Демократическая гражданственность

Учительская газета, №42 от 17 октября 2006. Читать номер
Автор:

Сегодня в стране происходит переход от патерналистского общества – к гражданскому, от неправового государства – к правовому. Жизнь в гражданском обществе и правовом государстве требует от человека проявления уважения к свободам и правам, ответственности за свою судьбу, толерантности к инакомыслию, демократического участия.

В основных политико-правовых документах, определяющих направления образовательной политики в России – Национальной доктрине образования (2000 г.) и Программе модернизации образования (2001 г.) в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой.

Вместе с тем наблюдается противоречие между потребностью современного общества в социально зрелой личности, способной стать основой гражданского общества, и неэффективностью сложившейся педагогической практики ее формирования.

Представляется актуальным построение модели системы непрерывного гражданского образования как особого пространства, включающего в себя вертикаль гражданско-правового содержания образования, интерактивные методы и современные формы организации учебно-воспитательного процесса, ученическое самоуправление. Это и будет способствовать становлению социальной зрелости учащихся. Зрелость может быть рассмотрена в качестве основного критерия качества образования. Это интегральное качество, уровень развития растущего человека, рассмотренный с двух основных позиций: личного акме (вершины в развитии) и целостности. В рамках системы дошкольного и общего образования выделяют следующие этапы развития человека, как возрастные виды зрелости:

Дошкольник достигает школьной зрелости как готовности к образованию в школе; выпускник начальной школы – учебной зрелости как готовности к образованию в основной школе; выпускник основной школы – личностной зрелости как готовности к осознанному выбору дальнейшего образовательного и жизненного маршрута; выпускник средней школы – социальной зрелости как готовности к жизненному и профессиональному самоопределению.

Социальная зрелость в современных общественных науках рассматривается как феномен развития личности, характеризующийся достижением самостоятельного социального положения человека. А.Реан описывает социальную зрелость через следующие социально-психологические качества личности: самостоятельность действий, независимость суждений, ответственность за сделанный выбор, способность к саморазвитию.

Выделены следующие показатели социальной зрелости: выраженность социальных ценностей; ответственность личности за события своей жизни; самоактуализация; способность к саморегуляции поведения, адаптации в социуме; интериоризация правовых и нравственных норм; высокий уровень коммуникативной толерантности; социальная эмпатия.

Социальная адаптация – процесс взаимного приспособления индивида к условиям социальной среды и среды к индивиду, эффективное взаимодействие индивида с социальной средой. Сегодня этот процесс раскрывается через сложную систему разнообразных отношений человека и общества. В.Дружинин предлагает следующую модель социальной адаптации: человек приспосабливается к окружающему миру, ассимилируя его качества, включает его как объект в систему своей активности и занимается преобразованием объекта (окружающего мира) и самого себя.

Таким образом, современная модель социальной адаптации не противопоставляет себя активности личности, а напротив, предполагает их взаимодействие. Личностная самореализация, высшие проявления человеческого духа оказываются невозможны вне социального контекста. Включенность человека в культуру, в социальные отношения предполагает его социальную адаптированность.

Интериоризация правовых и нравственных норм определяется как превращение внешних действий с правовыми и нравственными явлениями, процессами во внутренние, умственные, оперирующие символами. Социально-правовая интериоризация предполагает знание человеком своих прав и обязанностей, умение их активно отстаивать и защищать, понимание взаимной ответственности личности, общества и государства. Содержанием правовой интериоризации является диалектическое противоречие личной свободы и общественно-государственных норм, проявляющееся во взаимных правах и обязанностях гражданина и государства, в патриотизме, в защите устоев демократии.

Показателем интериоризации правовых и нравственных норм является правовая воспитанность, стремление утверждать и отстаивать правовые начала как ценности. Способность к социокультурной идентификации, т.е. сознанию своей принадлежности к определенной общности, ее культуре, интериоризации ее ценностей (принятию их как своих), выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни и поведения определяет целостность личности.

Модель системы непрерывного гражданского образования рассматривается нами как совокупность концептуально объединенных элементов: целей, содержания, форм, методов организации гражданского образования, демократической, правовой позиции учащегося и педагога в образовательном пространстве.

В комплексе школа-сад «Новатор» конструируемые компоненты системы непрерывного гражданского образования имеют следующее смысловое наполнение. Цель гражданского образования: формирование гражданина, интегрированного в современное гражданское общество и правовое государство. Достигается через целенаправленно организованный процесс социализации личности. Содержание гражданского образования включает в себя понимание и принятие учащимися понятий социальной справедливости, равенства, свободы, мира, достоинства, права, демократии. Формирование у учащихся системы правовых знаний, включающей в себя политико-правовую, нравственно-духовную, социально-экономическую, личностно-гражданственную составляющие. Знание и понимание учащимися основ гражданского общества и правового государства, системы демократических и гуманистических ценностей, образцов поведения в рамках правовой культуры.

Воспитанию гражданственности способствуют личностно-ориентированный урок, урок-диспут, урок открытого и свободного содержания, урок сотворчества, дискуссионный клуб, урок-проект, деловая игра.

Методы гражданского образования: дискуссия, методы стимулирования коллективной генерации идей, мозговой штурм, синектика, эвристический метод, метод проблемных ситуаций, метод социальных проектов.

Система непрерывного гражданского образования предполагает также наличие сопутствующей среды гражданского воспитания, важнейшим компонентом которой являются гуманные отношения, формирующиеся, развивающиеся в процессе совместной деятельности субъектов образования. Для этого требуется особая среда: традиции, коллективные дела, события, праздники и т.д. При этом происходит становление социальной зрелости учащегося, обретение им себя, своего образа – развитие индивидуальности, духовности, творческого потенциала.

При воспитательном взаимодействии каждый не просто «содействует развитию другого», но именно в этом находит условия для собственного развития. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанником. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных делах, в общении и составляют содержание воспитательного процесса.

Возможные действия по наполнению среды гражданского воспитания стимулами для становления социальной зрелости у учащихся: обеспечение их возможностями включения во все многообразие культуры и выстраивание системы, объединяющей влияния предметной, социальной и информационной сред; перенос акцента в деятельности педагогов от воздействия на личность ребенка к формированию «обучающей среды»; предоставление и обеспечение субъектам образовательного процесса все больших прав и обязанностей на основе «договорных отношений»; формирование демократического уклада жизни школы; конструирование социально востребованной жизнедеятельности и ролевого поведения.

Воспитание социально зрелой личности предполагает переход от традиционной модели школы к модели гражданского образования.

Традиционная модель школы: источником активности в учебно-воспитательном процессе является педагог, а ребенку остается послушание, выполнение заданий.

Модель гражданского образования: источником активности в учебно-воспитательном процессе является учащийся, а педагог поддерживает его активность, создавая для этого соответствующие психолого-педагогические условия; целенаправленно создается пространство для развития ответственности учащихся, в котором учитель берет на себя функцию развивающего инициативу учащихся эксперта; отрабатываются механизмы самооценки и взаимооценки; педагогика сотрудничества как основа толерантности общения по линиям «ученик – ученик» и «ученик – учитель»; вариативность содержания образования и демократический уклад жизни школы способствуют проявлению творчества и саморазвитию ребенка.

Особое место при этом занимает ученическое самоуправление. В процессе совместной деятельности двух коллективов создается система отношений, обеспечивающая демократический характер жизни школы. Самоуправление регулирует прежде всего общие творческие дела на уровне школы и класса, социально-культурные проекты и т.п. Ребята приобретают личный опыт участия в демократических институтах управления.

В ходе опытно-экспериментальной работы в саду-школе «Новатор» разработана и апробируется модель системы непрерывного гражданского образования, включающая в себя вертикаль гражданско-правового содержания, интерактивные методы и современные формы организации учебно-воспитательного процесса, ученическое самоуправление.

Людмила ЧЕРНЫШКОВА, Петр БОНДАРЕВ, Краснодар


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту