Для меня конкурс возник внезапно. Коллега предложил зайти в методический центр и рассказать о своих педагогических принципах. Мне это показалось забавным: какие у меня особенные принципы? Надо, чтобы детям было интересно. Для весомости рассказа требовался какой-нибудь педагогический авторитет. Подумал: на кого из персонажей я мог бы сослаться как на лучшего педагога? Вне конкуренции оказался… Папа Карло, сделавший человека из бревна. Я надеялся отшутиться.
Через пару недель меня попросили описать свое педагогическое кредо. Процесс странным образом увлек, хоть тогда я не вполне осознавал, что уже участвую в конкурсе. Понимание пришло позже, когда надо было дать урок для незнакомых мне детей. Каждый учитель знает, что иногда и со своими учениками непросто договориться, а тут… Тот же коллега, что привел меня в конкурс, подсказал, как скомпоновать материал урока, помог с презентацией.
Меньше чем через месяц конкурс должен был продолжиться в Подмосковье. Непонятно было, куда деть своих детей: у жены работа. А вокруг – зима, коньки, лыжи! К счастью, оказалось, что детей можно взять с собой! И впереди – неделя зимних радостей. Между всем этим – задания конкурса.
Потом стало известно, что троих из нас отправляют «на город». А значит, нужно придумать мастер-класс (что это?), переделать урок (зачем?). И опять куда-то ехать. И уже без детей…
После «города» стало ясно, что теперь, несмотря на то что впереди лето, подготовка будет почти ежедневной. Но к этому времени я уже по-настоящему втянулся. Благодаря тому что эта работа поддерживала высокий градус вдохновения. Благодаря одержимости всех помогавших мне людей, их самоотверженности и профессиональной непреклонности. Благодаря искрометной атмосфере конкурса, его особенному куражу. Несмотря на трудности, приятно было ощущать себя в этом потоке непрерывного творчества.
Самым сложным при подготовке урока, мастер-класса, лекции был регламент: все задуманное необходимо уложить в конкурсные минуты. Конечно, с детства музыка прививала чувство времени и способность им гибко управлять. Теперь же, в конкурсной практике, требовалось научиться чувствовать урок, как музыку, находиться в нем, как в произведении, вылепливать задуманное, предвидя все возможные преграды. Сам урок становился произведением.
Постепенно появилась новая привычка – видеть себя со стороны. Так должен видеть себя актер – всю «картинку» в целом и одновременно все ее части. Учитель – учеников с их реакциями, пространство класса, осознавать свою роль изнутри процесса и снаружи. И неуклонно двигаться к цели, зная, что должно произойти в каждый следующий момент времени. Конкурс научил меня такому взгляду, придирчивому и детальному. Надо сказать, ценнейшему в нашей профессии. И еще конкурс отточил еще одну привычку – готовить урок с десятикратной системой защиты, сразу предполагать несколько линий возможного хода событий. Парадоксально, но такая предсказуемость и твердость плана вели к большей свободе на уроке! Импровизировать, как ни странно, теперь стало намного легче. Это если говорить о том, что дал мне конкурс.
Сколько удивительных уроков удалось увидеть на конкурсе! Вообще уроки-произведения, наверное, самый главный конкурсный капитал. Моим собственным «капиталом» еще стали друзья – участники конкурса моего года и победители конкурса разных лет – надежная и славная «конкурсная гвардия».
Формула не новая, но в данном случае абсолютно верная применительно к качеству моей педагогической жизни: она четко делится на время до и после конкурса.
Комментарии