Мониторинг был проведен в отношении 363 образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры. В ходе работы был выявлен ряд проблемных вопросов.
Сегодня Рособрнадзор провел экспертную сессию по вопросам формирования подходов к проведению аккредитационного мониторинга по программам высшего образования. Как напомнил глава ведомства Анзор Музаев, были утверждены восемь показателей, в соответствии с которыми и должен проводиться аккредитационный мониторинг.
Речь идет: о среднем балле ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний творческой направленности студентов-очников; наличие электронной информационно-образовательной среды; доля учащихся, успешно завершивших обучение по образовательной программе; доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень, ученое звание и различные награды; доля работников, имеющих стаж работы по профилю реализуемой образовательной программы; наличие внутренней системы оценки качества образования; доля выпускников, выполнивших обязательства по целевым договорам; процент трудоустройства выпускников в течение года после получения диплома.
Анзор Музаев заявил, что первый аккредитационный мониторинг вузов, скорее всего, начнется осенью 2023 года. Далее он будет проводиться раз в три года. Он также подчеркнул, что Рособрнадзор по итогам мониторинга не собирается составлять рейтинг или определять лучшие и худшие университеты. Цель мониторинга заключается в выявлении проблем, чтобы сами вузы об этом знали и принимали необходимые управленческие решения.
«Попадание вуза в «красную» зону еще не будет означать его автоматического включения в план проверок», – приводит пресс-служба Рособрнадзора слова Музаева.
В свою очередь директор по развитию ГК «Просвещение» Наталья Алтыникова рассказала о том, как прошла апробация аккредитационного мониторинга в 61 вузе восьми федеральных округов. Мониторинг был проведен в отношении 363 образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры. При этом учебные программы включались в мониторинг выборочно. Федеральный центр тестирования запустил информационную систему «Аккредитационный мониторинг», в которую университеты загружали данные.
По словам Натальи Алтыниковой, апробация показала, что программы бакалавриата и специалитета чаще преодолевали пороговое значение итогового балла, чем программы магистратуры. При этом по многим программам вузы не смогли предоставить в полном объеме информацию для мониторинга. Но это произошло по объективным причинам, уточнила она.
Был выявлен ряд проблемных вопросов. Например, данные в информационных системах представлены в основном в свете направлений подготовки, а не образовательных программ. Также нет стандартных требований к электронной информационно-образовательной среде вуза. Поэтому не до конца понятно, как подтверждать достоверность предоставленных университетом данных, как учитывать результаты внутренней системы оценки качества образования.
Наталья Алтыникова заявила, что в дальнейшем нужно будет дополнить перечень показателей аккредитационного мониторинга с учетом результатов внешней оценки. Например, профессиональной аккредитации или независимой оценки квалификации.
Руководитель рабочей группы по апробации аккредитационного мониторинга Наталья Алтыникова считает, что процедуру в отношении образовательных программ нужно проводить выборочно, чтобы не перегружать вузы лишней работой по внесению данных. А при отборе программ можно руководствоваться их значимостью для экономики, наличием набора и выпуска в текущем году и так далее.
Напомним, что с 1 марта 2022 года аккредитация вузов стала бессрочной. Вместо этого Рособрнадзор вводит специальный мониторинг качества обучения по восьми аккредитационным показателям. По итогам мониторинга вуз либо подтверждает соответствие установленным показателям, либо попадает в зону риска (так называемую «красную зону»), что может стать основанием для проверки.
В январе текущего года глава Рособрнадзора пояснял, что по итогам мониторинга университету нужно будет набрать 70 баллов – такая предварительная планка была установлена. Он также сообщал, что в течение 2022 года пройдет апробация мониторинга в отраслевых вузах и негосударственного сектора. Планировалось в том числе проверить, насколько установленные баллы и показатели позволят механизму качественно работать.
Комментарии