search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса

Выживание по-устьянски Без клюквы и морошки на Севере нельзя

Устьянский район – один из самых крупных и отдаленных в Архангельской области. Некоторые путешественники в позапрошлом веке называли земли в бассейне Ваги и Устьи “архангельской Италией”. И не случайно – местность заметно отличается рельефом и растительностью от соседних котласских и коношских заболоченных низин. Самобытен и герб Устьянского района: на голубом фоне – золотая кадка, рядом – два золотых медведя, которые ссыпают из серебряных ковшей в кадку золотое зерно. Медведи символизируют силу, трудолюбие, упорство, а также природные особенности северного лесного края. Золотая кадка (братыня) – общность, равенство и доверие людей друг к другу. Серебро – символ простоты, мудрости и благородства…

Общаясь с учителями и работниками Устьянского управления образования, я убедился в том, на сколько точно отражает герб характер и душу людей северного края. Они открыты и гостеприимны, охотно делятся своими радостями, показывают свои достижения. Не ноют, не жалуются, но и не скрывают трудностей. Архангельский край – это не белгородское черноземье, где растут любые сельхозкультуры. Вековые хвойные леса, грибы и ягоды, подсобное хозяйство – вот чем живут устьяне.
Ульяновской сельской школе, что в нескольких километрах от районного центра – поселка Октябрьский, – десять лет. В школе – 174 ученика, 19 из них посещают вечерний учебно-консультативный пункт. Парни получают профессию тракториста, а девушки – портного. Примерно каждый третий выпускник Ульяновской школы поступает в вуз. Ребята уезжают в Архангельск, Ярославль, Вологду, Санкт-Петербург.
При школе действует мини-ферма – несколько коров и свиней. Летом на оздоровительную площадку и в пионерский лагерь с фермы идет свежее молоко. Поросят отправляют на продажу, чтобы укрепить материальную базу, удешевить питание в школьной столовой.
Дети с 5-го по 10-й класс отрабатывают на учебно-опытном участке, выращивают картошку с капустой. В прошлом году школа заработала на овощах неплохую сумму – около 40 тысяч рублей. Зимой школьные “трудовики” и “технари” работают по заготовке леса. Часть древесины идет в мастерские, часть – на продажу. Лавочки в школьном вестибюле сделаны руками детей, в ежегодных районных выставках ученических поделок ребята из села Ульяново всегда в числе лучших.
– Третий год осенью по субботам учителя с детьми ездят в лес по грибы да по ягоды , – рассказывает директор школы Людмила Чеснокова. -Что делать – зима-то долгая. Без клюквы и морошки архангельский стол – не стол. У нас ничего не пропадает – излишки продаем. Хозяйства, где работает подавляющее большинство родителей, просто несостоятельны. Люди годами не получают зарплату, которая и так с гулькин нос. Представляете?! Раз в квартал получат аванс в 200 рублей и – живи-поживай…
– Летом учителя и рабочие делали в школе ремонт и ушли на каникулы без отпускных. Деньги получили только в сентябре. С каким же настроением они после этого должны идти в школу? – с грустью говорит Лариса Ивановна. – Бригада – два сторожа, завхоз и тракторист – возит в дома учителей дрова (топлива ведь никто им не выделяет). Два года назад все деньги, вырученные с продажи заготовленного леса, пошли на закупку новых компьютеров. Школа пополнилась пластиковыми лыжами. Потом купили микроавтобус “УАЗ”. Теперь после уроков мы развозим детей по деревням.
Только последнее время нет проблем с бензином. На месяц нам надо его литров 650. А выделили на целый год всего 800. Пришлось выкручиваться за счет внебюджетки. Что говорить, прошлый год прожили очень тяжело. Зарплату за октябрь и ноябрь долго задерживали…
В районе бедствуют сотни семей. Со слов директора я подсчитал – только у каждого пятого ульяновского школьника в доме благополучно! У 32 ребят родители безработные. Более тридцати учеников из многодетных семей, из малообеспеченных – 48. У 38 учеников пьют оба родителя. Самое жуткое, по словам Ларисы Ивановны, что спиваются не только отцы, но и матери.
На вопрос о попечительстве, Чеснокова рассмеялась:
– Директор совхоза занимает у директора школы 6 тысяч рублей на тракторный двигатель, а потом еще 11 тысяч на то, чтобы покрыть свои долги за электроэнергию. Кто над кем шефствует? Выходит, что школа – попечитель совхоза! Он помогает нам только техникой, чтобы вывезти лес. Сельскому хозяйству без нас не обойтись, там некому работать. Мы помогаем убирать лен, перебирать картошку. Дошло даже до того, что школа выкосила 12 гектаров совхозных земель. У нас есть тракторная косилка, а в хозяйстве ее нет! Старшеклассники отрабатывали по нескольку дней на сенокосе. Ребятам платили деньги, их хорошо кормили.
Сейчас школа – юридическое лицо со своим банковском счетом. Поэтому директор сам заключает договоры.
– Я против того, чтобы нас прикрепили к сельсоветам, – говорит Чеснокова. – И все директора школ против этого. Но сельсоветчики нас не понимают. Они считают, что в школах люди ничего не делают и зарабатывают деньги непонятно как. А ведь урок – это лишь надводная, малая часть айсберга. Основное скрывается под водой. К сожалению, эту работу люди, не имеющие образования, не видят. И чрезвычайно трудно доказать сельскому обывателю, из каких составляющих складывается учительский труд. Обидно еще и то, что в сельсовете работают родители, чьи дети ходят в нашу школу. По-моему, они должны только радоваться, что их ребята ничем не обделены.
Начальник Устьянского районного управления образования Галина Булатова дополняет невеселую картину:
– Областной финансовый отдел выделяет району в помощь более 110 млн. рублей, а в сельсоветах уже распоряжаются, куда и кому дать деньги на хозяйственные расходы. Или себе на бензин и запчасти для местной администрации, или направить в школы…
Выходит, что сельсовет – это посредник, который распоряжается бюджетными средствами. Хотя директор школы – юридическое лицо. Такие посредники сельским школам не нужны, так считают устьянские педагоги.
Покидая гостеприимных, хлебосольных северян, уже в поезде Воркута – Москва я вспомнил, что мне подарили значок с гербом Устьянского района. Вытащив его из кармана, при тусклом свете я снова увидел двух золотых медведей с серебряными ложками рядом с золотой кадкой. Только под перестук многопудовых вагонных колес мне почудилось, что один из могучих мишек ссыпает в братыню золотое зерно, а другой – вычерпывает из нее.

Михаил БОНДАРЕВ
Устьянский район,
Архангельская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте