Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Вызовы будущего десятилетия. Навстречу защищенному детству

Учительская газета, №48 от 28 ноября 2017. Читать номер
Автор:

На Всероссийском сетевом форуме обсудили основные результаты реализации Национальной стратегии действий в интересах детей и наметили перспективные задачи на грядущее Десятилетие детства.

Размах форума, в котором приняли участие и международные эксперты в области детства, впечатляет. Работало 7 тематических площадок (недаром 7 цветов радуги стали символом и украшением масштабного мероприятия), и каждое из направлений представило свои выводы и рекомендации о том, какие задачи следует решить в ближайшее десятилетие. Кстати, за пять лет численность детей в России увеличилась на 12% – с 25,5 млн в 2011 году до 29 млн в 2016‑м. Принято более 40 законов и актов во исполнение мероприятий Национальной стратегии действий в интересах детей. Большим достижением, по словам заместителя министра здравоохранения РФ Татьяны Яковлевой, стало трехуровневое оказание медицинской помощи маленьким пациентам. Практически во всех регионах появились перинатальные центры, оснащенные самой современной аппаратурой. Но слабым звеном по-прежнему остается школьная медицина. И задача будущего десятилетия – подготовка кадров, медсестер с высшим образованием для работы в школах, внедрение здоровьесберегающих технологий, просвещение родителей…Заместитель министра образования и науки Татьяна Синюгина заострила внимание на задаче обеспечения доступности обучения в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья. Вообще эта тема так или иначе обсуждалась на различных площадках. В рамках первой Всероссийской конференции «УчимЗнаем» – Заботливая школа 2017» широко обсуждалась проблема обучения детей, длительное время находящихся на лечении в стационарах. А таковых сегодня 6 миллионов.Время высветило многие актуальные проблемы. Первая – псевдоинклюзия, когда школы бодро рапортуют о числе учеников с ОВЗ, принятых в школу, забывая при этом, что инклюзия – это совместное обучение здоровых детей и детей с теми или иными нарушениями в специально созданных для этого процесса условиях. Построенные пандусы – только маленький шаг в этом направлении. Оборудование школ, особые программы, медицинская аппаратура, квалифицированные специалисты – все, чем славились коррекционные школы, – это непременное условие инклюзии. У нас за последние годы на 208 единиц сократилось число коррекционных школ. Куда отправились их ученики? Недаром депутат Олег Смолин на форуме озвучил предложение: закрытие коррекционных школ должно происходить с согласия родителей. Это надо обязательно узаконить, чтобы избежать тяжелых последствий. Вторая проблема – подготовка кадров для инклюзивных классов требует пересмотра вузовских программ, увеличения бакалавриата до 5 лет; организации курсов переподготовки на базе магистратуры. А третья преграда на пути успешной инклюзии – выпуск и обеспечение детей учебниками.Одному из острых вопросов – обеспечению безопасности детей – посвятила свое выступление Ольга Баталина, член Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству. Требуется серьезно ужесточить наказание за побуждение детей к суициду или суицидальным действиям, считает Ольга Юрьевна. Одно из важных достижений Национальной стратегии действий в интересах детей – это взаимодействие на межведомственном уровне, когда объединяются для решения тех или иных проблем различные министерства, организации, фонды и т. д. К примеру, популярный ныне Всероссийский конкурс «Семья года» – плод сотрудничества Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Министерства труда и социальной защиты РФ. Примером может послужить работа по устройству детей в приемные семьи. Многочисленные благотворительные фонды, коммерческие организации и другие институты общества принимают участие в решении этой проблемы.Профилактика социального сиротства – одна из острых проблем нашего времени. Ее значимость трудно переоценить, и потому важно было во время работы форума узнать о практическом опыте, накопленном в регионах России, и об опыте коллег из Великобритании, Германии, Финляндии и других стран.В Общественной палате РФ, где собрались взрослые и дети, разгорелись жаркие споры. Когда дети из приемных семей, хлебнувшие в прошлом немало лиха, стали резать правду-матку о своей жизни, о том, как взрослые не слышат их, то это послужило поводом для серьезного разговора. По данным Следственного комитета РФ, количество преступлений в отношении детей увеличилось с 14,5 тысячи в 2014 году до 18 тысяч в 2016‑м. Уровень насилия и жестокости по отношению к детям – тревога наших дней. Нужно понимать, что мы имеем дело с целым клубком проблем, и никакие усилия государства, законодательные акты не смягчат морального климата, пока сами граждане не осознают пагубность «воспитания силой», не станут осознанно относиться к насилию и жестокости, не поймут, что есть другие способы общения как между собою, так и с детьми. Загонять ребенка в ситуацию «не нарушает, потому что боится» дома и в школе в корне неправильно. Что мы, взрослые, этим самым несем в детский мир? Свой негатив, и только.На площадке, где обсуждалась одна из острых проблем – дети в конфликте с законом, – каждое выступление участника дискуссии вызывало живой отклик. Охват тем – от работ школьных служб примирения до психологических служб помощи несовершеннолетним в системе УИИ УФСИН. Много нареканий сегодня вызывает работа комиссий по делам несовершеннолетних, их роль в профилактике правонарушений оставляет желать лучшего. Один из выводов дискуссионной площадки – необходимо провести реформирование комиссий. Не был обойден и такой важный вопрос, как влияние Интернета на детей. Специалисты Центра экстренной психологической помощи совместно с кафедрой юридической психологии факультета юридической психологии МГПУ считают, что мы упускаем время, необходимо вести большую профилактическую работу с детьми и их родителями. Интернет особенно опасен для детей в возрасте до 12 лет. Он снижает способность к сосредоточению, концентрации внимания, возникает феномен перескакивания фокуса внимания. Большая нагрузка на кратковременную память, быстрая потеря интереса к объекту, склонность находить готовые решения в Интернете – все это негативным образом влияет на формирование личности. Сдвигаются рамки допустимого и недопустимого. Снижается уровень привязанности и потребности в живом общении в компании друзей. Дети сегодня чаще смотрят в смартфоны, чем в глаза друг другу. Форум дал возможность честно и откровенно назвать тревоги нашего дня и предусмотреть действия, которые помогут реагировать правильно на вызовы времени.На итоговом пленарном заседании представитель детской организации «Цивилизация юных» Анастасия Булавкина озвучила предложения, возникшие в ходе дискуссии, нужен ли ежегодный мониторинг по участию детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Дети высказались за то, чтобы секции и кружки были бесплатными, а система получения путевок в детские оздоровительные лагеря стала прозрачной. Недаром из уст модератора пленарного заседания Зинаиды Федоровны Драгункиной, председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, прозвучали важные слова об умении слушать и слышать друг друга. Тем форум и был примечателен, что позволил преодолеть все межведомственные барьеры, чтобы выработать систему защиты детства. Она и должна стать нашей национальной идеей на ближайшее десятилетие.Обсуждение лучших отечественных и международных практик, межведомственных моделей работы в сфере детства в рамках форума позволило наметить перспективные задачи на ближайшее десятилетие. Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей принесла свои добрые плоды.Тематические площадки форума:- «Социальная и образовательная инклюзия детей-инвалидов и детей с ОВЗ»;- «Право ребенка жить в кровной семье. Деинституционализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;- «Настоящее и будущее одаренных детей»;- «Голос ребенка – учет мнения ребенка при принятии решений, затрагивающих его интересы»;- «Система защиты детей в правовом пространстве: дети в конфликте с законом, дети-жертвы, дети в виртуальной среде»;- «Современная детская субкультура: развивающий потенциал»;- «Профессиональные кадры для детей» – в рамках I Всероссийской конференции «УчимЗнаем» – Заботливая школа 2017». Организаторы Всероссийского сетевого форума с международным участием «Национальная стратегия действий в интересах детей: навстречу Десятилетию детства»:- Министерство образования и науки РФ;- Министерство труда и соцзащиты РФ;- Московский государственный психолого-педагогический университет;- Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt