Еще не так давно любой, кто имел хотя бы смутное представление о грамматике английского языка, знал, что must – это модальный глагол, весьма капризный и привередливый, живущий по собственным правилам и законам и требующий особого к себе отношения. А сегодня словари фиксируют появление существительного a must, которое означает нечто непременное и обязательное. О чем говорит подобная метаморфоза? О том, что язык – явление живое и текучее, а значит, и тем, кто учит его, а особенно тем, кто преподает, нельзя быть ленивыми и нелюбопытными. Во всяком случае отгораживаться от неминуемых перемен старыми учебниками – это точно не дело.
Об этом, в частности, шла речь на организованной издательством «ДРОФА» межрегиональной конференции «Эффективная подготовка к государственной итоговой аттестации по английскому языку: формы организации и методические приемы». Потому как в самом ближайшем будущем ЕГЭ по английскому языку станет для всех без исключения выпускников российских школ a must, и думать о том, как готовить учеников к этому испытанию, надо уже сейчас.Союз лингвистики и методикиУченикам специализированных школ и гимназий можно только позавидовать: в их расписании, как правило, пять часов английского в неделю, и к выпускным экзаменам ребята подойдут во всеоружии. Ведь у них в распоряжении есть главное – время, которое можно разумно распределить между языковой практикой и предэкзаменационным тренингом. А что делать тем, для кого знакомство с языком Шекспира и Диккенса ограничивается всего тремя уроками? Надеяться на удачу, на репетиторов, на то, что учителю удастся натаскать класс на угадывание заложенных в тесты закономерностей? Конечно, есть и такой путь, но лучше все-таки найти учебно-методический комплекс, системно, поступательно, шаг за шагом погружающий в иностранный язык и одновременно помогающий разобраться во всех тонкостях заданий ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ, позволяющий привыкнуть к разнообразию существующих сегодня экзаменационных форм.Именно такую линию УМК по английскому языку «Rainbow English» для 2-11-х классов общеобразовательных школ представили участникам конференции издательство «ДРОФА» и авторский коллектив серии: доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой английской филологии Московского городского педагогического университета Ольга Васильевна Афанасьева и ее коллеги – кандидат филологических наук, доцент Ирина Владимировна Михеева и доктор филологических наук, профессор Ксения Михайловна Баранова.- Думаю, никто не будет спорить с тем, что одному человеку создать полноценный учебник не под силу, – говорит Ольга Васильевна Афанасьева. – Вот и «Rainbow English» писал большой коллектив ученых. Помимо основных авторов в работе участвовали доктор педагогических наук, профессор Наталья Витальевна Языкова и кандидаты педагогических наук, доценты Екатерина Алексеевна Колесникова, Светлана Николаевна Макеева, Елена Юрьевна Фроликова. Все мы помогали друг другу советами, свежими идеями, оригинальными находками. Важно, что учебник и его многочисленные компоненты – рабочие тетради и книги для чтения, лексико-грамматические практикумы и сборники диагностических работ, методички для учителя и рабочие программы – рождались в крепком творческом и научном союзе лингвистов, разбирающихся в тонкостях языка, и методистов, знакомых с новейшими тенденциями в его преподавании.По-русски не значит плохо- Вы спросите, зачем нужна новая линейка, когда существует столько прекрасно зарекомендовавших себя УМК, – продолжает Ольга Васильевна. – Дело в том, что устаревает все, и учебники не исключение. Сегодня появляется новая лексика, связанная с тем же Интернетом, возникают неожиданные грамматические нюансы. К тому же разработчики экзаменационных КИМов постоянно меняют правила игры – за этим тоже нужно следить. Конечно, идеальный учебник создать невозможно, но в «Rainbow English», как мне кажется, нам удались очень важные вещи. Во-первых, мы смогли оглянуться на то, что делали раньше, проанализировать и исправить какие-то методические недочеты, некорректности. Благодаря непрекращающейся обратной связи с учителями-практиками понимаем, каким темам надо уделять больше внимания и времени, какой материал (например, такой феномен английского языка, как время Present Perfect) нельзя вводить слишком рано, где нужно сделать шаг назад, отступить от общепринятых норм.Еще одна важная особенность, отличающая «Rainbow English» от других комплексов, – краткие и предельно ясные объяснения сложных грамматических правил на русском языке.- Помните, еще совсем недавно существовала твердая установка: only English is spoken here – любое общение на уроке должно вестись только на английском, – говорит Ольга Васильевна. – И мы задумались: а почему, собственно, это так? Ведь даже работая со студентами-филологами, мы позволяем себе иногда переводить отдельные языковые единицы, без четкого понимания которых дальше идти невозможно. Я отнюдь не за то, чтобы все объяснения шли на русском, но при этом абсолютно убеждена, что сложности и нюансы необходимо оговаривать на родном языке. Именно поэтому в учебниках «Rainbow English» правила сформулированы максимально доступно, но не на изучаемом языке. Это предупреждает те ошибки, которые может породить недопонимание.К экзаменам готовы!Конечно, больше всего собравшихся на конференции педагогов интересует, как именно новый УМК поможет их питомцам при подготовке к ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ. Авторы охотно объясняют: линейка соответствует ФГОС, основана на личностно-деятельностном подходе, но, главное, абсолютно все ее многочисленные компоненты системно связаны друг с другом.- Не секрет, что зачастую при создании тех или иных учебно-методических комплексов какие-то компоненты обязательно остаются «за бортом», – замечает Ольга Афанасьева. – И уже другие авторы начинают к этим УМК что-то дописывать. При этом обычно лексика не прорабатывается, автора интересуют лишь чистые грамматические структуры. Мы решили этого избежать. Создали, например, собственный лексико-грамматический практикум, оттачивающий ровно те умения и навыки, что ребята почерпнули при работе с учебником.Прилагаются к комплекту и книги для чтения. Ирина Владимировна Михеева обращает внимание коллег на то, что в «ридерах» для 4-х и 5-х классов часть рассказов переписана в коротенькие пьески, которые так и просятся на школьную сцену. А пока дети играют в театре, у них продолжают формироваться навыки устной речи, которые через несколько лет так пригодятся им при сдаче экзамена, не говоря уж о повседневной жизни.- Уже в начальной школе мы начинаем пошагово формировать у ребят готовность встретиться в итоговой государственной аттестации с таким форматом задания, как тестирование, – поясняет Светлана Макеева, один из авторов сборников диагностических работ. – К девятому классу ребенок постепенно привыкает к такой форме контроля, знакомится с разными вариантами подобных заданий. Помимо различных видов тестов сборники диагностических работ содержат ключи, таблицу для самооценивания, а это значит, что они понятны не только учителям, но и родителям, которые, даже не владея языком, могут помочь ребенку, проконтролировать его. Наши тесты – это не просто диагностика проблем и сухая констатация результатов. С их помощью можно прослеживать динамику и вовремя корректировать педагогические задачи.Естественно, все диагностические вопросы «вырастают» из материала учебника, который с самого начала настраивает на главное – мыслить широко и ничего не бояться. Он наполнен творческими заданиями, любопытной страноведческой информацией. От страницы к странице, от раздела к разделу ученики совершенствуются в составлении самостоятельных высказываний – устных и письменных, учатся сопоставлять, мыслить логически, анализировать, делать выводы. Упражнения, помеченные значком SFA (State Final Assessment), повторяют формат итоговых экзаменационных заданий. Тщательная и кропотливая работа со словообразованием, фразовыми глаголами, речевыми оборотами, идиомами со временем рождает в учениках чувство свободы – они уже не боятся, что не поймут чего-то в незнакомом тексте или в ситуации живого общения, не смогут сформулировать мысль, ведь их научили догадываться, перефразировать и даже шутить, одним словом, легко и непринужденно плыть по бурному языковому морю.- Те, кто выбирает «Rainbow English», сразу же отмечают, сколь разнообразен содержащийся в нем материал, и учебный, и диагностический, – говорит Ирина Михеева. – В этом и состояла одна из основных наших целей – показать ребятам, как по-разному могут строиться вопросы на экзамене, какими обычно бывают формулировки заданий. Хотя, конечно же, нам очень хочется, чтобы наши учебники не просто подготовили детей к ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ, но научили их свободно говорить, а возможно, и думать по-английски. Потому что экзамены проходят, а жизнь остается.Электронная форма учебника «Rainbow English» Точное постраничное соответствие учебнику на бумажной основе. Инструкция по установке, настройке и использованию ЭФУ, методическое пособие и инструмент контроля для учителя. Мультимедийные элементы, тесты с функцией контроля и самоконтроля, аудио- и видеофрагменты. Интерактивное содержание, удобная навигация. Функция полнотекстового поиска. Возможность делать закладки, оставлять заметки, изменять шрифт и размер изображений.МнениеТатьяна БЕЛОКЛОКОВА, учитель английского языка школы №2000, г. Москва:- «Rainbow English» – удивительный комплект, аналогов которому, честно говоря, я не знаю. Такой системности, стройности, продуманной сочетаемости заданий вы точно нигде больше не встретите. Он учит анализировать и доказывать, любое утверждение сопровождается авторским вопросом вдогонку: а почему? А зачем? Можете себе представить, что с помощью этой линейки можно обучить даже «необчучаемых», тех, на ком еще вчера учитель в глубине души ставил крест. И нет тут никакой фантастики: многократное повторение, работа с лексикой в 3D-объеме, прокручивание ее и так и эдак, во всей мыслимой и немыслимой многозначности. Система времен дается в оппозиции, при этом уже изученный материал не забывается, мол, прошли – и ладно, но постоянно «обновляется», на него нанизываются какие-то новые факты, подробности.Это доступный, понятный и учителям, и детям, и родителям, невероятно позитивный учебник. Берешь его в руки – и настроение улучшается. А еще он очень современный, учитывающий новые языковые и методические веяния, а также вызовы времени. Скажу только, что с его помощью мои ученики, а школа наша простая, не специализированная, без репетиторов сдают ЕГЭ в среднем на 82-86 баллов. А только что на пробном ЕГЭ одиннадцатиклассница получила 90 баллов. Вот что такое «Rainbow English».
Комментарии