search
main
Топ 10
Рособрнадзор: результаты по итоговому сочинению будут объявлены не позднее 20 декабря Сферум запускает новогодний онлайн-марафон для педагогов и учащихся Учащимся запретили пользоваться телефонами в школе Защитить педагогов от давления в информационном пространстве призвал глава государства В некоторых российских регионах отменяют занятия в школах из-за морозов Будущее в ИТ: какие предметы сдавать на ЕГЭ и где учиться Брянская гимназия, где произошла стрельба, переводится на дистанционное обучение Пятого декабря отмечают День волонтера Глава Минпросвещения предложил расширить проект «Орлята России» на дошкольников Золото и серебро вручили российским школьникам на Китайской национальной олимпиаде по математике Итоговое сочинение по русскому языку напишут 66 тыс. одиннадцатиклассников Москвы Экскурсии на производства для школьников станут проводить по специальной программе Отличник народного просвещения в Бурятии отмечает 90-летний юбилей Роль учителя в формировании межкультурного диалога Российские выпускники сегодня пишут итоговое сочинение Школьник конфликтует с учителем: вмешиваться ли родителям В Челябинской области планируют ввести доплаты учителям, которые только пришли работать в школу Важность родительской поддержки в решении школьных проблем и конфликтов Школьники Твери задали вопросы Народному учителю России «Библиотека Вдохновителей»: новая героиня расскажет, как кино может мотивировать и менять людей
0

Высокие ноты творчества и судьбы

Партитура странствий Александра Алексеева

«Он делает гравюры даже из дыхания, из построения фразы, как, например, в трех двойных иллюстрациях в начале: шли и шли, и пели вечную память… Он мне напомнил обо всем, что было русского и трагического в нашей истории, что я забыл и недооценил» – так писал об иллюстрациях Александра Алексеева к «Доктору Живаго» восхищенный Пастернак, получив французское издание своего романа.

Имя замечательного графика, книжного иллюстратора и мультипликатора-новатора, предвосхитившего цифровые съемки своим рукотворным «игольчатым экраном», мистика и художника-мыслителя Александра Алексеева до последнего времени не было известно широкой публике в России. Выдающийся мастер-экспериментатор не удостаивался сколько-нибудь полного исследования у себя на родине. И вот наконец вместо досадного белого пятна на культурно-исторической карте России проявился если не континент, то, по крайней мере, удивительный остров с подробной картографией местности и тончайшей нюансировкой не только биографических данных, но и творческих странствий Александра Алексеева и в прямом, и в переносном смысле. Книга написана дуэтом профессиональных ученых: литературоведом, историком культуры, доктором исторических наук Лолой Звонаревой и художественным критиком, искусствоведом Лидией Кудрявцевой (которая некоторое время работала в отделе литературы и искусства «Учительской газеты»). Результат их десятилетнего труда получился во многих отношениях замечательным и заслуживает статуса выдающегося фундаментального исследования.

Из небытия удалось извлечь даже забытые имена русских учителей Алексеева, подробности, связанные с годами странствий и родословной будущего художника (например, отец Алексеева, полковник Генерального штаба, не был убит турком, как сообщали различные публикации, а скончался от воспаления в Баварии). «Потерянный рай Александра Алексеева» – одновременно и биография, и культурно-историческое исследование, и внимательный художественный анализ результатов напряженных творческих поисков художника и его неугомонной эволюции. Ведь Алексеев для каждой из полусотни проиллюстрированных им книг разрабатывал совершенно уникальные оптику и изобразительную манеру, применял разнообразные техники, порой чрезвычайно трудоемкие и сложные. На страницах книги по мере становления прорисовывается неоднозначный характер: творец и эгоцентрик, энергичный и доброжелательный, азартно сосредоточенный на любимой работе, глубоко интровертный и склонный к самоотстранению (даже в дневниковых записях Алексеев предпочитал говорить о себе в третьем лице, используя сеньяль «Альфеони»).

В книге объемом почти 450 страниц два блока иллюстраций: в одном, черно-белом, архивные фотографии, одна из них, с прекрасным фотопортретом глубоко погруженного в свои мысли зрелого мастера, представлена на обложке как своего рода эпиграф к повествованию (точно так же, как крупный план рук – его визуальный эпилог); во втором, цветном, – репродукции избранных работ Алексеева, хотя их малое количество вызывает скорее голод и настоятельное «еще, еще!».

Оглавлению предшествует библиографический список из почти 200 наименований, многие из которых – статьи о творчестве Алексеева, написанные создателями книги: невозможно уместить под одной обложкой всеохватный рассказ о каждом из циклов иллюстраций и экспериментах с анимацией («Нос» и «Ночь на Лысой горе» – это шедевры со своим космосом). Зато вовлеченный читатель будет ощущать и движение мощных волн истории, и кипящую пену кильватеров культурных событий, пересекающих акваторию индивидуальной судьбы. Сквозь зыбь событийной канвы авторы различают глубоководные течения характера своего героя и логику его поисков, помогают читателю почувствовать нерв интеллектуального напряжения и мистических озарений, сопутствовавших художественным диалогам Алексеева с Достоевским, Толстым, Мальро, Сервантесом, Эдгаром По, Гофманом, Бодлером… Авторы биографии показывают, что за удивительно легкой, почти минималистичной манерой Алексеева-иллюстратора, сочетающей сюрреализм, символизм, абсурдизм, поэтический реализм, напряженное вслушивание и философское осмысление произнесенного и утаенного автором, сонастройка с книгой, способность уловить не столько букву, сколько дыхание или даже скрытую музыку текста, найти им парадоксальную с традиционной точки зрения небуквальную интерпретацию. Еще более это свойство проявляется во взаимодействии мультипликационных работ Алексеева с музыкой.

Каким образом реальная жизнь и творчество соединяются в индивидуальной судьбе? Ответ на этот вопрос всегда сложен для исследователей, но Л.Звонарева и Л.Кудрявцева подошли к теме наиболее плодотворным способом, не упрощая себе задачу. Позволю себе сравнение с баховской кантатой №140: в этом произведении композитор соединил хор и оркестр, причем верхние голоса поют долгими длительностями аскетичную мелодию, созданную за полтора столетия до кантаты, остальные голоса более динамично исполняют трехголосье, а оркестр в это время играет весьма оживленную музыку, и все это многозвучие прочно связывают высокие точки оркестровой партии: из них выстраиваются начальная и ключевая музыкальные фразы, а духовная мелодия нисходит в земное и восходит к небесному (от хора к оркестру и обратно, создавая насыщенный смыслами музыкальный объем). Таким же способом движется и повествование, его переплетающиеся темы, поданные структурно взвешенно и внешне свободно, с отточенной артикуляцией высказывания и жеста, которые можно определить словом «мера». Его начальные ноты заданы предысторией рода Алексеевых, детством и юностью Александра, порой первого пробуждения души и художественной оптики (знаменательно вот это, проходящее красной нитью через всю его биографию: «Темнота продолжала его всегда пугать дьявольской мистикой. Удивительно, как в этом еще ребенке уже сильны переживания контрастов темноты и света, которые станут основообразующими в его графической стилистике. Ее нервом…» и здесь же: «Настоящий мир грез ему открывали книги. К девяти годам он свободно говорил на трех языках…»). Это тема предназначения и его духовной устремленности, высокие ноты хора. В то время как в более низких регистрах остальные голоса проявляют повседневный план жизни с ее настоятельными заботами о заработке (Алексеев создал ряд блестящих рекламных роликов и свое решение заняться коммерческим искусством обозначил кратко: «Тогда к Альфеони явился Дьявол»). Легато в этих регистрах связывают его и с «земным планом» бытия, с любимыми женщинами и дочерью, и с выдающимися творческими людьми своего времени. Оркестровое звучание представляют сменяющие друг друга картины, связанные с перипетиями биографии и эпохи. И над всем этим те самые ключевые ноты оркестра, играющие неиссякающую тему России: ностальгии, воспоминаний, тихой нежности и глубокой печали.

Лола Звонарева, Лидия Кудрявцева. Серебряный век в Париже: Потерянный рай Александра Алексеева. – М. : АСТ, Белония М, 2021.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте