search
main
0

Высокотехнологичная среда

Среди основных направлений развития информатизации дополнительного образования важную роль играет проектирование педагогических технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающихся, а также на формирование умений, навыков самостоятельно приобретать знания и создавать контент. Результативность применения любого цифрового средства обучения зависит от качественного педагогического дизайна, основная задача которого – создание ситуаций, расширяющих возможности обучения и формирующих мотивацию обучающихся к приобретению новых знаний.
Смысл технологии педагогического дизайна относительно прост: необходимо определить потребности обучающихся, их приоритетные цели и задачи образовательного процесса; апробировать и на практике доказать результативность выбранной стратегии обучения и максимально быстро, точно и эффективно передать знания обучающимся, научить их осмысленному применению информации и навыков. В основе педагогического дизайна лежит психологический подход, который имеет бихевиористские, когнитивистские, конструктивистские корни и опирается на два положения: 1) структурированный подход, который обеспечивает контроль обучающегося за приобретением своих когнитивных умений и навыков; 2) открытый подход, который фокусируется на самоорганизации, самоактуализации обучающегося и взаимодействии его метакогнитивных стратегий в работе в учебных группах.

Компьютерные технологии и командная работа разработчиков стали неотъемлемой частью современного педагогического дизайна. В такую команду входят сценарист (педагог), художник, программист, тематические консультанты. Производственный цикл (модель ADDIE) состоит из пяти основных этапов.

Важно подчеркнуть, что перечисленные этапы представляют собой циклическую деятельность, в результате которой они повторяются для корректировки и в течение практической апробации систематической актуализации предлагаемого учебного материала.
Таким образом, педагогический дизайн можно определить как психолого-педагогическую технологию, обеспечивающую эффективность усвоения учебных материалов, разработанных с использованием новых цифровых технологий.

Оптимальным проектом в педагогическом дизайне становится тот, для выполнения которого потребовались знания из различных областей науки, позволяющие обсуждать не одну, а целый комплекс проблем одновременно. Таким образом, решая ситуационные задачи, выстраивая отношения друг с другом в учебном процессе, обучающиеся могут получать необходимые знания в комплексной форме, как это и бывает в реальной жизни.

Но, пожалуй, самое главное, что педагогический дизайн – это разработка и развитие образовательной среды в направлении передачи все большего числа функций педагога техническим средствам и программным агентам.

Во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара такую роль играет «ИТ-полигон». «ИТ-полигон» – высокотехнологичная образовательная среда, где обучающиеся получают востребованные навыки и практико-ориентированные умения технической направленности, применимые в реальной жизни. Миссией создания такой среды стало обеспечение непрерывного информационно-технического образования детей – от выбора образовательной программы к выбору жизненного пути.

«ИТ-полигон» обеспечивает формирование ускоренного инженерно-технического развития детей для подготовки кадрового резерва наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики; создание модели ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников; развитие у обучающихся навыков практического решения задач в конкретных профессиональных ситуациях и работы с техническими устройствами; развитие профессионального мышления. Высокотехнологичное образовательное пространство «ИТ-полигона» призвано приобщить обучающихся разных возрастов к научно-техническому творчеству – от выбора образовательной программы до освоения рабочей специальности.

Такое информационно-образовательное пространство определяется как среда осуществления личностных изменений в целях обучения на основе использования современных цифровых технологий. При этом ключевую роль играет процесс конструирования и структурирования образовательной среды как отдельно взятого мотивирующего пространства.

Лучше всего обучение происходит в условиях, когда обучающийся вовлечен в деятельность, которая сопровождается рефлексивным размышлением о том, что и для чего он делает. Дети обучаются быстрее и с лучшими результатами при условии, что они вовлечены в создание объектов, которые имеют для них личное значение. Процесс обучения предполагает, что участники совершают следующие действия: воображают и представляют, что именно они хотят сделать и получить в результате; создают проект, основанный на своих представлениях; играют с результатами своей деятельности; делятся результатами своей деятельности c другими участниками образовательного процесса; обдумывают и обсуждают полученные результаты; продуцируют новые представления и новые проекты. Общая стратегия организации совместной деятельности заключается в том, что она поддерживает конструктивную деятельность, не навязывая обучающимся формы реагирования, что в свою очередь поддерживает у участников ощущение развивающегося учебного сообщества, в котором постоянно происходит создание новых цифровых объектов, продуцирование идей и проектов.

Дмитрий КАЗАНЦЕВ, педагог-организатор Дворца творчества детей и молодежи
имени А.П.Гайдара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте