Реформы в сфере образования постоянно держат отраслевой профсоюз «в тонусе». Ему приходится все время быть на страже, чтобы предупредить негативные социальные последствия преобразований и свести возможные потери к минимуму. Модернизация профессионального образования – не исключение. Проблемы студентов и преподавателей стали предметом пристального внимания профсоюза в последние три года. Об этом на недавно прошедшем пленуме ЦК говорила в своем докладе председатель профсоюза Галина МЕРКУЛОВА.
Коллективы учреждений профессионального образования последовательно продолжают реализацию основных положений Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В большинстве из них сохранена или возрождается единая научно-производственная, экспериментальная и инновационная база, открывающая реальную возможность использования потенциала ученых, аспирантов, докторантов, студентов и инженеров.
ЦК профсоюза удалось выстроить систему соглашений, которая позволила вести полноценный и, что очень важно, непрерывный диалог с федеральными органами исполнительной и законодательной власти, а также с Российским союзом ректоров в условиях административной реформы, реформы бюджетных секторов экономики и модернизации российского образования. Система соглашений своевременно адаптировала структуру и содержание отраслевой системы социального партнерства на федеральном уровне к новой структуре федеральных органов исполнительной власти и системе распределения полномочий между уровнями власти в стране.
В основном в отрасли сохранена многоплановая инфраструктура учреждений профессионального образования, включающая общежития, столовые, спортивно-оздоровительные базы, центры здоровья, народные театры, Дома культуры, школы, детские сады, многочисленные художественные коллективы и спортивные команды, вузовские газеты, телеканалы, сайты. Можно назвать многие коллективы, чей опыт достоин распространения. Среди них – Орловский государственный технический университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Донской государственный технический университет, Томский политехнический университет, Томский государственный университет, Ульяновский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет и другие.
За последние годы стало очевидно, что выстоять в сложной ситуации преобразований может лишь тот вуз, где все реформы обсуждаются, а начинания рождаются внутри коллектива, способного создать свою миссию и реализовать ее, опираясь на хорошее социальное партнерство и условия труда, а также социальные программы поддержки работников. По сути, в таких творческих коллективах каждый сотрудник, будь он профессором или молодым специалистом, становится участником единого учебного, научного и хозяйственного процесса. Он живет, трудится и участвует в создании технологической среды учреждения европейского уровня.
В связи с увеличением объема работы преподавателей по подготовке новых дисциплин, вводимых при переходе на многоуровневую систему обучения, на стандарты нового поколения, профсоюзным организациям вузов через коллективный договор удалось ввести доплаты профессорско-преподавательскому составу. Например, в Сибирском государственном технологическом университете доплата составляет 20%. В Финансовой академии при Президенте РФ установлены стимулирующие надбавки: профессорам – 60%, доцентам – 40%, старшим преподавателям, ассистентам – 20% от должностного оклада. В Новосибирском государственном техническом университете преподавателям за освоение новых технологий по представлению профсоюзной организации устанавливаются надбавки до 35% оклада из внебюджетных средств. Учитывая необходимость подготовки преподавателей к работе на едином европейском образовательном пространстве, в вузах применяется система стимулирования изучения и использования иностранного языка, вводится система мероприятий по организации обучения преподавателей новым информационным технологиям по профилю профессиональной деятельности, создаются программы поддержки молодых сотрудников, ученых, советы по работе с молодыми преподавателями. Например, в некоторых вузах Карелии, Белгорода, Красноярска, Ульяновска оказывают содействие молодым работникам при оформлении завершенных докторских и кандидатских диссертаций; в Рязанском институте Московского государственного открытого университета преподавателям предоставляется один свободный день в неделю для методической, научно-исследовательской работы и повышения квалификации; в Воронежской лесотехнической академии установлено сокращенное рабочее время (36 часов в неделю) для работников, получающих высшее образование без отрыва от производства; в Тверском государственном университете введена ежемесячная доплата за оказание дополнительных образовательных услуг.
Устанавливаются дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день (например, в Томском политехническом университете – до 12 календарных дней), по представлению профсоюзной организации утверждается перечень тех должностей, на которые этот отпуск распространяется, устанавливаются также дополнительные отпуска одиноким матерям, сотрудникам, имеющим двух и более детей до 18 лет. В некоторых коллективных договорах появились пункты, касающиеся поддержки преподавателей, работающих в филиалах вузов.
Ежегодно в вузах проходит большое количество конкурсов, посвященных условиям труда. Среди них смотр-конкурс «Наша аудитория» (Сибирский государственный технологический университет), конкурс «На лучшего уполномоченного по охране труда», конкурсы профессионального мастерства «Профессор года», «Ученый года», «На лучшую НИР», «Лучшую кафедру», «Лучшую учебно-методическую работу» (Алтайский государственный технологический университет, Уральский государственный технический университет – УПИ).
Для повышения авторитета и статуса профессорско-преподавательского состава многие вузы ввели почетные звания, например, «Заслуженный работник Новосибирского государственного технического университета», «Ветеран Уральского государственного технического университета – УПИ», «Почетный доктор Уральского государственного технического университета – УПИ». Тому, кто удостоен такого звания, выплачивается пособие в размере двух окладов. В Читинском государственном университете вручают памятный адрес и премию в размере оклада сотрудникам, проработавшим более 10 лет. За звание «Профессор Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова» выплачивается персональная надбавка в размере 25% от должностного оклада. В Московском государственном техническом университете имени Баумана проводится конкурс «Лучший преподаватель МГТУ им. Н.Э. Баумана», и победителям приказом ректора устанавливаются ежемесячные стимулирующие надбавки на текущий год.
В соответствии с п.7.2.1. Отраслевого соглашения в коллективных договорах вузов предусматривается выделение средств на аттестацию рабочих мест, как правило, из всех источников финансирования: в пределах 2% от фонда оплаты труда и 0,7% от расходов на содержание учреждения в соответствии со сметой. На охрану труда большинство вузов выделяют от 1 до 2% от фонда оплаты труда.
Безусловно, профсоюзная организация вуза и ссуза сегодня должна стать заинтересованной в принятии и реализации единой кадровой политики, программы развития персонала, системы непрерывного повышения квалификации, учитывающей потребности образовательного учреждения и личные потребности профессорско-преподавательского состава. Должна разрабатываться система мотивации и поощрения персонала за деятельность по улучшению качества образования. Этого же требуют основные критерии, характеризующие деятельность образовательных учреждений при аккредитации. Кроме того, вузу дается оценка по системе повышения благосостояния и социальной защиты работников, выделению необходимых ресурсов на улучшение условий труда, при этом учитываются пожелания преподавателей.
Профсоюзная организация должна знать критерии оценки деятельности образовательного учреждения, постоянно анализировать положение сотрудников, сравнивая свои показатели с ведущими вузами, создавая систему мониторинга, внося предложения и отстаивая права работников на достойные условия труда и социальные программы.
Вторая, и не менее важная задача, – планы, результаты опросов должны обсуждаться в коллективах кафедр, факультетов, а принятые решения доводиться до работников.
Обеспеченность аудиторным фондом, доступ к современному оборудованию, интернету, оргтехнике, литературе – составляющие условий труда преподавателей, и, значит, они должны стать заботой профсоюзной организации.
Изучая практику работы, основные документы, профсоюзная организация должна занять активную позицию, закладывая в коллективный договор с администрацией вуза соответствующие разделы, создавая комиссии, рабочие группы для решения комплекса вопросов, связанных с профессиональными и социальными условиями работы профессорско-преподавательского состава.
Как показал анализ коллективных договоров вузов, более 70% их пунктов посвящены улучшению условий труда: занятость, установление дополнительных гарантий работникам, попавшим под сокращение, единовременные пособия в связи с уходом на пенсию, материальная поддержка работников, повышающих свою квалификацию, компенсация затрат на обучение в аспирантуре, докторантуре, премирование за защиту диссертации в срок, дополнительные пособия пострадавшим при несчастных случаях на производстве, компенсация за лечение, диагностическое обследование, добровольное медицинское страхование, выплаты молодым семьям, займы, ссуды.
Выросло число вузов, принимающих меры по поддержке молодых сотрудников, появились программы, использующие комплексный подход к омоложению профессорско-преподавательского состава. Например, в Кемеровском государственном университете работает программа «Кадры». Создание социальных паспортов, базы данных о малообеспеченных работниках, пенсионерах, одиноких матерях, отцах, многодетных семьях практикуется в Томском политехническом университете, Забайкальском педагогическом университете. Программы социальной поддержки вузов действуют в Тюменском государственном нефтегазовом университете, Красноярском архитектурно-строительном университете. Фонды социальной поддержки созданы в Новосибирском государственном техническом университете, Сибирском государственном технологическом университете, Томском университете радиоэлектроники и электронной техники. В Томском педагогическом, Иркутском университетах не менее 1% внебюджетных средств тратится на социальную поддержку работников.
С учетом разграничения полномочий между федеральным центром и регионами в ведении Рособразования функционируют только 7,4% учреждений начального и около 33% учреждений среднего профессионального образования.
Работа ЦК профсоюза с подведомственными Рособразованию учреждениями профессионального образования строится через территориальные организации профсоюза и сотрудничество с Российским союзом ректоров, советами директоров СПО и НПО, президиумами Координационного совета председателей вузовских профкомов (КСП) и Студенческого координационного совета (СКС).
Отдел профессионального образования ЦК профсоюза представлен в Координационном совете по развитию научно-исследовательской деятельности в подведомственных вузах. Внесены предложения в план его работы на 2008 год, предполагающие проведение анализа кадрового потенциала вузовской науки, повышение научной мобильности, мы поднимаем вопросы о защите прав интеллектуальной собственности, о нормативно-правовом регулировании, обеспечивающем современную интеграцию науки и образования. Считаем, что необходимо вернуться к положениям о научно-исследовательской работе вуза, о научно-исследовательской лаборатории, внести в них изменения, соответствующие времени. Предложено вновь поставить вопрос об определении подходов к оценке труда научных работников вузов, учитывая, в том числе, введение отраслевой системы оплаты труда. Представители профсоюза входят в рабочую группу Рособразования по вопросам введения новой системы оплаты труда.
Отдел совместно с отраслевой лабораторией на базе Рязанского государственного радиотехнического университета провел анализ коллективных договоров Уральского, Сибирского и Центрального федеральных округов. В сентябре 2007 года была создана рабочая группа Президиума СКС по проведению аналогичной работы со студенческими соглашениями.
Совместно с отделом социальной поддержки Рособразования был изучен опыт работы Тюменского государственного нефтегазового университета, который рассматривался на коллегии Рособразования, одобрен и рекомендован к использованию.
Анализ анкет, поступивших из территориальных организаций профсоюза, показывает, что при ныне существующем разграничении властных полномочий им не удается вести системную работу по включению регионов в софинансирование вузов и социальную поддержку работников федеральных учреждений образования. Только в двух территориях (Белгородская и Кемеровская области) в региональные соглашения удалось включить отдельные пункты по социальной поддержке работников вузов. Только в Волгограде и Москве заключены трехсторонние соглашения между органами исполнительной власти, территориальными организациями профсоюза и советами ректоров. Лишь в четырех территориях (Ростовская и Томская области, Республика Татарстан, Хабаровский край) председатели советов ректоров и директоров СПО включены в состав трехсторонних комиссий. Только в 7 территориях региональные программы по поддержке работников образования распространены на работников учреждений федерального подчинения (Белгородская, Кемеровская, Липецкая, Тюменская области, Приморский край, Республика Татарстан, город Москва). Чаще всего это программы обеспечения жильем и оздоровления. В основной массе регионов социальная поддержка работников учреждений федерального подчинения осуществляется из внебюджетных средств вузов.
В материалах, присланных территориальными организациями профсоюза в ходе подготовки к пленуму, работа по улучшению условий труда и повышению уровня социальной поддержки работников высшей школы представлена недостаточно подробно. В большинстве материалов содержится только упоминание о том, что она ведется внутри самих вузов в рамках социального партнерства. Лишь семь отчетов – из Красноярского и Пермского краев, Республики Татарстан, Кемеровской, Белгородской, Челябинской и Ростовской областей – представляют системную работу территориальной организации профсоюза.
Можно выделить три территории-донора, где помимо хорошей организационной и методической работы существует солидное софинансирование федеральных вузов из регионального и муниципального бюджетов. Это Кемерово, Белгород и Республика Татарстан. В Кемеровской области в 2006 году – 187, а за 10 месяцев 2007 года – 109 работников вузов получили льготные жилищные займы в рамках региональной программы. Ежегодно не менее 100 работников вузов поправляют свое здоровье в региональных здравницах за счет областного бюджета. Выделяются гранты губернатора для поддержки кандидатов и докторов наук, научных школ и научно-педагогических коллективов. В Белгородской области в IV квартале 2007 года закончено строительство 68-квартирного дома для преподавателей БГТУ при 25-процентном софинансировании из регионального бюджета. Строится 80-квартирный дом на таких же условиях для БГУ. Молодые сотрудники вузов включаются в число членов кредитного потребительского кооператива «Свой дом» на очень выгодных условиях. Работники вузов включены в региональную программу по диспансеризации и прохождению бесплатных медосмотров. Участвуют регион и город и в строительстве материальной базы вузов. В Республике Татарстан построен второй 208-квартирный межвузовский дом. Работники вузов получают ссуды на приобретение жилья и для включения в программу ипотеки. Во всех трех регионах идет активное взаимодействие профсоюзных организаций вузов с советами ректоров. В Республике Татарстан председатели советов ректоров и директоров СПО включены в состав трехсторонней комиссии.
Очень активно работают КСП и территориальные организации профсоюза с ректорским корпусом в Пермском и Красноярском краях. В Перми представители сотрудников и студентов входят в Совет ректоров. В Красноярске КСП активно сотрудничает с Профессорским собранием. В Ростове-на-Дону председатель КСП Вячеслав Семигук и председатель СКС Магомед Магомедов также входят в Совет ректоров. Во всех 7 перечисленных регионах советы ректоров совместно с профсоюзными организациями регулярно рассматривают вопросы повышения квалификации, социальной поддержки работников, оздоровления, охраны труда и социального партнерства. Во всех 7 регионах активно работает колдоговорное регулирование. Аттестация рабочих мест работников вузов особенно широко проводится в Казани, Перми и Челябинске.
Существующий сегодня статус работников высшей школы требует безотлагательных мер по обеспечению достойного уровня жизни и воспроизводства преподавательских кадров. Рособразование и профсоюз разработали ведомственную целевую программу «Повышение социального статуса работников и обучающихся подведомственных образовательных учреждений». Рабочая группа, созданная в соответствии с приказом Рособразования от 12.05.2006 года №388, подготовила проект этой программы и комплекс первоочередных системных мероприятий.
Изменения законодательства Российской Федерации потребовали внесения изменений и дополнений в Отраслевое соглашение по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2006-2008 годы. Работа в данном направлении продолжалась на протяжении 2007 года, и 21 декабря было подписано Соглашение о внесении изменений и дополнений в этот важнейший документ образовательной отрасли.
Ряд новых пунктов Отраслевого соглашения введен в связи с появлением Федерального закона от 3 ноября 2006 года №174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Закон вызывает противоречивые оценки и конкретные опасения за судьбу отдельных учреждений и образовательной отрасли в целом. Тем ценнее понимание и поддержка со стороны Рособразования в общем стремлении сделать процесс реформирования и модернизации образования наиболее прозрачным и эффективным. Используя принятые изменения и дополнения, необходимо внимательно отнестись к уставам вузов, различным положениям, регламентирующим жизнь учреждения, расширить права работников и обучающихся на участие в управлении вузом в столь сложный период. Крайне важно отразить в уставе вуза договоренность Рособразования и профсоюза о признании высшим коллегиальным органом учреждения общего собрания (конференции) работников и обучающихся.
В текущем 2008 году предстоит не менее значимая и сложная работа – подготовка нового Отраслевого соглашения. Основой данного документа может и должен стать опыт социального партнерства в учреждениях профессионального образования. Нам необходимо повышать правовой статус отраслевых соглашений на всех уровнях социального партнерства, особенно в части регулирования вопросов тарифной политики и рынка труда. И первые шаги в указанном направлении должны быть предприняты уже при разработке нового федерального Отраслевого соглашения на 2009-2011 годы.
Информация к сведению
Профсоюз ведет планомерную работу по организации подготовки научно-педагогических кадров, повышения квалификации и переподготовки преподавателей.
125 миллионов рублей, дополнительно выделяемых из федерального бюджета в течение последних трех лет, позволили создать распределенную федерально-региональную систему повышения квалификации. В регионах расположены 35 базовых вузов, принимающих преподавателей.
В 2007 году свою квалификацию повысили 59 тысяч научно-педагогических работников. Как правило, программы курсов были связаны с проблемами модернизации отрасли и рассчитаны на 72 часа. Программы большей продолжительности в основном не реализовывались из-за недостатка средств.
Анализ анкет председателей профсоюзных организаций, присланных из 30 вузов, показывает, что средний размер средств, расходуемых учебными заведениями на повышение квалификации из бюджетных источников, составляет 300 тысяч рублей в год. Процент работников, повысивших квалификацию за 2007 год, по различным вузам варьируется от 10% до 70% от общего числа сотрудников, этот показатель во многом зависит от привлечения внебюджетных средств.
Аналогично была организована работа по повышению квалификации 6500 работников 650 учреждений начального и среднего профессионального образования. Эту работу проводили 25 ведущих вузов, распределенных по регионам. Объем выделенных на эти цели средств федерального бюджета составил 100 миллионов рублей.
Приоритетными направлениями повышения квалификации являлись:
– информационно-коммуникационные технологии;
– современные педагогические технологии;
– управление качеством образования;
– менеджмент в образовании;
– инновационная деятельность.
Проблемы, связанные с ростом профессиональной квалификации, обсуждались в 2007 году на VIII Всероссийской конференции по дополнительному образованию. В ее работе приняли участие представители 148 вузов, ссузов и учреждений дополнительного профессионального образования из 51 региона России. В работе конференции принимал участие отдел профессионального образования ЦК профсоюза.
Вопрос о необходимости усиления работы по переподготовке и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вынесен на совместное обсуждение президиума КСП и руководства Федерального агентства по образованию в первом квартале 2008 года.
Комментарии