Одна из актуальных проблем в столичной системе образования – повышение уровня профессионализма работников, а это требует глубокой и всесторонней реорганизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Москва предъявляет высокие требования к так называемому стандарту столичного педагога. Высокий профессионализм педагогического корпуса столицы – залог успешной модернизации столичного образования.
Городская служба лицензирования и аттестации в соответствии с решением коллегии Департамента образования по инициативе Любови Кезиной с 2000 года вырабатывает рекомендации по аттестации молодых специалистов – выпускников педагогических вузов Москвы по результатам непрерывной (стажерской) практики. Говоря о необходимости и целесообразности аттестации будущих педагогов и молодых специалистов, важно отметить, что эта процедура должна стимулировать развитие молодого учителя, а не только фиксировать это развитие. Поэтому должны быть выработаны единые критерии, система требований к повышению квалификации и аттестации. Фактически наша служба ежегодно совместно с руководством вузов корректирует критерии оценки и технологию аттестации выпускников.
Вместе с тем выделяются проблемы, которые требуют незамедлительного решения. После окончания вуза молодые специалисты оказываются не востребованы в полной мере образовательными учреждениями, где начинающим педагогам часто не созданы необходимые условия профессиональной и психологической адаптации. Как следствие – отток молодых кадров из образовательных учреждений города. Решением, принятым на заседании Главной аттестационной комиссии, устанавливаются разряды оплаты труда по ЕТС (с 9-го по 12-й). Руководителям учреждений образования рекомендуется устанавливать утвержденные на заседании ГАК разряды оплаты труда по ЕТС. Однако некоторые руководители образовательных учреждений при приеме на работу выпускников вузов, аттестованных по предложенной системе, зачастую не придерживаются рекомендаций ГАК, мотивируя отказ тем, что к исполнению могут принять только приказ Департамента образования, а не рекомендации, которые не носят законодательного характера.
Молодой специалист может проходить процедуру аттестации профессиональной деятельности, отработав, как правило, в должности один год, – на 2-ю квалификационную категорию, два года – на 1-ю квалификационную категорию при условии наличия соответствующих заявляемой квалификационной категории результатов профессиональной деятельности. Однако многие руководители образовательных учреждений по некоторым объективным и субъективным причинам не стремятся мотивировать молодых специалистов на прохождение процедуры аттестации. Среди таких причин:
Нежелание брать на себя ответственность за педагогическую карьеру молодого специалиста, предполагающую не только профессиональные «взлеты», но и провалы.
Неблагоприятный микроклимат в отдельных педагогических коллективах, когда старшие коллеги неодобрительно относятся к профессиональным устремлениям своих молодых коллег по принципу: «Мы ждали и ждем – и вы подождете».
Сомнения самих молодых педагогов в своих возможностях и способностях.
Отсутствие в педагогических коллективах целенаправленной и системной работы с молодыми кадрами.
Ежегодно ГАК рассматривает готовность к профессиональной деятельности свыше тысячи студентов-выпускников, в прошлом году их было 1222 человека: 137 (МПГУ), 678 (МГПУ), 92 (МГПИ), 315 (МГППУ).
По рекомендации ГАК 25 апреля 2006 года были присвоены:
8-й разряд – 22 выпускникам (1,8%),
9-й разряд – 66 выпускникам (5,4%),
10-й разряд – 345 выпускникам (28,7%),
11-й разряд – 521 выпускнику (43,3%),
12-й разряд (2-я квалификационная категория) – 248 выпускникам (20,6%).
Сегодня аттестация выпускников педагогических вузов происходит по такой схеме: институт и образовательное учреждение, в котором проходил практику студент, заполняют таблицу-характеристику, после этого по сумме набранных баллов (подсчет ведется по таблице-характеристике) и стажу работы Главная аттестационная комиссия принимает решение – рекомендовать установление соответствующего разряда.
Аттестация молодых специалистов-выпускников – первый этап по реализации дальнейшей программы работы с молодыми специалистами в образовательных учреждениях. С пониманием этого обстоятельства, в целях наибольшей объективизации решения по присвоению разрядов выпускникам отдел аттестации педагогических и руководящих кадров Городской службы лицензирования и аттестации совместно с городскими вузами были разработаны дифференцированные по должностям алгоритмы характеристики-представления для учителей-предметников, психологов, дефектологов, работников дошкольных учреждений, социальных педагогов, позволившие учитывать различные показатели деятельности выпускников.
Дмитрий ЗЕРНОВ, заместитель руководителя Городской службы лицензирования и аттестации
Комментарии