III Межрегиональный форум «Профсоюзные вершины», организованный Алтайским краевым комитетом профсоюза, собрал представителей высшей школы. Профлидеры вузов Алтайского и Красноярского краев, Омской и Томской областей, Республики Тыва, специалисты региональных комитетов профсоюза встретились, чтобы определить ориентиры сегодняшней работы по защите социальных и трудовых прав работников, поделиться опытом и обменяться мнениями.
Реформирование сферы образования в избытке дает темы для обсуждения на подобных форумах. Поскольку региональный семинар профактива вузов Сибирского федерального округа событие довольно редкое, повестка прошедшей встречи была очень широка. Участники форума постарались охватить наиболее злободневные вопросы и проблемы, связанные с оплатой труда, заключением, содержанием и выполнением коллективных договоров в вузах, взаимоотношениями между администрацией и профкомом.«Профсоюзы высшей школы: вызовы кризисного периода» – такова тема первого дискуссионного блока. Изменение системы управления учебными заведениями, их организационно-правовой формы, внедрение новых моделей и механизмов финансирования, реструктуризация сети вузов, введение менеджмента качества образования – вот далеко не полный перечень вызовов сегодняшнего дня, требующих адекватной реакции профсоюза как организации, представляющей социально-трудовые интересы работников. Вузовский профсоюзный активист непременно должен вникнуть в эти проблемы и хорошо понимать суть происходящих процессов. Только тогда можно эффективно отстаивать право преподавателя на достойный труд.В качестве основных проблем текущего периода профсоюзные лидеры обозначили засилье бюрократизма, вал отчетности и проверок, понижение роли преподавателя – он становится не субъектом, а средством образовательного процесса. Административно-командный стиль руководства стал превалирующей моделью управления вузом, что противоречит провозглашаемым принципам государственно-общественного управления в образовании, а ученый совет превратился в бесправный и фиктивный орган.Шел активный разговор об опасных тенденциях в высшем образовании, проблемах нормирования рабочего времени и скрытых инструментах оптимизации штатов, трудностях взаимодействия с социальными партнерами.Вуз не привлекателен для молодых преподавателей. Программы социальной поддержки педагогов высшей школы отсутствуют либо незначительны. Это и профсоюзная проблема: от притока молодежи в учебные заведения и в профсоюз зависит его будущее.Как удержать в профсоюзе высокооплачиваемых работников? Нужно ли введение потолка размера членских взносов? Как привлечь средства работодателя на улучшение социально-экономического положения членов профсоюза?В рамках второго дискуссионного блока «Профсоюзы высшей школы: векторы развития» шел обмен опытом работы первичных профорганизаций. К главным направлениям деятельности сегодня нужно отнести и создание комплексных программ социальной защиты работников, и участие в аттестации рабочих мест, общественно-профессиональной аккредитации вузов.Подводя итоги форума, председатель Алтайской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования Юрий Абдуллаев отметил: «Система высшего образования переживает период серьезного реформирования, которое затрагивает все стороны жизни высших учебных заведений. В сложившейся ситуации возрастает роль социального диалога между администрацией и профсоюзной организацией вуза, работы по предупреждению социального напряжения и смягчению негативных сторон переходного периода. Только активная, профессионально подготовленная и грамотно работающая профсоюзная организация может быть достойным партнером ректору вуза и его управляющим структурам».Алтайский край
Комментарии