Я предлагаю программу углубления знаний, выработки прочных навыков и умений учащихся в устной и письменной речи, чтении, предусмотренных программой общеобразовательной школы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель – развитие навыков устной речи (диалог, монолог), что особенно важно для одаренных детей и отвечает требованиям современного общества.
Обучение всем видам речевой деятельности строится на базе современных учебников и учебных пособий.
Данная программа рассчитана на учащихся 9-11-х классов с учетом их психологических возрастных особенностей и может быть использована как дополнительный материал для развития и совершенствования навыков устной и письменной речи, а главное, способствует динамике в обучении чтению.
Теоретико-содержательные и собственно методические аспекты предлагаемой программы определены необходимостью дать старшеклассникам углубленные знания по грамматике английского языка, практиковать в высказываниях по различным темам на английском языке, развивать умение слушать и понимать на слух иноязычную речь, опосредованно общаться, читая и обсуждая современные аутентичные тексты, углублять знания по страноведению.
Отличие этой программы от других состоит в том, что она рассчитана на учащихся, заинтересованных в приобретении глубоких, прочных знаний по английскому языку, что позволяет использовать обширный языковой материал. Включены стихотворения и песни английских, американских поэтов. Программа предоставляет немало материала для самостоятельного творчества, что особенно ценно для работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Обучение иноязычной речи строится на примерной тематике для устной речи и чтения.
Разделы программы соотнесены с основными аспектами обучения английскому языку:
1) устная речь (диалог, монолог);
2) аудирование;
3) письменная речь;
4) чтение;
5) грамматика.
Первый раздел. Для успешной реализации основной цели данной программы особое внимание нужно уделять обучению устной речи, учитывая, что тренировочные упражнения делятся на языковые (некоммуникативные) и речевые (коммуникативные).
Хочу обратить внимание на работу с речевыми упражнениями, которые способствуют не только усвоению языкового материала, но и его автоматизации.
Обучая устной речи, необходимо запланировать большое количество времени для практики учащихся. Для интенсификации учебного процесса используются хоровые и фронтальные формы работы, технические средства обучения, видеофильмы.
Наиболее распространенной формой общения является диалог. При обучении диалогу одаренных детей надо иметь в виду, что:
1) диалог – это совокупность двух соседних реплик, связанных ситуативно;
2) диалог – это не только вопросы и ответы;
3) репликам диалогической речи свойственна перестановка частей фразы;
4) в диалогической речи используются клише разговорного типа:
«Well, to tell the truth …»
«I am not sure; shortly speaking; really; I believe; I think; etc.»
Монологическая речь характеризуется:
1) относительно непрерывным характером речи;
2) последовательностью и логичностью;
3) смысловой законченностью и коммуникативной направленностью высказывания.
Как считают методисты, главные задачи при обучении монологической иноязычной речи:
1) научить выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность;
2) научить логическому развертыванию мысли;
3) научить высказывать мысли с достаточной скоростью без необоснованных пауз между фразами.
После изучения некоторых тем предлагается сделать небольшие сообщения, доклады, рефераты с привлечением дополнительного материала.
Второй раздел программы – обучение аудированию, которое нельзя отделить от обучения говорению. Невозможно научиться говорить, не умея слушать и понимать иноязычную речь на слух. Аудирование можно рассматривать и как деятельность, и как умение.
Третий раздел – обучение письменной речи. Письмо оказывает положительное влияние на устную речь, на ее правильность, логичность, связность. Во время письма подключаются разные виды памяти (зрительная, моторная). К письменным видам речи относятся диктанты, письменные ответы на вопросы к текстам, описание картин, сочинения, аннотации к тексту, письменные изложения, написание диалога, монолога, письма.
Четвертый раздел – обучение чтению, которое занимает одно из ведущих мест при обучении иностранному языку и является необходимым условием и средством овладения языком. Главная цель в этом виде деятельности учащихся достигается за счет развития трех видов чтения:
а) с полным пониманием (изучающее);
б) с пониманием основного содержания;
в) просмотрового чтения.
Чтение, как классное, так и домашнее, включает усвоение прочитанного. Под усвоением прочитанного понимается умение понять и передать содержание, ответить на вопросы по тексту, составить план к тексту, умение отделить главное от второстепенного, высказать свое мнение по поводу прочитанных фактов.
Пятый раздел – обучение грамматике английского языка. Чтобы быть понятным другому человеку, говорящему на английском языке, и понять его, необходимо усвоить и теоретически, и практически основные грамматические явления в английском языке, такие как глагол to be, порядок слов в английском предложении, времена английского глагола, образование множественного числа существительных и т. д.
Каждая тема по грамматике излагается в виде лекции-беседы, учащиеся ведут конспект, выполняют тесты. Познавательная задача ставится в начале занятия, для мотивации к усвоению темы дается коммуникативное задание.
Возможны грамматические стоп-уроки (2 часа), на которых проводится знакомство с новым грамматическим материалом или осуществляется контроль знаний учащихся в виде зачетов и выполняются грамматические тесты по соответствующим темам.
Учебно-тематический план
1. Лекционный курс.
Тема 1. Глагол to be. Множественное число существительных.
Progressivе Tenses. 2 часа
Тема 2. Порядок слов в английском предложении. Артикли. Предлоги места. 2 часа
Тема 3. Глагол to have. Повелительное наклонение. Past Tenses. Предлоги направления. 2 часа
Тема 4. Present Tenses. Предлоги времени. Местоимение. 2 часа
Тема 5. Видовременные формы глаголов в Present Perfect и Past Simple (в сравнении). Числительные. 2 часа
Тема 6. Притяжательный падеж существительных. Предлоги отношения. Косвенная речь. 2 часа
Тема 7. Имя прилагательное. Глаголы с предлогами. Герундий. 2 часа
Тема 8. Конструкция there is/are. Повторение видовременных форм глагола в Present и Past Тenses. 2 часа
Тема 9. Словообразование в английском языке. Пассивный залог. 2 часа
Тема 10. Инфинитив. Причастие. 2 часа
2. Практический курс.
1) Устная речь:
а) диалог: составление диалогов, 5 часов
контроль диалогической речи; 5 часов
б) монолог: составление монологов, 5 часов
контроль монологической речи, 5 часов
2) Аудирование текстов. 5 часов
3) Письменная речь (диктанты, сочинения, аннотации, письма, тесты). 10 часов
4) Чтение и обсуждение текстов. 13 часов
______________________
Итого: 48 часов
Пояснение функций глагола to be, повторение спряжения. Обобщение случаев образования множественного числа в английском языке. Обобщение видовременных форм английского глагола. Progressive Tenses в действительном залоге. Знакомство с дополнительными сведениями о четырех характеристиках действия, присущих мышлению англоговорящих людей.
Артикли. Предлоги места. Ознакомление со строгим порядком слов в английском утвердительном предложении. Продолжение знакомства с существительным (артикли). Обобщение случаев употребления неопределенного и определенного артиклей и значимого отсутствия артикля (нулевого артикля).
Обратить внимание на то, что предлоги являются одним из основных средств, которые указывают на связь слов в предложении. Систематизация предлогов места: in, on, at, over, above, in front of, opposite, between, among, by, inside, outside, beside, next to, under.
Тема 3. Глагол to have. Повелительное наклонение. Предлоги направления. Знакомство с функциями глагола to have. Определение наклонения, особенности образования глагола в повелительном наклонении в английском языке. Обобщение видовременных форм английского глагола в Past Tenses в действительном залоге. Систематизация предлогов направления: into, out of, through, towards, about, trough, by, round, down, up.
Тема 4. Present Tenses. Предлоги времени. Местоимение. Обобщение видовременных форм английского глагола в Present Tenses. Продолжение систематизации предлогов.
Предлоги времени: before, after, since, on, in, at, for, during. Знакомство с основными группами местоимений в английском языке: личные, притяжательные, указательные, вопросительные, неопределенные, отрицательные, возвратные, относительные.
Тема 5. Видовременные формы глагола в Present Perfect u Past Simple в действительном залоге (в сравнении). Числительные. Обобщение случаев употребления глаголов в Present Perfect u Past Simple (в сравнении), присущих мышлению англо-говорящих людей. Знакомство с классификацией числительных и случаями их употребления в английском языке.
Тема 6. Притяжательный падеж существительных. Предлоги отношения. Косвенная речь. Продолжение знакомства с существительными (притяжательный падеж). Особенности образования притяжательного падежа существительного в английском языке. Продолжение систематизации предлогов. Предлоги отношения: of, for, by, аbоut, because of. Знакомство с правилами согласования времен при переходе от прямой речи к косвенной.
Тема 7. Имя прилагательное. Глаголы с предлогами. Герундий. Знакомство со степенями сравнения прилагательного в английском языке. Способы образования трех степеней сравнения прилагательного. Знакомство с наиболее распространенными глаголами с предлогами, после которых употребляется герундий. Знакомство с неличной формой глагола – герундием, его функциями в английском предложении.
Тема 8. Конструкция there is/are. Повторение видовременных форм глагола в Present, Past, Future Тenses. Знакомство с особенностями конструкции there is/are, способом перевода. Повторение способов образования и случаев употребления видовременных форм английского глагола в Present, Past Tenses, соотнесение с мышлением англоговорящих людей. Обобщение способов образования и случаев употребления видовременных форм глагола в Future Tenses.
Тема 9. Словообразование в английском языке. Пассивный залог. Знакомство с основными моделями образования существительных, прилагательных в английском языке. Знакомство с определением, формой пассивного (страдательного) залога и случаями его употребления в речи.
Продолжение знакомства с неличными формами глагола (инфинитив, причастие). Определение причастия, его формальные признаки, формы инфинитива, сложное дополнение (Complex Object).
1. Устная речь:
а) диалог; составление диалогов на следующие темы:
1. «Мы летим в Москву».
2. «Встреча в аэропорту».
3. «Это наша квартира».
4. «Школа».
5. «Какое у тебя любимое время года?».
6. «Каким бывает день у занятых людей?».
7. «Когда у вас есть свободное время?».
8. «Мы собираемся осматривать достопримечательности Москвы».
9. «Мир, в котором мы живем».
10. «Спорт – это здоровье».
11. «Сцена и экран».
12. «Что вы любите читать».
Примерные варианты заданий на развитие диалогической речи:
1. Прочитайте текст (или прослушайте) и расспросите меня (учителя) для получения большей информации.
2. Составьте короткий диалог. Ограничьтесь одиночными предложениями, которые либо повторяют упражнение партнера, либо комментируют его отношение.
Например, по теме «Какое у тебя любимое время года?».
A: Autumn is a rainy season.
B: A rainy season ?
A: The sky is often cloudy.
B: Often? But there may be a spell of sunny weather.
A: Sunny weather? You mean «Indian summer»?
B: Yes, I do.
A: Don’t get so angry.
B: Me, angry?
A: You were getting angry, etc…
б) Монолог; сообщения, небольшие доклады делаются после отработки следующих тем:
1. «Россия».
2. «Что такое НЛО?».
3. «Жилищное строительство в нашей стране».
4. «Русские праздники».
5. «Возможность трудоустройства в России».
6. «Из истории приготовления пищи».
7. «Достопримечательности Москвы, Лондона».
8. «Экологические проблемы».
9. «Спортивная жизнь».
10. «Сравнительное литературоведение».
2. Аудирование.
Аудирование – это сложный вид деятельности, умение слушать и понимать иноязычную речь на слух. Следует отметить важность установки. Психологи утверждают, что правильно поставленное задание повышает эффективность передачи воспринятого на слух сообщения на 25%. В понимании иноязычной речи учащиеся могут быть заинтересованы по-разному.
Они слушают:
а) чтобы ответить на вопросы;
б) чтобы приобрести те или иные знания;
в) для удовольствия или развлечения;
г) чтобы понять содержание;
д) для того, чтобы получить тему, которую надо будет развивать далее или высказать о ней свое мнение.
Решаются следующие дидактические задачи:
1. Выделить основные факты, о которых идет речь в сообщении.
2. Наблюдать последовательность действий.
3. Отличить основные факты от второстепенных.
4. По заглавию текста определить его примерную тематику.
5. Понимать текст без перевода.
6. Прослушать рассказ и передать его содержание в максимально сжатой форме.
7. Прослушать текст и составить план.
8. Прослушать текст и дать ему заглавие.
9. Поставить вопросы к прослушанному тексту.
10. Понять серию предварительных вопросов, логически связанных между собой.
3. Письменная речь.
Согласно «Программе обучения иностранным языкам в общеобразовательных школах различного типа» ученики должны овладевать письмом как видом речевой деятельности и пользоваться им как средством передачи сообщений в различных речевых формах (описание, повествование, рассуждение).
Методисты и лингвисты, как отечественные, так и зарубежные, считают, что текстовым диктантом можно считать отрывок из 100-150 слов из современного источника, который должен быть использован не как контрольная работа, а как обучающее упражнение. Диктант может проводиться раз в месяц.
Этапы написания сочинения в форме монолога:
а) подбор и внимательное чтение материала по заданной теме;
б) составление развернутого плана сочинения;
в) написание черновика сочинения и сверка его содержания с развернутым планом или таблицей. Проверка орфографии и грамматики. Возможно обсуждение написанного с товарищами в группе или с учителем;
г) написание чистового варианта сочинения.
Возможные темы сочинений:
1. Describe autumn (winter, spring, summer).
2. September mood in Russia (England).
3. An imaginable journey to the mountains in winter (summer).
4. Describe a holiday in your country which you think would think appeal to a foreigner.
4. Обучение чтению.
Чтение вырабатывает у школьника умение точно и глубоко понимать текст, передавать и оценивать содержание, а также обеспечивает активизацию словарного материала, расширяет навыки устной и письменной речи.
Система упражнений для усвоения текстов включает три этапа: подготовительный, собственно работа над текстом и завершающий.
Подготовительный этап: учитель дает краткую информацию о содержании текста, уделяя особое внимание реалиям, отражающим страноведческий аспект.
Чтение текстов (как в классе, так и дома) – это второй этап обучения чтению на английском языке.
Чтение, как классное, так и домашнее, включает отработку определенного словаря. Словарь отбирается в двух планах: репродуктивном (активный словарь) и рецептивном (необходимый только для понимания текста).
После прочтения текста учащимся можно предложить упражнения на проверку понимания прочитанного. Лучше всего расположить упражнения в следующей последовательности:
1) Проверка общего содержания прочитанного, поиск основных идей в тексте (после первого прочтения текста про себя).
2) Поиск в тексте ответов на более конкретные вопросы.
Завершающий этап обучения чтению – обсуждение прочитанного. При этом надо стремиться к тому, чтобы в обсуждении участвовали все учащиеся.
В своей работе я использую технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре. Одним из принципов этой технологии обучения является личностная ориентация общения.
Учащийся по окончании курса должен уметь:
1) говорить «на уровне выживаемости», т. е.:
– устанавливать и поддерживать контакт в разговоре;
– сообщать и запрашивать информацию;
– выражать свое мнение;
2) рассказывать о себе, о своем друге, школе, городе, описывать природу, внешность, делать краткие сообщения.
Достижение «уровня выживаемости» в области обучения аудированию предполагает формирование элементарной коммуникативной компетенции в этом виде речевой деятельности, а именно:
1) умение понимать разговорную речь носителя языка в ситуациях повседневного общения;
2) умение понимать основное содержание аудиотекста.
Что касается чтения, учащиеся должны уметь читать различные аутентичные тексты: художественные, научно-популярные, прагматические, регулирующие повседневную жизнь людей в стране изучаемого языка, с пониманием общего содержания (ознакомительное чтение), полным пониманием (изучающее чтение), а также с поиском интересующей или необходимой информации (просмотровое чтение).
Если ученик умеет:
1) заполнить анкету;
2) написать поздравительную открытку зарубежному сверстнику к празднику;
3) написать личное письмо зарубежному другу (о себе, своей семье, друге, учебе, интересах, праздниках и др.), используя основные правила его оформления, в т.ч. этикетные,
то он достиг элементарной коммуникативной компетенции в овладении письменной речью.
Учащиеся должны знать:
– основные грамматические явления в английском языке;
– элементарные нормы социально- культурного поведения, принятые в странах изучаемого языка (правила речевого и неречевого поведения);
– как рационально учиться (пользоваться словарем, справочной литературой, выборочным переводом);
– традиции и обычаи страны изучаемого языка.
Рекомендации по проведению занятий
Каждое занятие должно иметь практическую направленность.
Научить говорить можно, только говоря, слушать – слушая, читать – читая. Прежде всего это касается упражнений: чем больше упражнение напоминает реальное общение, тем оно эффективнее. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем, которые интересуют учащихся данного возраста.
Одним из принципов технологии коммуникативного обучения является новизна. Это прежде всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.). Это и информативность материала, и разнообразие приемов работы.
Безликой речь не бывает речь всегда индивидуальна, поэтому общение носит личностный характер. Любой человек отличается от других людей и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельностью. Коммуникативное обучение предполагает учет всех этих личностных характеристик, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, сформированы взаимоотношения и т.д.
Такой подход к обучению требует иной, отличной от традиционной организации учебного пространства. Ребята сидят не в затылок друг к другу, а полукругом или произвольно. В такой импровизированной маленькой гостиной удобнее общаться, снимается официальная атмосфера, чувство скованности, идет обучающее общение. Это пространство должно имитировать «погружение» в данную языковую среду.
Результативность
Письменный контроль осуществляется с целью усвоения лексического, речевого и грамматического материала, заключенного в микроцикле. Каждое задание оценивается в процентах. Если в задании 10 пунктов, каждый пункт засчитывается как 10% при условии, что на него дан правильный ответ, и затем подсчитывается общее количество правильных ответов. Далее проценты переводятся в оценки:
100% – 90% – «5»;
90% – 70% – «4»;
70% – 60% – «3»;
ниже 60% – «2».
В качестве контроля усвоения учебного материала используются также устные зачеты, тесты, олимпиады, контрольные работы.
Ольга КОЛЯДОВА, учитель английского языка СШ №24 г. Удачный Мирнинского района
Комментарии