Цели1. Знакомство с неизвестными страницами современной истории нашей Родины.2. Воспитание любви к Родине, чувств ответственности, сопричастности, уважения к воинам-защитникам, их светлой памяти.3. Формирование представления о долге, чести, достоинстве.Задачи1. Ознакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества 90-х гг. XX века.2. Воспитывать уважение молодежи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества.3. Способствовать формированию у молодежи готовности к защите Родины.
Оформление1. Плакаты «Вызываю огонь на себя…».2. Экспозиция в школьном музее, посвященная чеченской войне.3. Эпиграф к уроку:Все они учились в нашей школе -Мальчики, безусые тогда:Милые, задорные, шальные -В памяти остались навсегда.Виталина Войткевич, выпускница школы 1994 г.Гости: Нелли Васильевна Борисова – мама погибшего воина, Олеся Валерьевна Золотарева – одноклассница Станислава.Ведущие: Мария Николаевна Малыхина, учитель истории и обществознания; учащиеся школы.Оборудование:- письма;- фотодокументы;- слайдовая презентация.Ход мероприятияУчитель: Отгремели залпы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. И кто мог подумать, что через несколько десятилетий откроется новая страница войн в истории СССР и России – в Афганистане, а потом и в Чечне. После чеченской войны прошло несколько лет, но ее участники до сих пор с содроганием вспоминают события тех дней. Многим снятся выстрелы, погибшие друзья. Матери оплакивают своих сыновей.Наш выпускник Станислав Амелин совершил подвиг, стал Героем России. Что такое подвиг? Кого мы называем героем?Ответы учащихся.Учитель: Мы с вами уже изучали вопросы становления Российской Федерации и узнали, через какие проблемы пришлось пройти стране и людям в эти годы. На долю россиян выпала чеченская война.Мы уже изучали на уроках политику Российской Федерации. Вы знакомились с дополнительной литературой по теме. Что вам известно о том, с чего началась чеченская война?Как вы считаете, можно ли с помощью армии навести конституционный порядок?Отвечая на этот вопрос, ученики вступили в бурную дискуссию.Ученик 1: На одном из стендов в музее боевой славы, что на набережной нашего города Кемерово, есть стенд, который называется «Вахта воинской доблести». На нем написано:«Кемеровчан, участников боевых действий в Чечне, – 7050 человек.Погибли – 49.Ранены – 200.Награждены:- званием «Герой России» – 2 человека,- орденом Мужества – 242,- медалями «За отвагу», «За заслуги перед Отечеством», «За доблесть в службе» – 1233».Среди участников боевых действий – выпускник нашей школы, Герой России Станислав Александрович Амелин.Сегодня у нас в гостях мама Станислава – Нелли Васильевна Борисова и одноклассница Станислава – Олеся Валерьевна Золотарева.Ученик 1: Стас родился 24 октября 1975 года в Кемерово, проживал с родителями в поселке шахты «Северная». В свое время это место было особенным, в нем жили мужественные люди – шахтеры легендарной шахты «Северная». Шахта возводилась в конце 30-х годов. В годы войны многие из шахтеров, несмотря на «бронь», ушли на фронт. Одни вернулись с боевыми наградами (среди них было два Героя Советского Союза), другие не вернулись, но в памяти нашей остались навсегда. Шахтеры шефствовали над учащимися школы №34 Кемерово, в которой учились их дети и внуки. В 50-х годах в школе сложилась традиция: встречаться с участниками Великой Отечественной войны, слушать рассказы о трудных военных дорогах, которые им пришлось пройти с честью. Эти встречи были частыми и плодотворными.Именно на таких примерах воспитывался Стас, и такие понятия, как патриотизм, долг, чувство ответственности, честь, были для него не пустыми словами. С детства Станислав хотел быть или пожарным, или милиционером. Из воспоминаний мамы Нелли Васильевны: «Однажды на уроке труда Стас сделал поделку к 23 Февраля и принес ее домой. Дома он рассказывал, что был урок, на котором говорили о Героях России. И Стас сказал: «Мама, почему я не герой?», на что я ответила: «Какие твои годы, все успеешь». Наверное, это были пророческие слова, только вот не все успел он сделать в своей жизни».Уважаемая Нелли Васильевна, расскажите, часто ли Станислав шалил и часто ли вас вызывали в школу?Рассказ Нелли Васильевны Борисовой.Уважаемая Олеся Валерьевна, вы одноклассница Станислава, расскажите, пожалуйста, о школьных годах Станислава.Рассказ Олеси Валерьевны Золотаревой.Ученик 2: В 1990 году Стас – выпускник 34-й школы. В этом же году он поступает в Кемеровский горно-технический колледж на факультет горной электромеханики. В декабре 1993 года с четвертого курса он добровольно ушел служить в армию, хотя мог доучиться до конца и получить диплом. Службу начал в 242-м учебном центре ВДВ в городе Омске.После окончания курса в учебном центре Станиславу присвоили звание сержанта и отправили в Псковскую воздушно-десантную дивизию. Его природные настойчивость и старание не прошли даром – молодого солдата назначили командиром отделения. Станислав уже сам стал учить новобранцев военному ремеслу, не предполагая, что очень скоро суровые экзамены всем им придется сдавать не на учебном полигоне, а в реальной боевой обстановке. В 1994 году дивизия первой вступила на территорию Чеченской Республики для борьбы с вооруженными бандформированиями. Стас был очень скромным человеком. Только от его товарищей и из публикаций в прессе в школе узнали о том, что он в течение четырех месяцев был участником самых кровопролитных, изнуряющих боев по наведению конституционного порядка, что в это время он получил осколочное ранение в плечо. Это произошло в городе Грозном.Уважаемая Нелли Васильевна, пожалуйста, расскажите, как и где вы нашли Стаса после ранения?Нелли Васильевна Борисова: Мы нашли Стаса в госпитале в Ростове-на-Дону. И вместо того чтобы наслаждаться встречей с сыном, вместе с ним сидели и переписывали списки пропавших солдат. А потом с другими солдатскими матерями долго ездили, везде искали без вести пропавших ребят.Ученик 1: Из командировки в 1995 году он вернулся с орденом Мужества и знаком «Отличник милиции».Ему предлагали остаться на сверхсрочную. Но увольнение в запас для гвардии сержанта Станислава Амелина было лишь коротким перерывом перед переходом на новое место службы. Близкие и друзья уже знали о его желании после армии работать в милиции. После демобилизации Стас перевелся на заочное отделение и окончил горно-технический колледж, а потом поступил в отряд милиции особого назначения (ОМОН). Из статьи Е.Ореховской в областной газете: «Орденоносец, спортсмен, отличный пулеметчик, гранатометчик – это были солидные рекомендации Станислава Амелина при зачислении в отряд».Уважаемая Нелли Васильевна, скажите, пройдя через суровые испытания, какие качества Станислав сумел сохранить и какие приобрел?Рассказ Нелли Васильевны Борисовой.Ученик 2: В этот короткий перерыв Стас посетил с друзьями свою школу, тогда еще никто из учителей и одноклассников не мог предположить, что это их последняя встреча.Уважаемая Олеся Валерьевна, вы помните эту встречу? Расскажите о ней.Рассказ Олеси Валерьевны Золотаревой.Ученик 2: Шел 1996 год, и Станислав прекрасно осознавал, что в ближайшее время его основным местом службы станет Северный Кавказ. Через несколько месяцев после его зачисления в отряд он в составе сводного отряда милиции особого назначения Кузбасса прибыл в Чечню. В Урус-Мартановском районе в те месяцы было неспокойно: бандитские группы находились практически в каждом населенном пункте. Нападали подло, исподтишка. Станиславу приходилось участвовать в зачистках, дежурить на блокпосту, выезжать на спецоперации.21 апреля Джохар Дудаев погиб от удара ракеты в районе села Гехи-Чу, в 30 км от Грозного. Но в Чечне повсеместно продолжались обстрелы позиций федеральных сил со стороны боевиков и минирование дорог. После проведения второго тура выборов Президента России 5 июля командование федеральных войск приступило к снятию блокпостов на западе Чечни. 8 июля командование приостановило процесс снятия блокпостов до начала разоружения незаконных военизированных формирований. В нарушение договоренностей соединения сепаратистов так и не начали процесс разоружения. Их представители заявили, что в ответ на невыполнение их требования о немедленном снятии блокпостов они будут создавать «альтернативные укрепления».Нарушив подписанные в Назрани договоренности, 9 июля формирования сепаратистов напали на населенный пункт Гехи-Чу. Этот день стал роковым для Станислава.Ученик 1: Группа милиционеров – бойцов ОМОНа на бронетранспортере попала в засаду. Машина подорвалась на мине, противник атаковал кемеровский ОМОН, используя гранатометы и стрелковое оружие. Завязался тяжелый бой. Несколько человек были ранены. И в этой непростой ситуации бывший десантник Станислав Амелин показал все свои профессиональные качества, проявив героизм и отвагу. Под шквальным огнем врага он помог эвакуировать раненых из бронетранспортера. Метким выстрелом Станиславу удалось подавить огневую точку бандитов. Но пуля настигла и его. И раненый сержант милиции принял решение сражаться до последнего вздоха. Очередной выстрел снайпера – и пуля прошила грудь. Жить ему оставалось секунды. Но, понимая, что отход товарищей в безопасное место зависит только от его действий, сержант милиции Станислав Амелин, истекая кровью и задыхаясь, сумел все же несколько раз повторить по рации: «Вызываю огонь на себя, вызываю огонь на себя…»Указом Президента РФ от 16.04.1997 года сержанту милиции С.А.Амелину присвоено звание «Герой РФ» (посмертно). На основании ходатайства городского Совета ветеранов войны и труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, трудового коллектива муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №34» главой города В.В.Михайловым подписано распоряжение о том, что школе №34 присвоено имя Станислава Александровича Амелина – Героя России (распоряжение от 30.04.2002 года за №1023).Учитель: Мы обязаны знать свое прошлое, свою историю с ее плюсами и минусами, чтобы не повторить ошибок прошлого. Мы обязаны знать имена героев нашей страны.Как вы думаете, война в Чечне – это война народов или власти?Рассуждения учащихся.Скажите, какой вывод мы можем сделать из событий чеченской войны?Ученики высказывают мнения.Звучит песня о России, гостям вручаются цветы.Прим. ред. Материал дан в сокращении. Полностью сценарий музейного часа, а также презентация к нему опубликованы на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».
Комментарии