Лариса КУРНЕШОВА, доктор педагогических наук, первый заместитель руководителя Департамента образования:
– Всем нам хорошо известно, что дошкольный возраст – источник всех достижений и проблем не только конкретного человека, но и общества в целом. Вот почему в итоговой декларации «Образование для инновационных обществ ХХI века» на саммите «Большой восьмерки» в 2006 году лидеры ведущих стран мира провозгласили приоритетное политическое значение дошкольного воспитания, которое должно готовить всех детей к дальнейшему образованию и укреплять социальное равенство. В программе ЮНЕСКО «О непрерывном пожизненном образовании» ступень дошкольного образования рассматривается как один из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной емкости не уступающий ни одной из последующих ступеней.
Для создания социально-экономических условий для защиты прав и законных интересов детей 2007 год объявлен в Москве Годом ребенка. Год ребенка – отправная точка новой социальной политики в городе и прежде всего в области дошкольного образования. Главная задача, которую решает город, – обеспечение доступности дошкольного образования.
В Москве проживают около 620 тысяч детей дошкольного возраста. Дошкольным образованием в 2007 году охвачены 63% детей, причем этот процент растет из года в год. Сложившаяся тенденция такого роста не случайна, ведь с 2000 года в Москве отмечается устойчивый рост рождаемости. В 2001 году в городе родились 77 тысяч детей, в 2006-м – 94 тысячи, то в 2007-м мы ожидаем рождения около 100 тысяч новорожденных. Этот прирост рождаемости сопровождается ростом востребованности населения дошкольных образовательных услуг – нам стали доверять.
Наконец, объединяющий сложившуюся в городе тенденцию увеличения охвата детей дошкольным образованием фактор – увеличение возможностей самой сети дошкольных образовательных учреждений в приеме детей. Напомню, что в феврале 2006 года Правительство Москвы приняло постановление о развитии системы дошкольного образования в городе. В рамках выполнения этого постановления в 2006 году было начато массовое строительство новых детских садов, был проведен серьезный анализ эффективности использования существующего фонда дошкольных образовательных учреждений и начата работа по передаче ведомственных детских садов в городскую систему образования. В результате в 2006 году построены 95 детских садов, открыты дополнительно 6900 мест в работающих детских садах, проведен капитальный ремонт ранее закрытых детских садов, приняты в городскую систему 46 ведомственных детских садов. В целом мы получили 24200 дополнительных мест для развития системы дошкольного образования.
В этом году строительство детских садов продолжается, будут построены еще 100 детских садов. По поручению мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова восемь из ста будут построены по новому проекту на 220 мест. Технологическое задание на отработку такого проекта составлял Департамент образования на основе предложений и пожеланий заведующих ДОУ.
Сегодня выделены средства на увеличение количества мест в действующих ДОУ: за счет перепрофилирования групповых помещений мы уже получили около 6000 мест.
Серьезна проблема с возвращением ведомственных детских садов в городскую систему образования, используемых не по назначению. Юрий Михайлович Лужков однозначно поставил вопрос о том, что все здания детских садов, ранее переданные органам внутренних дел, социальной защиты, управам и другим организациям для решения их проблем, должны быть освобождены и переданы в городскую систему образования. Это задача очень сложная и очень острая, ее решение практически на ежедневном контроле в каждом окружном управлении образованием. Но, к сожалению, действительно широкомасштабные комплексные меры по обеспечению доступности дошкольного образования пока не сняли в городе проблему дефицита мест в ДОУ. Об этом говорят данные АИС по учету очередности в дошкольные учреждения, созданной в Департаменте образования. На 1 сентября 2007 года очередность составляла 28400 детей. Закономерно поставить вопрос: когда исчезнет очередь в детские сады?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к результатам анализа, которые нам дает автоматизированная информационная система. Зарегистрированы 1663 ребенка старше пяти лет, которым необходимо было предоставить места в ДОУ с сентября 2007 года. А ведь еще пять лет назад в Департаменте образования было установлено правило стопроцентного обеспечения местами в детских садах всех детей пяти-шестилетнего возраста для создания равных стартовых условий для обучения в школе. Вопрос предоставления мест в детских садах таким детям должен решаться или в момент обращения их родителей в комиссии, или по крайней мере не позже чем через месяц после их обращения. Нужно еще раз вернуться к анализу наполняемости групп старшего дошкольного возраста, планировать открытие дополнительных групп краткосрочного пребывания для будущих первоклассников как на базе детских садов, так и на базе образовательных учреждений, имеющих свободные площади. Тогда у наших руководителей образовательных учреждений не будет необходимости оказывать дополнительные платные образовательные услуги по подготовке детей к школе.
Особо необходимо сказать о доступности дошкольного образования для детей от трех до шести лет. В нынешнем учебном году мы открыли дополнительно 185 групп для детей разного возраста. Вместе с тем анализ очередности показал, что 51% (то есть более 14 тысяч детей) в нашей базе данных составляют дети в возрасте от трех до шести лет. Мы, конечно, понимаем, что в этом возрасте ребенку лучше воспитываться в семье, но, к сожалению, не каждая московская семья может себе позволить не работать и заниматься воспитанием ребенка. К таким семьям относятся прежде всего семьи студентов, семьи, где есть только один родитель, малоимущие семьи. Наша задача – внимательно изучить, по каким причинам ребенок такого возраста оказался в нашей базе данных, и перейти на новую систему планирования и открытия новых мест в системе дошкольного образования в 2008 году. Если в предыдущие годы мы просто наращивали количество мест в ДОУ, то уже сегодня надо верстать программу 2008 года с учетом социального анализа контингента очередников. Для этого необходимо организовать постоянно действующий мониторинг потребности москвичей в дошкольных образовательных учреждениях. Кроме того, необходимо ускорить реализацию на практике идеи Людмилы Ивановны Швецовой о строительстве детских садов, в которых будут воспитываться дети раннего возраста. Департамент образования разработал технологическое задание на разработку нового проекта дошкольного образовательного учреждения для детей раннего возраста на 90 мест. Оно направлено в Москомархитектуру для разработки такого проекта, и мы надеемся, что строительство таких детских садов начнется уже в 2008 году.
На повестке дня все еще остаются задачи максимального использования внутренних резервов существующей сети детских садов. Даже выборочные проверки, проведенные городской инспекцией, показали, что в детских садах еще имеются групповые помещения, сданные в аренду и перепрофилированные под разные цели. Нам необходимо до конца 2006-2007 учебного года решить вопрос о выводе из всех детских садов всех арендаторов, которые не занимаются образовательной деятельностью.
Сегодня во всех округах работают комиссии по формированию ДОУ, в целом в городе есть 131 комиссия. В прошлом году мы решили вопрос о деятельности таких комиссий с учетом автоматизированного учета, создания единой открытой базы очередников, определения порядка взаимодействия таких комиссий. Мы понимаем, что члены комиссий порой находятся не в очень простом положении, и благодарны им за их работу. Но при этом нужно научиться работать неформально. Родители должны чувствовать заинтересованность, видеть, что им что-то предлагают, объясняют. Нельзя работать так: «Вот вам номер вашей очереди, и до свидания!».
В нынешнем учебном году комиссии по комплектованию становятся информационными, консультативными центрами для москвичей. Каждая комиссия – наш партнер для работы с семьей, особенно в тех случаях, когда мы не можем удовлетворить потребность семьи в услугах ДОУ. Снять социальную напряженность, связанную с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях, можно и за счет расширения форм оказания помощи семьям, самостоятельно воспитывающим детей. Это может быть создание службы ранней помощи, центры игровой поддержки, консультативные пункты, реализация программы «Московская семья – компетентные родители».
Социально-экономические перемены последних лет создали предпосылки для рождения института гувернерства как общественно необходимого социально-педагогического явления. Мы надеемся, что в нынешнем учебном году появятся первые семейные детские сады, созданные многодетными семьями. Серьезный импульс развитию этих форм могут придать городские педагогические вузы и педагогические колледжи, которые должны создать систему подготовки специалистов для общественного дошкольного образования.
Определяя задачи на нынешний учебный год в области развития дошкольного образования, мы уделили особое внимание качеству работы государственной системы дошкольного образования. В настоящее время государственная система дошкольного образования Департамента образования включает в себя 1909 ДОУ и 204 образовательных учреждения, в которых реализуются программы дошкольного образования. Сеть ДОУ весьма разнообразна: есть учреждения, которые реализуют интеллектуальные, художественно-эстетические и физкультурно-оздоровительные программы развития детей. Ежедневно увеличивается число групп и ДОУ для детей с проблемами здоровья и развития. Учитывая пожелания родителей, мы увеличиваем количество групп, работающих в режиме 14- часового и 24-часового пребывания детей, востребованы и группы кратковременного пребывания, работающие по разным направлениям. Но независимо от вида детского сада, режима его работы, форм организации образовательного процесса педагогические коллективы решают задачи повышения качества дошкольного образования, обеспечения охраны здоровья детей, обеспечения защиты прав ребенка, обеспечения преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой. Мы решаем эти задачи при тесном взаимодействии с семьей, Департаментом здравоохранения, Департаментом социальной защиты населения, Департаментом семейной и молодежной политики, Роспотребнадзором и Департаментом потребительского рынка. Но, безусловно, главные фигуры – руководитель детского сада и воспитатель. Именно от них зависит, будет ли ребенку комфортно в детском саду, получит ли он правильное развитие.
Анализ состава воспитателей неутешителен. В системе дошкольного образования работают около 38 тысяч воспитателей. При этом почти 4000 воспитателей не имеют специального педагогического образования, а более 650 воспитателей имеют только общее образование. Более 20% воспитателей работают в две смены, а следовательно, не могут качественно выполнять свои функции. Есть у работников ДОУ и социальные проблемы. Работники дошкольного образования оказались самыми незащищенными.
Мы перевели сеть дошкольных работников на оплату труда по Единой тарифной сетке. Но учителя имеют доплату за стаж, за классное руководство, за проверку тетрадей, за заведование кабинетами и так далее, а воспитатели работают на чистом окладе, поэтому их зарплата в зависимости от разряда на 4-7 тысяч рублей меньше, чем у учителей. Кроме того, ставка учителя рассчитывается из нагрузки 18 часов в неделю, а у воспитателя – из 36 часов в неделю.
Хорошо, что строят так много новых детских садов, но строительство, как правило, идет на месте сноса старых детсадовских зданий. Детей на время строительства распределяют по разным детским садам, воспитатели вынуждены уходить в отпуск за свой счет.
Есть у воспитателей и другие проблемы. Мы имеем поручение Юрия Михайловича Лужкова создать совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки рабочую группу, которая должна внести в Правительство Москвы предложения по повышению социальной защищенности работников дошкольных образовательных учреждений.
А вот вопрос повышения профессионального уровня воспитателей ДОУ мы должны решать сами. Кадровая служба города совместно с нашими городскими педагогическими вузами и педагогическими колледжами должна разработать и внести на рассмотрение коллегии Департамента образования программу повышения квалификации и переподготовки, закрепления молодых специалистов в городской системе дошкольного образования.
Высока роль и ответственность руководителей детских садов. В городской системе образования работает большое количество замечательных детских садов, которые известны не только в Москве, но и в России. Нам есть чем гордиться. Вместе с тем, как следует из обращения родителей, у нас, к сожалению, есть детские сады, в которые родители отказываются брать путевки для детей или делают это крайне неохотно. Об этом хорошо знают члены комиссий по комплектованию детских садов.
Перед нами остро стоит задача повышения качества образования в таких детских садах. Нам кажется, что окружным управлениям образования, методическим службам необходимо провести работу с непопулярными детскими садами и в первую очередь с их руководителями. Мы считаем, что это приоритетная задача в нынешнем учебном году. По каждому детскому саду, который имеет низкий рейтинг у населения, необходимо провести анализ и составить программу повышения квалификации его работников. Если необходимо улучшить материально-техническую базу, надо это планировать, если заведующая неопытна, надо ей помочь, если заведующая опытная, но работать не хочет, надо рассмотреть целесообразность нахождения такого человека на руководящем посту.
Комментарии