Разговор о престижности учительской профессии мы бы хотели начать с цитаты из замечательного и всем знакомого фильма «Ирония судьбы, или С легким паром»: «Ошибки врачей дорого обходятся людям. Ошибки учителей не столь заметны, но в конечном счете они обходятся не менее дорого». Да, действительно, представители именно этой профессии не имеют права на ошибку.
Если ученику неинтересно, уроки однообразны, лишены моментов веселого оживления, игры, движения и чувства свободы, он быстро устает. Из-за таких перегрузок замедляется процесс восстановления сил, и часто возникает ощущение нескончаемости занятий, безнадежности…СМИ приложили немало усилий к созданию карикатурного образа учителя, представив его в лице обобщенной «Марьиванны», безнадежно отставшей от жизни, уныло одетой ретроградки, скучно бубнящей раз и навсегда заученные банальности, вечно недовольной, живущей только в ожидании подарков, постоянно побирающейся на мифический ремонт школы, подобно популярному персонажу молодежной передачи Снежане Денисовне, учительнице, которая обирает детей, лжет, заискивает перед родителями.Человек, не знакомый с реалиями современной школы, невольно проникается мыслью о том, что профессия учителя непрестижна и педагогические вузы – пристанище неудачников, не сумевших реализовать себя. Глубоко заседают в сознании молодежи образы учителя-насильника, учителя-шантажиста, учителя-посмешища, насаждаемые высокомерно-снисходительной пропагандой желтой прессы. Практически все видео об учителе имеют отрицательный эмоционально-личностный характер. Многие видео находятся в «обрезанном» варианте, когда не видно, как учителя провоцировали, компрометировали, манипулировали им, а на всеобщее обозрение представлены только фрагменты, когда учитель вышел из себя. Эти записи ужасают циничным, потребительским, унижающим, агрессивно-нетерпимым отношением к учителям – героям данных сюжетов.За кадром, в том числе и в СМИ, остаются образы учителя-интеллектуала, наставника, товарища, помощника, новатора, победителя, художника и творца человеческих душ. На это хочется ответить фразой из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»: «Будущее нас рассудит». Российская организация «Агентство стратегических инициатив» (АСИ) представила обновленный атлас профессий будущего, которые, по прогнозу, появятся в ближайшие 10-20 лет. Среди них – архитектор живых систем, генетический консультант, специалист по киберпротезированию, дизайнер виртуальных миров, менеджер космотуризма и игропедагог, который будет обучать детей в процессе игр.Устаревают те профессии, в которых человека может заменить робот или компьютерная программа. Поэтому всегда востребованными останутся те виды деятельности, где машина не способна вытеснить человека; конечно же, речь идет о профессии учителя.Современный учитель должен быть профессионалом высокого уровня, время обязывает. Прежде всего он должен досконально знать свой предмет. Во-вторых, педагог должен быть мобильным, сегодня многие дети отлично владеют новыми технологиями, современной техникой. В-третьих, он должен постоянно самообучаться, пробовать новые подходы в обучении. В-четвертых, быть честным перед самим собой и перед детьми, тогда и работать станет интереснее, да и результат окажется лучше. Ну и, наверное, самое главное, что должно быть в каждом педагоге, – умение найти подход к ученику, не просто обучить его знаниям, а научить его учиться! Зажечь искорку и вовремя отойти, чтобы не помешать ему реализоваться самому. Никогда не приносить свои беды и огорчения в школу, ведь в жизни всякое случается, но дети не должны об этом догадываться.Нам некогда обижаться, потому что каждая минута нашей жизни насыщена событиями, и мы должны все успеть, обо всем помнить и быть интересными, удивляющими, увлекающими главных людей в нашей жизни – детей.Нам можно позавидовать, ведь кроме вечного цейтнота, бесконечной усталости и хронического недосыпа у нас есть радость живого общения, возможность воплощать самые сумасшедшие творческие идеи, испытывать всю гамму чувств и эмоций, отчаиваться и снова надеяться, проживать тысячи историй и участвовать в сотнях судеб, ощущать хрупкость и незыблемость жизни…Мы не идеальные, ничто человеческое нам не чуждо, мы разные. Объединяет нас знание обычной, казалось бы, аксиомы: дети тоже люди, только им нужно больше любви и внимания, чем взрослым. И мы каждый день встречаемся с ними и живем их заботами и проблемами, жалеем и ругаем и, возможно, иногда бываем несправедливыми… Но настоящий учитель никогда не переступит грань, за которой живут озлобленность, мстительность, стремление унизить, самоутвердиться за счет других. И постарается, чтобы его ученики эту грань не переступили и понимали, что в любой ситуации нужно оставаться Человеком.Мы не замшелые пеньки, не синие чулки, не соломенные Страшилы и Железные Дровосеки. Обычные люди, умеющие работать в Word и Excel, делать селфи и презентации, любящие путешествовать и отдыхать, мы играем в компьютерные игры и зависаем в виртуальной реальности, общаемся в скайпе и в соцсетях, знаем, кто такие хипстеры и зацеперы и как ловить покемонов. Мы такие же, как и все.Мы вместе с нашими учениками каждый год шаг за шагом пробираемся по узким лабиринтам знаний и вырываемся за широкие горизонты науки… Мы коварные лазутчики, охотники на бездельников и прогульщиков, проводники в городских джунглях и штурманы в океане социума, льстецы и дипломаты, провокаторы, притворщики и скоморохи… А иногда и Айболиты, дующие на разбитые коленки и обожженные души…За нас сражается непобедимая армия глаголов и существительных, на нашей стороне формулы сокращенного умножения и законы Ньютона, в нашем обозе отряды млекопитающих, беспозвоночных и пернатых, нас прикрывают с тыла атомы, молекулы и электроны. Таблица Менделеева – секретное оружие, меридианы, параллели – союзники. Наши парламентеры – сладкоголосые эпитеты, метафоры, ямбы, хореи и даже анапесты. Кто может противостоять нам?!В своей каждодневной обыденности мы не говорим о себе высокопарных слов, не надуваем щеки, не украшаем парадные портреты пышными розанами и пухлыми ангелочками. Мы знаем, что миссия всегда невыполнима, и не обольщаемся красивыми обещаниями, но каждому дается по вере его. Откроют тому, кто стучит. И нам открывают. Конечно, не все, но открытых дверей больше. А еще есть ворота, калитки и даже триумфальные арки…Признаемся честно, есть и плохие, равнодушные, неинтересные учителя, как есть и бездарные артисты, неумелые слесари, коррумпированные чиновники, полицейские-оборотни, врачи-недоучки и писатели-плагиаторы. Только учитель всегда на виду: и положительные, и отрицательные черты его скрыть невозможно. И промахи его, как мы уже говорили, фатальны, мы это знаем.Нередко можно услышать вопрос: «Учитель – это профессия, призвание или ремесло?» Думаем, учитель – это не только профессия, призвание и ремесло, это и искусство, и служение. Служение прежде всего детям.Людмила БУРУЧЕНКОВА,Елена НИКОРА,учителя русского языка и литературы школы №222
Комментарии