В декабре завершился первый год работы онлайн-школы учителей года России «Высшая лига», организованной Центром просветительских инициатив Министерства просвещения Российской Федерации. Школа стала событием в жизни образования нашей страны, ведь появилась еще одна площадка, где учителя, студенты педагогических колледжей и вузов, молодые педагоги могут соприкоснуться с опытом лучших учителей России и взять из него все самое полезное для своей педагогической деятельности.
Подписчиков проекта в социальной сети «ВКонтакте» ждали 18 насыщенных профессиональными открытиями эфиров, спикерами которых стали победители Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет. О том, что такое метапредметность и какое значение она имеет для проектирования современного урока, на каких китах стоит педагогика XXI века и из чего складывается успех современного учителя, узнали те, кто подключался в прошедшем году к онлайн-встречам проекта.
Более 70000 зрителей посмотрели эфиры с участием учителей года России. Рекордсменом – свыше 18 тысяч просмотров в Сети – стала онлайн-встреча с Алексеем Овчинниковым, учителем биологии села Баловнево Данковского района Липецкой области, абсолютным победителем конкурса «Учитель года России» 2011 года.
Один из самых ярких эфиров «Свобода есть свобода» прошел с участием Александра Демахина, учителя МХК гимназии имени И.Б.Ольбинского города Сергиева Посада, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России» 2012 года. Содержание, событие, созидание – три кита, на которых строится современная педагогика, по его мнению. А технологии, которыми насыщена наша повседневная жизнь, – средство, позволяющее от того, как устроена внутренняя жизнь каждого из нас, выстроить понимание мироздания в целом, вплоть до устройства Вселенной.
Самое активное обсуждение вызвали в Сети эфиры, посвященные историям учительского успеха, которыми делились учителя года России. Учитель французского языка школы №4 г. Рязани, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России» 1996 года народный учитель РФ Екатерина Филиппова рассказала о том, что, по ее мнению, человек добился успеха, «если он хорошо жил, много смеялся и любил. Если он заслужил уважение многих людей и любовь маленьких детей» (Б.Стэнли). Учитель математики лицея КЭО г. Ростова-на-Дону, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2020 года Михаил Гуров отметил, что «шанс рассказать историю своего успеха выпадает не каждому». Его путь к победе в самом престижном профессиональном конкурсе учителей, его история успеха начались еще в школе: классный руководитель смогла сплотить класс и создать у всех учеников ощущение, что школа – это зона комфорта, поэтому вернуться в нее работать – логичное развитие профессиональной карьеры. Учитель русского языка и литературы, директор московской школы №1520, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России» 2012 года Вита Кириченко считает, что «есть в школе много такого, чему невозможно найти равноценного не потому, что оно всего дороже, а потому, что оно неповторимо, незаменимо, самоценно». По ее мнению, «учителю, чтобы быть, чтобы состояться, надо найти верную дорогу и пройти ее вместе со своими учениками». На этом пути важны и глубокое знание предмета, и желание работать в школе, и готовность не переставая учиться учить. А также ответственное отношение ко всему, чем ты в школе занимаешься.
Говоря о педагогике XXI века, мы, как правило, обращаемся к размышлениям о том, какой будет школа будущего, как изменятся работа учителя, его взаимодействие с учениками, кто будет тем самым учителем, который придет в эту школу работать. Именно поэтому возможность задать вопросы спикерам проекта «Высшая лига» была предоставлена не только их коллегам по конкурсу, состоявшимся учителям, признанным профессиональным сообществом, не только экспертам проекта, среди которых заслуженные учителя РФ, лауреаты Премии Президента РФ, но и студентам педагогических вузов, профессиональный путь которых еще только начинается. Эфир с Ильей Демаковым, учителем истории и права, директором Горчаковского лицея МГИМО, абсолютным победителем конкурса «Учитель года России» 2017 года, позволил вернуться на ученическую скамью всем зрителям без исключения, для того чтобы почувствовать, как на запрос современного ученика могут откликаться взрослые, в том числе учителя, как людям разных «информационных культур» (Татьяна Черниговская) эффективно взаимодействовать друг с другом, чтобы найти «жемчужинку» знания в бесконечных информационных потоках.
На первый взгляд может показаться, что идея проекта «Высшая лига» лишь в том, чтобы лучшие учителя страны поделились профессиональным опытом с теми, кто только начинает свой путь в профессии. Или в том, чтобы учителя со стажем могли обменяться друг с другом эффективными технологиями обучения. Безусловно, и то и другое полезно и интересно. Но идея «Высшей лиги» не в этом. Проект призван показать, какие разные люди и как по-разному смогли реализовать себя в этой профессии, насколько они увлечены своим делом, какие амбициозные задачи перед собой ставят и как успешно с ними справляются. Ведь учить – это интересно. Учить – это престижно. Учить – это для дерзких, креативных, умных.
В проекте два направления: онлайн-школа учителей года и диалоги о конкурсе.
Онлайн-школа позволяет вывести личный конкурсный опыт учителей года России на новый уровень: сделать его полезным другим учителям – не участникам конкурса. С одной стороны, здесь каждый из учителей года – наставник для других педагогов, его путь решения конкретной профессиональной задачи (педагогическая практика) ложится в основу педагогической идеи. «Педагогическая идея показывает, как сделать то, чего прежде никому не удавалось сделать или удавалось прежде, да не умеем сделать это сейчас» (С.Соловейчик). С другой стороны, онлайн-школа демонстрирует, что каждый из учителей года – профессиональное достояние всего педагогического сообщества. На этих людей опирается педагогика XXI века, они часть легендарной последовательности: Платон, Коменский, Ушинский, Корчак, Макаренко, Сухомлинский, Амонашвили…
Задача еще одного направления проекта «Высшая лига» «Диалоги о конкурсе» – вдохновить его будущих участников. «На что?» – возникает вопрос. На участие в нем, безусловно. Для кого-то – на победу. Но для большинства – на то, чтобы они зажили новой профессиональной жизнью. Ведь конкурс – это прежде всего люди. Через личность педагога передается профессиональная традиция, реализуется преемственность, в сотрудничестве формируются ценности и рождаются смыслы.
«В основу многих успешных педагогических судеб легла философия сотрудничества, через нее вырабатывался свой взгляд на педагогику, отбирались приемы, способы и методы преподавания, она определяла отношение учителя и учеников ко всему окружающему. В нашем проекте эту философию мы сделали смыслообразующей. Принцип «давай подумаем вместе, как это можно сделать» позволяет наставнику и ученику, действуя сообща, найти решение самых сложных задач, воплотить самые смелые идеи», – отметил ведущий проекта, учитель музыки, главный специалист Центра просветительских инициатив, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1992 Артур Заруба.
Наставником проекта «Высшая лига» стала первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова. Ирина Георгиевна не только задает вопросы спикерам, но и делится со зрителями каждого из эфиров историей проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России», в создании и проведении которого на протяжении более чем 30 лет она принимает непосредственное участие.
Спикерами акции «Диалоги о конкурсе» – диалогов с людьми, в жизни которых было участие в самом разном качестве в «Учителе года России», – стали ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования народный учитель РФ Ольга Ройтблат, журналист, председатель редакционного совета издательского дома «Учительская газета», исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Положевец, заместитель губернатора, министр образования Белгородской области Андрей Милехин и многие другие. Как конкурс меняет жизнь тех, кто с ним соприкасается, лучше всего понятно из этих эфиров. А еще диалоги о конкурсе позволяют услышать ответы на очень многие традиционно волнующие не только учителей и участников профессиональных конкурсов вопросы: как делать выбор и научиться принимать серьезные решения, должен ли учитель уметь соревноваться и для чего это умение может пригодиться ему в его профессиональной жизни, от чего может уберечь хорошее чувство юмора и как в жизни суметь сосредоточиться на самом важном?
В 2023 году, объявленном Президентом Российской Федерации Годом педагога и наставника, выступления в проекте «Высшая лига» продолжат призеры, лауреаты, участники финала Всероссийского конкурса «Учитель года России».
Первый эфир проекта «Высшая лига» в новом году прошел с участием учителя истории, обществознания и МХК подмосковной школы №16, победителя конкурса «Учитель года России»-2022 Дмитрия Лутовинова. Тема выпуска «Современная школа: воспитание знанием», и впервые в онлайн-школе учителей года России в чате вопросы спикеру задавали не только финалисты конкурса «Учитель года России», но и члены Общероссийского детско-юношеского общественного объединения «Сила – в знании!». Спикером второй встречи, которая прошла 8 февраля, стал лауреат конкурса «Учитель года России»-2022 Аслан Кашежев, учитель физики и астрономии из Кабардино-Балкарской Республики.
Проект «Высшая лига» проводится при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Его партнерами в новом году по традиции выступят Общероссийская общественная организация лидеров образования «Учитель года», сетевое издание «Учительская газета», Общероссийский профсоюз образования.
Запись эфира всех выпусков можно посмотреть в плейлисте в социальной сети «ВКонтакте» (http://vk.com/video/playlist/-179950459_5).
Юлия ЕСАУЛЕНКО, заместитель начальника методического управления Центра просветительских инициатив Министерства просвещения РФ
Комментарии